Ни выпить, ни покурить
Объем рекламы в центральной прессе в 1 полугодии 2013 г. показал умеренную отрицательную динамику
|
Александр Ефремов эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»
|
|
|
|
В июле 2013 г. объем рекламы табачных изделий сократился по сравнению с июлем 2012 г. на 80%, хотя запрет на рекламу сигарет в прессе так и не вступил в силу (депутаты проявили нерасторопность в этом вопросе и так и не внесли поправки в Закон «О рекламе»). Табачные рекламодатели, впрочем, оказались еще более неповоротливыми и не воспользовались представившейся возможностью. Запрещенная с января 2013 г. реклама алкоголя в июле сократилась на 99%. Мониторинг зафиксировал выходы такой рекламы в свободных вложениях. На вопрос, является ли это законным, ответы юристов и чиновников антимонопольной службы пока расходятся.
|
|
Общую ситуацию на рынке прессы можно охарактеризовать как рецессию (см. Диаграмму 1 и Таблицы 1 и 2). Несмотря на рост бюджетов в секторе парфюмерии и косметики, который обеспечил женским журналам плюсовую динамику доходов, рекламодатели других важнейших товарных категорий не продемонстрировали достаточной активности.
Диаграмма 1 Доходы центральной прессы от рекламы (помесячно за 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС)
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Таблица 1
Доходы изданий центральной прессы от рекламы (по типам изданий) за 1 полугодие 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
ТИП
|
2012
|
2013
|
Динамика, %
|
Газеты
|
3 089
|
2 895
|
-6%
|
Журналы
|
8 230
|
8 019
|
-3%
|
Рекламные
|
1 628
|
1 199
|
-26%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
12 947
|
12 113
|
-6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Таблица 2 Доходы изданий центральной прессы от рекламы (по типам изданий) за 1 полугодие 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
Тип издания
|
2012
|
2013
|
Динамика, %
|
Газеты ежедневные
|
1 543
|
1 498
|
-3%
|
Газеты еженедельные
|
1 546
|
1 397
|
-10%
|
Журналы ежемесячные
|
5 627
|
5 540
|
-2%
|
Журналы еженедельные
|
2 603
|
2 480
|
-5%
|
Рекламные издания
|
1 628
|
1 199
|
-26%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
12 947
|
12 113
|
-6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Все типы изданий показали снижение доходов от рекламы. В наибольшей степени это касается рекламных изданий и еженедельных газет. Неутешительные данные пришли и из регионов. По данным мониторинга рекламы, осуществляемого издательскими домами Hearst Shkulev Media и АБАК-Пресс при участии компании Adinpress, продолжается снижение доходов региональных рекламных изданий, впервые зафиксированное в 1 квартале этого года. Региональная рекламная составляющая в журналах и газетах пока остается в символическом плюсе.
Таблица 3 Доходы изданий центральной прессы от рекламы (по тематическим нишам) за 1 полугодие 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
Ниша
|
2012
|
2013
|
Динамика, %
|
Женские журналы
|
2 711
|
2 877
|
+6%
|
ТВ-гиды
|
1 256
|
1 203
|
-4%
|
Еженедельные газеты (Массов.)
|
1 179
|
1 105
|
-6%
|
Ежедневные газеты (Качеств.)
|
903
|
891
|
-1%
|
Мужские журналы
|
663
|
603
|
-9%
|
Кино и знаменитости
|
575
|
554
|
-4%
|
Автомобильные
|
627
|
542
|
-14%
|
Деловые и общ-полит. журналы
|
623
|
538
|
-14%
|
Трудоустройство
|
508
|
465
|
-8%
|
Интерьер, загородный дом
|
458
|
453
|
-1%
|
Бесплатные издания
|
484
|
427
|
-12%
|
Ежедневные газеты (Массов.)
|
382
|
326
|
-15%
|
Бортовые журналы
|
290
|
324
|
+12%
|
Каталоги: строительство, интерьер
|
355
|
258
|
-27%
|
Путеводители по развлечениям
|
229
|
191
|
-17%
|
Семья, уход за ребенком
|
180
|
181
|
+1%
|
Бесплатных объявлений
|
237
|
157
|
-34%
|
Познавательные
|
168
|
144
|
-14%
|
Автомобильные (рекламные)
|
267
|
142
|
-47%
|
Здоровый образ жизни
|
111
|
116
|
+5%
|
Гастрономические
|
95
|
97
|
+3%
|
Туризм и путешествия
|
120
|
92
|
-23%
|
Молодежные
|
101
|
90
|
-11%
|
Компьютерные
|
111
|
85
|
-23%
|
B2B
|
118
|
82
|
-31%
|
Еженедельные газеты (Качеств.)
|
82
|
75
|
-8%
|
Электронная техника
|
59
|
41
|
-30%
|
Кроссворды и развлекательные
|
38
|
39
|
+5%
|
Садоводство, цветоводство
|
20
|
18
|
-11%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
12 947
|
12 113
|
-6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Из первой десятки тематических ниш лишь женские журналы получили прирост доходов, из второй десятки – лишь три ниши: «Бортовые журналы», «Семья, уход за ребенком» и «Здоровый образ жизни» (см. Таблицу 3), причем прирост доходов первой заметно затормозился, если сравнивать с динамикой прошлого года (+30% по итогам 2012 г.), а прирост второй является чисто формальным (+1%). Среди малых ниш третьего десятка еще две имеют небольшие приросты. Таким образом, можно сделать вывод, что рецессия затронула печатные издания практически всех форматов и тематик.
