Процесс пошел?
Реклама в прессе в январе-июле 2012 г.
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
В июле впервые с начала года прирост доходов печатных СМИ от рекламы превысил значение погрешности вычислений. То есть на вопрос: «А был ли прирост?» можно с уверенностью ответить: «Да, был!» (см. Таблицу 1).
|
|
Таблица 1 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июль 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Месяц
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
январь
|
1 425
|
1 375
|
-4%
|
февраль
|
2 345
|
2 343
|
0%
|
март
|
3 457
|
3 340
|
-3%
|
апрель
|
3 239
|
3 344
|
+3%
|
май
|
2 653
|
2 787
|
+5%
|
июнь
|
2 377
|
2 442
|
+3%
|
июль
|
1 846
|
1 985
|
+8%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
17 342
|
17 616
|
+2%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) По итогам 7 месяцев 2012 г. прирост по отношению к аналогичному периоду 2011 г. составил порядка 2%. При этом различные типы изданий с начала года демонстрируют очень разную динамику: рекламные издания в глубоком минусе, газеты показывают неплохой прирост, а журналы балансируют в районе нулевой отметки (см. Таблицы 2 и 3 и Диаграмму 1).
Таблица 2 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июль 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Газеты
|
3 848
|
4 481
|
+16%
|
Журналы
|
10 692
|
10 850
|
+1%
|
Рекламные
|
2 802
|
2 285
|
-18%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
17 342
|
17 616
|
+2%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Таблица 3 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июль 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Тип издания
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
2 078
|
2 455
|
+18%
|
Газеты еженедельные
|
1 769
|
2 026
|
+15%
|
Журналы ежемесячные
|
7 179
|
7 415
|
+3%
|
Журналы еженедельные
|
3 513
|
3 434
|
-2%
|
Рекламные издания
|
2 802
|
2 285
|
-18%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
17 342
|
17 616
|
+2%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Диаграмма 1 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июль 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Доходы печатных СМИ от рекламы, разумеется, прямо коррелируют с ее объемом в натуральном выражении (см. Таблицу 4). У еженедельных журналов и у рекламных изданий он сократился. В газетах, напротив, рекламная площадь выросла. Поскольку она измеряется с очень высокой точностью, проценты прироста с десятыми после запятой – это вполне корректная информация.
Таблица 4 Площадь рекламы в изданиях центральной прессы за январь-июль 2011-2012 гг., полос в пересчете на А4
Тип издания
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
19 073
|
21 523
|
+12.8%
|
Газеты еженедельные
|
7 160
|
7 873
|
+10.0%
|
Журналы ежемесячные
|
28 789
|
29 659
|
+3.0%
|
Журналы еженедельные
|
14 261
|
14 036
|
-1.6%
|
Рекламные издания
|
113 482
|
92 844
|
-18.2%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
182 766
|
165 935
|
-9.2%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
При взгляде на рынок в разрезе издательских ниш сразу бросается в глаза, что женские журналы – самая крупная и богатая рыночная ниша – никак не могут выйти в плюс. Как следствие этого, некоторые издательские дома – лидеры рынка – также не показали прироста доходов. В минусе остается также мужской глянец (см. Таблицу 5).
Таблица 5 Доходы от рекламы изданий центральной прессы за январь-июль 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Ниша
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
3 687
|
3 495
|
-5%
|
ТВ-гиды
|
1 601
|
1 657
|
+3%
|
Еженедельные газеты (Масс.)
|
1 352
|
1 564
|
+16%
|
Ежедневные газеты (Кач.)
|
1 321
|
1 560
|
+18%
|
Мужские журналы
|
904
|
889
|
-2%
|
Автомобильные
|
732
|
822
|
+12%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
742
|
798
|
+8%
|
Кино и знаменитости
|
731
|
754
|
+3%
|
Трудоустройство
|
714
|
730
|
+2%
|
Бесплатные издания
|
676
|
658
|
-3%
|
Интерьер, загородный дом
|
538
|
604
|
+12%
|
Ежедневные газеты (Масс.)
