ЯРОСЛАВСКИЕ КРАСКИ
Владелец брэнда: ОАО "ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЯРОСЛАВСКИЕ КРАСКИ"
Категория: Бытовая химия, товары повседневного спроса.
Масштаб проекта: национальный
Маркетинговая цель
Увеличение объемов продаж продукции тм "Ярославские краски" на 10%
Увеличение уровня лояльности на 5%
Укрепление лидирующих позиций брэнда "Ярославские краски" в "среднем"
сегменте
Обзор рыночной ситуации. Позиционирование брэнда
Российский рынок лакокрасочных материалов (ЛКМ) ремонтно-строительного назначения
в мелкой фасовке (до 10 кг.) принято условно разделять на три товарных сегмента:
1. "Дорогой" - в основном импортные ЛКМ высокого качества
2. "Средний" - ЛКМ российского производства высокого и среднего качества
3. "Дешевый" - ЛКМ российского производства низкого качества
ТМ "Ярославские краски" позиционируется в "среднем" сегменте,
является его лидером. "Ярославские краски" - ЛКМ отличного качества
для массового потребителя со средним достатком.
Специфика рынка ЛКМ в России - ярко выраженная сезонность спроса, сезон продаж
во времени можно определить как "апрель-сентябрь". Перед сезоном 2002
года на рынке сложилась следующая ситуация:
- в 2001 году емкость "Среднего" сегмента выросла на 10% (в то время,
как в 2000 году рост составил 15%). Прогноз на 2002 год - рост не более 5%.
На лицо сокращение темпов роста рынка.
- После бурного роста в 1999-2000 гг. рынок стабилизируется, сформировался состав
основных операторов. Если в 1999 году специалисты обозначали "средний"
сегмент как "небрэндированный", то в 2001 здесь существует 2 брэнда
национального масштаба: "Ярославские краски" и "Ореол" и
несколько активно развивающихся локальных брэндов.
- Позиции ТМ на российском рынке, "средний" сегмент (доля в % от "среднего"
сегмента ЛКМ в мелкой фасовке): 1. "Ярославские краски" - 26,7%, 2.
"Ореол" (+ "Эмпилс") - 16,7% 3. "Одилак" 8,3%
4. "Невские краски" 6,4% 5. "Текс" 5,8% 6. "другие
марки"- 36,1%
И так, прогноз на сезон 2002 года выглядит следующим образом: усиление конкуренции
наряду с ожидаемым прекращением роста спроса*.
Целевая Группа
Первая ступень сегментирования потребителей ЛКМ в мелкой фасовке:
1. Домохозяйства
2. Подрядные организации.
3. Неподрядные организации.
Наиболее крупный сегмент - около 73% емкости рынка составляет сегмент "домохозяйства".
Именно на него и ориентирован брэнд "Ярославские краски".
Как показывают исследования, внутри сегмента "домохозяйства" ЛКМ покупают
взрослые люди всех возрастов, т.е. нельзя сказать, что потребительский рынок
ЛКМ как-либо сконцентрирован по половому признаку покупателей.
Для дальнейшего сегментирования потребителей на основе социально-демографических
параметров были выделены три потребительских сегмента, отличающихся друг от
друга заметным своеобразием (в % от общего объема покупок внутри сегмента):
1 - 28% - люди обоих полов (мужчины 51% и женщины 49%) 35-55 лет, со средним
специальным и высшим образованием.
2 - 18% - женщины старше 50 лет с начальным, средним, средним специальным образованием.
3 -17% - люди обоих полов в возрасте до 35 лет со средним специальным и высшим
образованием.
На основе этих данных - в качестве основной целевой группы был выбран первый
сегмент - люди обоих полов (мужчины/женщины 51/49 %) 35-55 лет, со средним специальным
и высшим образованием, в большинстве своем имеющие семью, детей, собственное
жилище, доход "средний+"*.
Креативная стратегия
Креативная стратегия кампании 2002 года строилась на основе рекламных кампаний
2000 - 2001 гг. Уровень знания марки по открытому вопросу составлял 34,7%, с
подсказкой 86,4%. По итогам опросов почти 50% респондентов правильно ассоциировали
"Дедушку" и "Ярославские краски". Этот "капитал"
было решено использовать и в 2002 г. Но в отличие от предыдущих двух лет главная
задача - повышение лояльности. Вторая задача - разработать и вывести новый слоган,
т.к. старый "идеальны для любых поверхностей" был сложен для восприятия
и запоминания (1,5%), что подтверждали все исследования*.
Специфика ЛКМ как товара заключается в том, что периодичность его покупки основной
массой потребителей варьируется от нескольких месяцев до нескольких лет. При
этом в отличие, например, от бытовой техники после использования у потребителя
не остается никаких идентификаторов брэнда. Что затрудняет формирование лояльности
и поддержание постоянного знания и интереса к брэнду. Эта проблема общая для
всего сегмента "материалы для строительства и ремонта".
