Всех вылечат
Категория «Медицина и фармацевтика» второй год лидирует по объему телерекламных бюджетов в октябре
|
Александр Карпушкин, эксперт отдела маркетинговых исследований АЦВИ
|
|
|
|
По оценке Аналитического Центра Видео Интернешнл объем телерекламных бюджетов в октябре 2012 г. (федеральное и региональное размещение) составил 19,1 млрд. рублей с НДС, что на 10% больше аналогичного периода 2011 г. (График 1).
|
|
В предыдущих двух обзорах мы констатировали ускорение динамики сегмента телерекламы в 3-м квартале. Действительно, на фоне 8% в первой половине года, август и сентябрь с 12%-м приростом свидетельствовали о всплеске рекламной активности телевизионных рекламодателей (о причинах произошедшего подробные рассуждения можно посмотреть здесь и здесь). Показатели октября также выше, чем в среднем за 1-ое полугодие, но вполне очевидно, что вспышка активности сходит на нет. Эксперты российского рекламного рынка сходятся во мнении, что ничего выдающегося в оставшиеся два месяца текущего года уже не произойдет.
Рассмотрим состояние сегмента телерекламы в октябре 2012 г. с точки зрения поведения групп рекламодателей по объему бюджетов, а также расстановки сил среди групп товаров и услуг.
Доля ТОП-10 рекламодателей (федеральное размещение) по итогам октября сохранилась на уровне 1-3 кварталов текущего года, то же самое можно сказать и о группе 41+ (График 2). Относительно аналогичного периода прошлого года для каждой из групп наблюдается небольшое (в пределах 1%) увеличение в доле, в основном за счет средних рекламодателей (группы 21-30 и 31-40).
Тем не менее, это изменение в значительной степени повлияло на порядок формирования ТОП-15 категорий товаров и услуг (федеральное размещение) (Таблица 1).
Второй год подряд по итогам октября на первое место попадает категория «Медицина и фармацевтика», это вполне можно объяснить стартом высокого сезона для реализации противовирусных препаратов. Наибольшую активность здесь проявила как раз-таки тройка рекламодателей из первой десятки (График 2).
Отдельно хотелось бы выделить категории «Прохладительные напитки» и «Соки», которые по итогам 10-го месяца продемонстрировали высокие темпы прироста по отношению к прошлому году, чего так явно не наблюдалось в первые 9 месяцев 2012 г. Этот факт является прямым следствием активизации рекламодателя PepsiCo (напомним, во второй половине прошлого года компания резко снизила свое присутствие в телерекламе).
Еще одним интересным событием, на наш взгляд, стало то, что в октябре прервалась «результативная серия» категорий «Легковые автомобили» и «Финансовые и страховые услуги». Прирост телерекламных бюджетов по отношению к прошлому году, который можно было наблюдать на протяжении 9 месяцев 2012 г., сменился незначительным снижением на 5% и 7% соответственно. Здесь свою роль сыграло снижение рекламной активности отдельных крупных компаний-автопроизводителей и банков. Большая часть этих рекламодателей попали в 3-ю и 4-ю десятку (рисунок 2).
График 1. Помесячный объем рекламных бюджетов на эфирном телевидении в 2008-2012 гг., млрд. руб. (вкл. НДС).
График 2. Динамика долей рекламных бюджетов групп рекламодателей (сформированы по объему рекламных бюджетов: Топ-10, позиции с 11 по 20, с 21 по 30, с 31 по 40 и остальные (41+), федеральное размещение, %
Таблица 1. Суммарные бюджеты и динамика отдельных товарных категорий на эфирном телевидении в октябре 2010-2012 гг., федеральное размещение, млн. руб. (вкл. НДС), %.
№ п/п
|
Категории товаров и услуг
|
2010
|
2011
|
2012
|
2012/2011
|
1
|
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА
|
1 848
|
2 331
|
3 063
|
+31%
|
2
|
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
|
2 479
|
1 745
|
2 429
|
+39%
|
3
|
ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА
|
1 487
|
1 404
|
1 452
|
+3%
|
4
|
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
|
768
|
1 003
|
953
|
-5%
|
5
|
ФИНАНСОВЫЕ И СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ
|
166
|
788
|
736
|
-7%
|
6
|
ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
|
409
|
486
|
613
|
+26%
|
7
|
УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ
|
476
|
548
|
610
|
+11%
|
8
|
БЫТОВАЯ ХИМИЯ
|
456
|
582
|
548
|
-6%
|
9
|
СРЕДСТВА И ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ
|
416
|
300
|
419
|
+40%
|
10
|
СОКИ
|
258
|
176
|
260
|
+48%
|
11
|
ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ
|
155
|
240
|
178
|
-26%
|
12
|
КОМПЬЮТЕРЫ И ОРГТЕХНИКА
|
|
|
173
|
+100%
|
13
|
ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ
|
157
|
37
|
164
|
+344%
|
14
|
АУДИО- И ВИДЕОАППАРАТУРА
|
98
|
128
|
160
|
+25%
|
15
|
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
|
209
|
347
|
139
|
-60%
|
12.12.2012
|
|
Куда движется индустрия? Как меняется структура рекламного рынка? Какие категории рекламодателей сокращают, а какие наращивают свое присутствие в том или ином медиа?
На эти вопросы отвечают исследовательские компании, независимые эксперты, топ- менеджеры крупных медиакомпаний, рекламных агентств, издательских домов, операторов наружной рекламы, лидирующих интернет-игроков.
Проект выходит ежемесячно по мере готовности актуальных данных. Ежеквартально мы подводим итоги и говорим о перспективах индустрии.
|