Радиореклама в 3-м квартале 2012: рост замедляется, но это нормально
|
Мария Смирнова гендиректор «Зефир Медиа»
|
|
|
|
3-й квартал традиционного уступает 2-му как по объему бюджетов, так и по количеству проданного рекламного времени. И цифры это подтверждают: в 3-м квартале 2012 рекламодатели купили на 15% меньше радиорекламы, чем во 2-м квартале 2012. При этом по отношению к прошлому году сегмент радио продолжает расти, оставаясь по темпам роста на втором месте после интернета.
|
|
Москва + сеть:
Более слабые показатели 3-го квартала по сравнению со 2-м объясняются снижением активности крупных национальных компаний – в летний период (июль-август) многие фармацевтические компании, ряд автопроизволителей, а также некоторые торговые сети снижают свою рекламную активность на радио и возвращаются только в сентябре. Пик активности таких рекламодателей приходится на 4-й квартал.
Эта тенденция наметилась после кризиса 2009 года. И теперь на радио существует яркая сезонность, где январь-начало февраля и июль-август считаются месяцами «затишья». Таким образом, доля 3-го квартала в годовом бюджете радиостанций постепенно снижается и, если тенденция сохранится, в будущем не будет превышать 19-20% от всех годовых затрат.
Как результат, темпы роста радио в 3-м квартале 2012 по отношению к 2011 году несколько ниже, чем во 2-м квартале. По предварительной оценке, рост в 3 квартале 2012 в сегменте московской и федеральной радиорекламы составит около 15-20%. При этом в 4-м квартале 2012 темпы роста по отношению к прошлому году снова увеличатся. Что позволяет нам прогнозировать рост по итогам года на уровне более 20%.
Количество проданного рекламного времени в 3-м квартале 2012 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года практически не изменилось. А значит, что бюджет вырос на 15% не из-за того, что продали больше рекламы, а из-за того, что повысили тарифы на московских радиостанциях. В частности повышение тарифов в 3-м квартале 2012 произошло на «Авторадио», «Европе Плюс», Love Radio, NRJ, Юмор FM и ряде других станций.
При этом доходы от размещения рекламы в Москве росли быстрее, чем доходы от рекламы в федеральном эфире. С этим связано снижение темпов роста оборота у ряда холдингов, чьи доходы базируются преимущественно на федеральной радиорекламе, например, РМГи ВГТРК.
Что касается изменений в клиентском портфеле, автомобили, как и в прежние месяцы, тратят на рекламу больше всех. В начале осени о рекламе на радио также позаботились клиенты из категории «Банки, финансовые услуги и страхование». В период октябрь-декабрь, по нашим ожиданиям, должны активизироваться все категории клиентов: «Авто», «Ритейл», «Развлечения», «Банки» - в связи с периодом предновогодних скидок, «Медицина» - в связи с высоким сезоном для производителей противовирусных препаратов.
Топ-5 в 3-м квартале 2012 года*
|
Топ-5 в 3-м квартале 2011 года*
|
1. Автомобили, мотоциклы
|
1. Ритейл
|
2. Строительство, недвижимость
|
2. Медицина
|
3. Ритейл
|
3. Автомобили, мотоциклы
|
4. Медицина
|
4. Строительство, недвижимость
|
5. Банки, финансовые услуги, страхование
|
5. Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
|
*Оценка «Зефир Медиа» на базе мониторинга рекламы TNS Media Intelligence в 2011-2012 году. Только ролики, без бартера и промо, наценок и налогов.
Регионы:
В регионах в 3-м квартале 2012 динамика была лучше, чем в Москве. Затраты на локальную и мультилокальную рекламу по 14 крупнейшим городам остались практически без изменений по сравнению со 2 кварталом 2012.
По предварительной оценке, динамика регионального рынка в 3-м квартале 2012 будет на уровне показателей рынка в 1 полугодии 2012 – в пределах 18-20% в зависимости от региона.
Динамика количества проданного рекламного времени в городах (в минутах)**
Регион
|
3 квартал 2012
|
2 квартал 2012
|
vs
|
Total
|
644 542
|
644 686
|
-0,0
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
|
60 919
|
60 987
|
-0,1
|
НИЖНИЙ НОВГОРОД
|
44 536
|
48 218
|
-7,6
|
ОМСК
|
48 965
|
54 054
|
-9,4
|
СОЧИ
|
43 610
|
40 229
|
+8,4
|
ВОЛГОГРАД
|
44 809
|
45 618
|
-1,8
|
УФА
|
66 689
|
56 838
|
+17,3
|
САМАРА
|
37 131
|
35 752
|
+3,9
|
РОСТОВ-НА-ДОНУ
|
37 967
|
36 254
|
+4,7
|
КАЗАНЬ
|
60 220
|
57 385
|
+4,9
|
ЕКАТЕРИНБУРГ
|
26 121
|
25 029
|
+4,4
|
ЧЕЛЯБИНСК
|
32 863
|
35 306
|
-6,9
|
ПЕРМЬ
|
40 868
|
41 084
|
-0,5
|
КРАСНОЯРСК
|
55 556
|
57 926
|
-4,1
|
НОВОСИБИРСК
|
44 288
|
50 006
|
-11,4
|
**Оценка «Зефир Медиа» на базе мониторинга рекламы TNS Media Intelligence в 2011-2012 году.
Только ролики, без бартера и промо, наценок и налогов.
Топ рекламных категорий демонстрирует удивительную стабильность. Лидерами по-прежнему являются рекламодатели из категории «Ритейл». В частности в этом квартале существенно увеличил свой бюджет X5 RETAIL GROUP и тем самым не только помог всей категории сохранить лидерство в рейтинге, но и сам попал в число крупнейших рекламодателей.
Топ-5 в 3-м квартале 2012***
|
Топ-5 во 2-м квартале 2012***
|
Ритейл
|
Ритейл
|
Автомобили, мотоциклы
|
Автомобили, мотоциклы
|
Строительство и недвижимость
|
Строительство и недвижимость
|
Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
|
Развлечения/Рестораны/Аудио-, видео- продукция
|
Банки, фин. услуги и страхование
|
Банки, фин. услуги и страхование
|
|
|
***Оценка «Зефир Медиа» на базе мониторинга рекламы TNS Media Intelligence в 2011-2012 году. Только ролики, без бартера и промо, наценок и налогов.
24.10.2012
|