Таблица 4 Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в 1 полугодии 2012-2013 гг., млн. руб. без НДС
Товарная категория
|
2011
|
2012
|
Динамика, %
|
Медицина, лекарства, БАДы
|
1 575
|
1 633
|
+4%
|
Парфюмерия и косметика
|
1 336
|
1 387
|
+4%
|
Автомобили и аксессуары
|
1 519
|
1 328
|
-13%
|
Одежда, обувь, аксессуары
|
1 175
|
1 242
|
+6%
|
Часы и ювелирные изделия
|
617
|
541
|
-12%
|
Финансовые и страховые услуги
|
604
|
510
|
-16%
|
Табачные изделия
|
325
|
488
|
+50%
|
Недвижимость
|
352
|
454
|
+29%
|
Мебель и предметы интерьера
|
361
|
352
|
-2%
|
СМИ и спецмероприятия
|
339
|
350
|
+3%
|
Продукты питания и напитки
|
336
|
331
|
-1%
|
Строительные товары и услуги
|
299
|
302
|
+1%
|
Бытовая техника
|
245
|
254
|
+4%
|
Компьютеры и оргтехника, софт
|
219
|
199
|
-9%
|
Торговые организации
|
110
|
196
|
+78%
|
Туризм и отдых
|
137
|
170
|
+25%
|
Детские товары
|
147
|
166
|
+13%
|
Спортивные товары
|
81
|
80
|
-1%
|
Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника
|
119
|
71
|
-40%
|
Алкогольные напитки и пиво
|
587
|
65
|
-89%
|
Бытовая химия
|
36
|
58
|
+61%
|
Мобильные телефоны
|
80
|
48
|
-40%
|
Услуги сотовой связи
|
63
|
45
|
-29%
|
Социальная реклама
|
12
|
14
|
+25%
|
Политическая реклама
|
8
|
0
|
-96%
|
Другое
|
848
|
707
|
-17%
|
Classified
|
1 416
|
1 123
|
-21%
|
Центральная пресса ВСЕГО:
|
12 947
|
12 113
|
-6%
|
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)
Несколько важнейших для прессы, и особенно для ниши женских журналов, товарных категорий сохраняют, хотя и небольшую, но положительную динамику рекламных бюджетов, («Медицина, лекарства, БАДы», «Парфюмерия и косметика» и «Одежда, обувь, аксессуары»). Какое-то время еще будет сохраняться влияние значительного прироста бюджета категории «Табачные изделия» в первой половине этого года, а вот алкоголь уже вовсю тянет рынок вниз (-89%).
Диаграмма 2 Доля ТОП-20 издательских домов на рекламном рынке центральной прессы в 1 полугодии 2013 г., %
Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) Неуклонно увеличивается рыночная доля крупнейших издательских домов, хотя многие из них, особенно те, в портфеле которых присутствуют рекламные издания, также столкнулись с проблемой снижения рекламных доходов. Так, в 1 полугодии этого года доля ТОП-20 ИД составила 85.7% против 84.4% в 1 полугодии 2012 г. (см. Диаграмму 2). Рост доли основных игроков продолжается все последние годы, что объясняется тремя факторами: консолидация активов, уход с рынка более слабых игроков и запуск лидерами новых изданий. Аналогичная тенденция сохраняется и по рекламодателям. Доля первой двадцатки рекламодателей по итогам 1 полугодия 2013 г. увеличилась с 19.7% до 22.2%. Последняя цифра с точностью до знака после запятой соответствует аналогичному показателю по наружной рекламе за тот же период. Таким образом, пресса и наружка все еще остаются наименее «концентрированными» из всех рекламных медиа, если говорить о концентрации источников рекламных поступлений. Ближайший к ним по этому показателю – интернет, в котором 20–25% бюджетов медийной рекламы приходится на долю уже первой десятки рекламодателей.
Большинство издателей уже смирилось с мыслью, что сокращение доходов печатных изданий – это не временное явление, а, начиная с недавних пор, постоянный тренд. Такая же ситуация складывается и на зарубежных рынках.
Подробнее об этом можно будет узнать из нового издания АЦВИ «Рекламный рынок прессы. Прошлое, настоящее и будущее». Книга должна выйти в свет к сентябрю и, по предварительным данным, будет бесплатно распространяться на конференциях и семинарах АКАР и ГИПП.
Напомним также, что с ежемесячными обзорами ситуации в центральной прессе можно ознакомиться на сайте www.acvi.ru в разделе Аналитика/Пресса. Ежеквартальные отчеты, как и прежде, будут публиковаться на «Медиасоставе».
08.08.2013
|