В качестве наиболее значимых свойств краски потребители называют чистый приятный
цвет и долговечность покрытия. Именно эти свойства продукта и решено было подчеркнуть.
В то же время фокус-группы показывают, что реклама краски лучше воспринимается,
когда она построена на эмоциональном побуждении, нежели на рациональном.
При создании ТВ ролика ставилась задача перевести акценты с "Дедушки"
на сам продукт. Было принято решение закрыть серию веселых историй, в то же
время планируемый медиа бюджет не позволял достигнуть хороших результатов с
прагматичным роликом - "объяснялкой". В результате конкурса был утвержден
сценарий РА "Сорек-медиа" "Включите цвет!". Идея ролика
в том, что "Дедушка" с помощью волшебной "Ярославской краски"
может без труда менять интерьер своей комнаты. Он сидит в кресле открывает-
закрывает банку "Ярославских красок" и включается цвет "Практично!
Романтично! Отлично!". Для того, что бы ролик не "потерялся"
в эфире было предложено интересное решение - включение цвета (света), чередуется
с полным затемнением экрана, что должно было выделить его из общего ряда в рекламном
блоке и привлечь внимание аудитории. Вторым активным элементом ролика стал музыкальный
слоган "Ярославские краски" - Раз и навсегда!". Этот легкий напев,
связанный с "долговечностью" краски, к концу рекламной кампании вспомнили
28% респондентов.
Кроме размещения роликов был закуплен спонсорский пакет в программе "Квартирный
вопрос" (канал НТВ). Цель - перенос имиджа рейтинговой и достаточно хорошо
таргетированной ТВ-программы на брэнд "Ярославские краски". Этот проект
точно вписывался в задачу увеличения лояльности к брэнду. Кроме размещения заставок,
удалось ввести брэнд в "тело" программы - продукт использовался и
показывался внутри программы. Кроме того, для спонсорской заставки специально
был разработан слоган "Красивое решение квартирного вопроса - "Ярославские
краски".
Для стимулирования крупных покупок в 10 городах-миллионниках весь сезон проходила
акция "Преодолей 3,5 кг", каждый участник которой получал гарантированный
подарок - фирменную рулетку или майку, и возможность выиграть один из 35 цветных
телевизоров в ярком цветном корпусе. По замыслу проект должен был вызвать у
потребителей, делающих большие или постоянные покупки ЛКМ дополнительный интерес
к уже знакомому и потребляемому брэнду, что так же вписывалось в задачу увеличения
лояльности.
Общий медиа - бюджет
от 1 до 5 миллионов долларов США
Методы PR, сейлз-промоушн, директ маркетинга и т.д.
PR Перед началом сезона была объявлена акция "Красочный город". Суть
акции - безвозмездный ремонт значимых городских объектов с помощью "Ярославских
красок" и освещение данных мероприятий в СМИ. В 2002 году в акции приняли
участие 4 города:
Владивосток - ко дню города отреставрирована набережная и фонтан на ул. Набережная
Краснодар - в мае окрашено 20 детских площадок
Ульяновск - ко дню города окрашены 3 аттракциона в центральном детском парке
Орел - отреставрирован центральный пешеходный мост через реку Орлик
Акции поддержали администрации городов, в качестве медиаподдержки использовались
новостные эфиры на ТВ, радио, местная пресса.
Промоушн. Для поддержания акции "Преодолей 3,5 кг" в семи городах
с мая по август проводились промоушн акции в местах продаж. Схема акции "покупка-подарок",
плюс каждый покупатель получал листовку с условиями акции "Преодолей 3,5
кг". Для подарков использовались сопутствующие товары - кисти, валики,
шпатели и сувенирная продукция.
Директ-маркетинг Параллельно с развитием дистрибьюторской сети с 2001 года "Ярославские
краски" начали строительство сети филиалов в стратегически важных регионах.
Филиалы реализовали в начале сезона программу директ-маркетинга, которая состояла
из трех волн почтовой рассылки с периодичностью в 2 недели.
Другое. В 2002 "Ярославские краски" разработали для своих дилеров
мультимедийный каталог продукции, где в качестве помощника - консультанта "работает"
"Дедушка".
POS Активное оформление мест продаж - одно из приоритетных направлений 2002
года.
Результаты
В результате рекламной кампании 2002 года удалось достигнуть следующих показателей:
1. Лояльность к брэнду "Ярославские краски" вырсола на 6%
2. Вспоминаемость по открытому вопросу выросла на 5,9%
3. Известность "с подсказкой" выросла на 4,6 % *
Рост продаж составил 12,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года (январь
- август)***.
Источники информации:
* ЗАО "МИЛОР" маркетинговые исследования лакокрасочной отрасли и рынка
(0852) 49-26-42
** Gallup Media
*** аналитический отдел ОАО "Объединение "Ярославские краски"
|
|