Компания-заявитель: ООО Джонсон и Джонсон
Владелец бренда: Джонсон и Джонсон
Категория: Товары личной гигиены
Масштаб проекта: национальный
Маркгетинговая цель:
В задачи проекта входило улучшение абсолютных и относительных показателей тампонов
o.b. на рынке, а также создание предпосылок для дальнейшего роста категории
в целом и тампонов o.b. в частности:
- Увеличение объема продаж тампонов o.b. на 20% по сравнению с 2002 годом
- Укрепление лидирующей позиции на рынке тампонов, концепция "нарастающего
лидерства"
- Расширение целевой аудитории за счет новых потребителей
- Расширение сезонных рамок продаж тампонов
- Географическое расширение бизнеса - увеличение темпов роста региональных продаж
по сравнению с Москвой
Обзор рыночной ситуации. Позиционирование брэнда
Рынок интравагинальной гигиены в России достаточно молод - категория выросла
за десять лет с нуля до 10.3% рынка женской гигиены. В целом потенциальный рынок
пользовательниц тампонов достаточно велик, примерно 38,5 миллионов женщин. Однако
серьезным препятствием для развития бизнеса являлось (и в какой-то степени до
сих пор остается) обилие всевозможных мифов, страхов и предубеждений среди потенциальных
потребительниц. Поэтому маркетинговые услилия были направлены в первую очередь
на создание, укрепление и расширение категории, эта работа в определенной степени
была общей для основных игроков на рынке интравагинальной гигиены: кроме борьбы
за долю рынка между прямыми конкурентами, для производителей тампонов было и
остается важным отвоевывание позиций у рынка наружной гигиены (менструальных
прокладок). Такая ситуация требовала особых усилий в деле популяризации продукта
среди потребителей, образовательной и информационной деятельности, тесного сотрудничества
с ведущими профессионалами - врачами-гинекологами - России. Для тампонов o.b.
дополнительной сложностью было то, что на российский рынок они были выведены
вторыми. Однако уже в 2002 году можно было с уверенностью утверждать, что тамппоны
o.b. стали безусловным лидером на рынке тампонов в России. Поэтому для выполнения
"количественных" планов роста тампонов, необходимо было обеспечить
условия для "качественного" роста самой категории, и уже в этих условиях
- укреплять и наращивать лидерство o.b. на рынке.
Позиционирование:
Тапоны o.b. - единственные в мире тампоны, созданные женщиной-гинекологом с
учетом физиологии и потребностей в комфорте. Тампоны o.b. - абсолютно безопасное,
надежное и комфортное средство женской гигиены, которое позволяет женщине вести
привычный образ жизни в любой день.
Целевая группа
- Основной целевой группой являются женщины 18-35 лет, следящие за собой,заботящиеся
о своем здоровье, ведущие активный образ жизни, позитивно настроенные, выбирающие
для себя товары высокого качества, ценящие комфорт. Доход - средний и высокий.
- Учитывая задачу дальнейшего развития категории, в особую целевую группу можно
выделить девушек 14-18 лет, начинающих пользоваться средствами женской гигиены.
Эта целевая группа интересна с точки зрения формирования лояльного потребителя
с долгосрочной перспе6ктивой. Группа нуждается в подробном информировании и
образовательных программах, чувствительна к распространению пробных образцов,
достаточно открыта для новой информации и продукции, легко расстается с предубеждениями
и страхами после образовательных программ.
Креативная стратегия
Креативная стратегия была полностью основана на задачах, поставленных перед
брэндом, а также подчеркнула черты характера самого брэнда - легкость, удобство,
естественность. Основной идеей рекламной кампании стало сравнение тампонов с
прокладками, что продиктовало и основные лозунги кампании: "Спрокладкой
так сложно? А с o.b. все можно!", "С тампоном o.b. я могу делать все,
что захочется. А с прокладкой - то, что она позволяет". Особый акцент был
сделан на новый продукт, выведенный на рынок весной 2003 г - "Новый o.b.
COMFORT. Гладкость шелка. Легкость введения". Образы, выбранные для принт-
и телевизионной рекламы, полностью отвечают целевой аудитории продукта - энергичные,
молодые, открытые всему новому. (Девушка на велосипеде с татуировкой в виде
первой буквы названия продукта - о - наиболее близка самой молодой части целевой
группы). В соответствии с основной идеей выбирались и методы ее донесения до
потенциальной потребительницы - динамичные, яркие телевизионные ролики, несколько
провокационные, но в то же время не лишенные образовательного характера макеты
для принт-рекламы, тщательно разработанные промо-акции для торговли и покупателей,
нестандартное размещение рекламных постеров в местах, гарантированно посещаемых
целевой аудиторией, образовательные программы с распространением бесплатных
образцов накануне сезона самых высоких продаж.
Такая рекламная кампания позволила донести до потребительниц основные преимущества
новых тампонов o.b., подчеркнуть традиционное качество и инновационный характер
брэнда, стимулировать первичную покупку среди новых пользовательниц и поддержать
интерес к продукту и лояльность постоянных потребительниц.
Выбор современной российской женщины пределяется ее образом жизни, мышлением,
знанием достоинств и недостатков тех или иных средств. Тампоны o.b. - это свобода,
ведь они позволяют женщине продолжать жить в своем активном жизненном темпе
в любой день месяца: заниматься спортом, плавать, одеваться, в конце концов,
как хочется. Лозунг o.b. "Полная свобода действий"!