|
478
|
530
|
+11%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
625
|
524
|
-16%
|
Бортовые журналы
|
286
|
409
|
+43%
|
Автомобильные (рекламные)
|
540
|
361
|
-33%
|
Путеводители по развлечениям
|
347
|
338
|
-3%
|
Бесплатных объявлений
|
464
|
325
|
-30%
|
Семья, уход за ребенком
|
260
|
231
|
-11%
|
Познавательные
|
215
|
227
|
+6%
|
Туризм и путешествия
|
139
|
176
|
+27%
|
B2B
|
172
|
159
|
-8%
|
Здоровый образ жизни
|
162
|
143
|
-12%
|
Компьютерные
|
139
|
142
|
+2%
|
Молодежные
|
135
|
133
|
-1%
|
Гастрономические
|
103
|
119
|
+15%
|
Еженедельные газеты (Кач.)
|
107
|
105
|
-2%
|
Электронная техника
|
103
|
88
|
-15%
|
Кроссворды и развлекательные
|
38
|
50
|
+31%
|
Садоводство, цветоводство
|
32
|
26
|
-20%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
17 342
|
17 616
|
+2%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Продолжает сохраняться отрицательная динамика по товарной категории «Парфюмерия и косметика», вызванная существенным сокращением бюджетов двух из трех лидирующих по объему рекламы в прессе рекламодателей - L’Oreal и Procter & Gamble. В результате P&G не только выпал из тройки лидеров, но и покинул ТОП-5, опустившись на 7-е место. Еще несколько рекламодателей из ТОП-20 также сократили бюджеты в прессе (в частности, Nissan, Samsung, JTI) или оставили их на уровне прошлого года (Mercury, VW, Richemont group). Тем не менее, усиление активности остальных топовых рекламодателей компенсировало эти потери, так что первая двадцатка в совокупности показала 8%-й прирост. Это означает, что все остальные, - а это без малого 12 тыс. рекламодателей центральной прессы (не считая бесчисленных мелких рекламодателей classified), - в сумме показали нулевой прирост за 7 месяцев. Такая вот арифметика (см. Таблицу 6).
Таблица 6 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе за январь-июль 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС
Товарная категория
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
1 763
|
2 043
|
+16%
|
Автомобили и аксессуары
|
1 765
|
2 003
|
+13%
|
Парфюмерия и косметика
|
2 055
|
1 791
|
-13%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
1 264
|
1 463
|
+16%
|
Финансовые и страховые услуги
|
645
|
812
|
+26%
|
Часы и ювелирные изделия
|
729
|
812
|
+11%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
633
|
764
|
+21%
|
Недвижимость
|
388
|
479
|
+24%
|
Табачные изделия
|
506
|
472
|
-7%
|
Мебель и предметы интерьера
|
420
|
471
|
+12%
|
СМИ и спецмероприятия
|
529
|
449
|
-15%
|
Продукты питания и напитки
|
461
|
447
|
-3%
|
Строительные товары и услуги
|
375
|
416
|
+11%
|
Бытовая техника
|
334
|
311
|
-7%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
347
|
298
|
-14%
|
Туризм и отдых
|
191
|
191
|
0%
|
Детские товары
|
266
|
190
|
-28%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
234
|
176
|
-25%
|
Торговые организации
|
191
|
141
|
-26%
|
Спортивные товары
|
77
|
113
|
+46%
|
Мобильные телефоны
|
121
|
99
|
-18%
|
Услуги сотовой связи
|
147
|
89
|
-40%
|
Бытовая химия
|
100
|
47
|
-53%
|
Социальная реклама
|
17
|
16
|
-3%
|
Политическая реклама
|
1
|
10
|
+807%
|
Другое
|
1 108
|
1 131
|
+2%
|
Classified
|
2 674
|
2 383
|
-11%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
17 342
|
17 616
|
+1.6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
В заключение остается лишь выразить надежду, что осень подхватит июльский тренд.
28.08.2012
|