Медиа стратегия
Мультимедийный подход к рекламной кампании позволил использовать не только
классические , давно и хорошо зарекомендовавшие себя средства - ТВ-медиа, реклама
в прессе,- но и обратиться к более "интимным" медиа-инструментам,
например, in-door реклама. Телевидение - это по-прежнему очень эффективный инструмент
в распространении сообщения на большую аудиторию за достаточно короткий срок.
Однако, учитывая назначение самого продукта, невозможно озвучить с экрана всю
его специфику. Поэтому использовались также и другие каналы (пресса, in-door),
которые позволили не только рассказать о новинке, но и развеять сомнения женщин
по поводу использования тампонов, помочь с выбором, объяснить, как пользоваться.
Для печатной рекламы были выбраны наиболее популярные в целевой группе издания
- "Cool Girl", "OOPS!", "Seventeen", "YES",
"Burda Mini", "Shape", "Zdorovie". В качестве
нового рекламного канала было выбрано размещение рекламных постеров в туалетах
в кинотеатрах, в некоторых ночных и спортивных клубах.
Важным аспектом в медиа-стратегии было также время проведения основных рекламных
мероприятий. Специфика российского рынка тампонов - сезонность, основной сезон
продаж приходится на теплые месяцы. Этот факт был учтен.
Укажите все использованные медиа каналы:
Телевидение
Места продаж
Пресса
Sales Promotion
Наружная реклама
Общий медиа бюджет
от 1 до 5 миллионов долларов США
Использование методов PR, сейлз промоушн, директ маркетинга и т.д.
Категория тампонов в России только развивается. До сих пор вокруг тампонов
существует множество мифов и легенд. Одной прямой рекламы в этом случае недостаточно.
Поэтому в течение многих лет мы проводим информационно - образовательные мероприятия,
которые являются важнейшими составляющими развития брэнда.
- Образовательная программа "Все ли вы знаете о себе?": проходит в
школах крупнейших городов России. Основная цель - гигиенически-образовательная.
Программа проходит в тесном сотрудничестве с медицинскими и педагогическими
работниками. Лекции проводятся специалистами. Во время семинаров девушки узнают
о строении женского организма, о том, как они развиваются, о правилах личной
гигиены, знакомятся с различными средствами женской гигиены, правилами их использования,
критериями выбора. После лекции девушки получают набор из образовательной брошюры,
информационной брошюры для мамы, ментсруального календаря и пробной упаковки
из 5-ти тампонов, включая образцы новых тампонов o.b. COMFORT, идеально подходящих
для первого использования. С апреля по сентябрь 2003 года программой охвачено
300 000 девушек 14-16 лет
- Служба консультанта o.b.: позволяет каждой девушке получить ответ на свои
вопросы, касающиеся женской гигиены, использования тампонов o.b. у высококвалифицированных
врачей-гинекологов. В этом году в адрес Консультанта o.b. пришло более 100 писем.
На каждое был дан ответ, а также выслана образовательно-информационная литература
- Консультанты o.b. в аптеках - специализированная акция для московских аптек,
основной целью которой являлось как информирование лояльных потребительниц о
новинках в тампонах o.b., так и привлечение новых потребительниц. Работа консультантов
проходила в период с мая по сентябрь в аптеках "Чудо Доктор" и "Доктор
Столетов"и была направлена не только на увеличение ежедневных
продаж, но также на информирование покупателей о качестве продукции, что в дальнейшем
будет положительно влиять на продажи.
- Размещение POS материалов на местах продаж - помогает покупательнице быстро
найти нужное ей средство гигинеы, а также подчеркивает инновации, использованные
в продукции (шелф-токер с информацией о спиралевидных желобках и воблер с имитацией
шелкового платья, подчеркивающий уникальность покрытия новых o.b. COMFORT).
Результаты
- Результатом активной рекламной кампании, промоциональной активности и образовательной
программы стало увеличение роста продаж тампонов o.b. в январе-августе 2003
года по сравнению с тем же периодом 2002 года более чем на 30%, при чем рост
продаж тампонов o.b. опередил рост категории на 3-4 % как в денежном выражении,
так и в штуках ( источник - внутренние данные продаж, MEMRB)
- Укрепив лидерство на рынке тампонов, брэнд o.b. сумел увеличить долю рынка
с 44,5% до 44,9% (2002 1П vs 2003 1П, MEMRB)
- Более 60% молодежной целевой аудитории, на которую в первую очередь была направлена
образовательная программа, после проведения лекций и распространения пробных
упаковок, выразила желание использовать тампоны o.b. в качестве средства женской
гигиены ( данные Информационного центра "Гера")
- Исследование эффективности рекламной кампании этого года показало, что более
70 % пользователей других тампонов склоняются к тому, чтобы купить тампоны o.b.
("точно куплю" или "скорее всего куплю"), при этом особо
следует отметить как эффективность каждого инструмента в отдельности (например,
рекламной кампании в туалетах), так и особенно сильное воздействие мультимедийного
подхода в целом (данные исследования Romir monitoring).
- Сезонный всплеск продаж в этом году начался не в мае, как в 2002 году, а в
марте, что позволяет говорить о постепенном выравнивании продаж в течение года
и преодолении искусственной сезонности (источник - внутренние данные продаж).
- Рост продаж в регионах в этом году превысил рост продаж в Москве на 3%, что
говорит о географическом расширении бизнеса и положительной тенденции для его
дальнейшего увеличения (MEMRB, 13 cities vs MEMRB, Moscow)
Таким образом, можно говорить о выполнении поставленных перед брэндом на этот
год задач и создании благоприятной базы для концепции "нарастающего лидерства".
|