Титул заявки - название брэнда: ЯРОСЛАВСКИЕ КРАСКИ
Компания-заявитель: ОАО "Объединение "Ярославские краски"
Владелец брэнда: ОАО "Объединение "Ярославские краски"
Категория: : Бытовая химия. Товары повседневного спроса
Масштаб проекта: национальный
Маркетинговая цель
Сохранение завоеванной доли рынка (19% на 19 августа 2002 года)*
Сохранение общей известности марки на уровне 2002 г.
На 19 августа 2002 года: ТОМ=39%; Spontaneous brand awareness (все)=51%; Awareness
with a prompt=94%)
Рост показателя по параметру "Источник знания марки - рекомендовал продавец"
на 10% (8% на 19 августа 2002 года)*
Cохранение отрыва от конкурентов по коэффициенту лояльности бренду
(Индекс вероятности покупки: "Ярославские краски"=72%; ближайшие конкуренты
по данному показателю: "Ореол"=53%; "Tikkurila"=35%)
Готовность рекомендовать марку: "Ярославские краски"= 63%; ближайшие
конкуренты по данному показателю: "Ореол"=36%; "Tikkurila"=16%
на 19 авг. 2002 года)*
(Оцениваться будут показатели на конец лакокрасочного сезона 2003 года - 25
августа)
Обзор рыночной ситуации. Позиционирование брэнда
Бренд "Ярославские краски" действует на российском рынке лакокрасочных
материалов (ЛКМ) строительно-ремонтного назначения в мелкой фасовке (до 10 кг).
Основными характеристиками рынка на 2003 г. стали:
- прекращение роста потребления;
- как следствие - усиление конкуренции;
- уравнивание позиций конкурирующих марок по параметру "качество".
*; ****
Состав центральных операторов рынка по сравнению с прошлым годом несколько изменился.
Лидер - "Ярославские краски" (18-19%), основные конкуренты - "Текс"
(7-9%), "Расцвет" (7-8%) "Ореол" (5-6%).*
Товарная линейка "Ярославских красок" соответствует представлениям
среднего потребительского сегмента о традиционном ремонте** (основные позиции
- белые эмали, эмали для пола). Ценовое позиционирование бренда - верхний средний
сегмент (ЛКМ отчественного производства высокого и среднего качества), краски
для населения со средним доходом.
Отсюда эмоциональное и рациональное позиционирование бренда:
- настоящие "народные" краски, "марка-приятель", "марка-собеседник";
- доступные краски отличного качества.
Присвоение бренду звания "Народная марка" в 2003 году позволило окончательно
утвердить приоритет принципа народности в позиционировании.
Целевая Группа
Основные потребители строительных ЛКМ в мелкой фасовке - домохозяйства (ок.
65%)*. На данный сегмент, в силу его массовости, ориентирован бренд "Ярославские
краски". Внутри группы выделяется 2 потребительских сегмента, в которых
ценовое и эмоциональное позиционирование бренда может быть реализовано полностью:
- мужчины и женщины 35-55 лет со средним специальным и высшим образованием,
с доходом "средний" и "средний+" (28% общего потребления);
- женщины старше 50 лет с начальным, средним, средним специальным образованием,
со средним доходом (18% общего потребления)*. Так как перед рекламной кампанией
2003 г. стояла задача сохранения уровня лояльности бренду, особо выделена группа
"розничные продавцы" как наиболее близкий конечному потребителю "проводник
лояльности". Таким образом, портрет представителя ЦГ: старше 35 лет, имеет
средний доход, семью, собственное жилье, часто - "дачу", осознает
себя представителем народа, признает традиционный интерьер: белые двери и рамы,
крашеный пол.**
Креативная стратегия
Рыночная ситуация обесценила рациональный подход, логично было использовать
эмоциональные преимущества. Отсюда задачи:
- формирование имиджа "бренда-приятеля", "бренда-собеседника";
- распространение образа "народного" продукта (достигнуто предыдущими
кампаниями) на бренд в целом. Решения:
Телевизионный ролик: 1) Корректировка образа имидж-героя: уже известный своей
"народностью" Дедушка стал лидером-профессионалом (=бренд).
2) Эксплуатация ценностной системы целевой группы: надпись на стене "Андрей,
держи ... бодрей!" моделирует любимый представителями ЦГ юмор "на
грани", при этом не нарушая приличий.
3) Попадание в речевую среду ЦГ и создание ситуации доверительности (ситуации
"подмигивания") между ЦГ и брендом: "мы друг друга понимаем".
4) Использование удачного (вспоминаемость 2002 - 28%, 2003 - 38%)* джингла "Ярославские
краски" - раз и навсегда!", стилистически вписанного в концепцию с
помощью освеженной музыкальной редакции.
Спонсорство: Участие в передаче "Квартирный вопрос" в качестве действующего
продукта.
PR: 1) Издание журнала "Включите цвет!". Материалы: новости компании,
адаптированная информация об ассортименте, использовании ЛКМ, любопытные факты,
"полезные советы", интерактив. Стиль подачи - эмоциональный, популярный
2) Использование в PR-акциях значимых для населения объектов: покраска и благоустройство
детских площадок, мест отдыха горожан, "облагораживание" уродующих
пейзаж заборов и т. д.; привлечение детей к участию в акциях (конкурсы с призами,
спортивные игры, концерты).
Интернет: Стилистика корпоративного сайта http://kraski.yar.ru, рассчитанная
на конечного потребителя.
POS: Использование в оформлении плаката "Народная марка" около 60
фотографий потребителей, присланных на конкурс "Преодолей 3,5 кг!".
Использованные медиа каналы:
Телевидение
Места продаж
Пресса
Наружная реклама
Связи с общественностью
Радио
Sales Promotion
Медиа - бюджет
от 1 до 5 миллионов долларов США
Использование методов PR, сейлз-промоушн, директ маркетинга и т.д.
PR
- Проведение общественных акций в регионах. "Кострома красится" (май)
- благоустройство центральной площади, покраска фонтана, скамеек и т. д. К "субботнику"
присоединились прохожие, дети. Организовывали работу студенты в фирменной одежде
и Дедушка с красными усами. Ставрополь: "Каникулы с "Ярославскими
красками" (июль-август). Обустроено и отремонтировано несколько детских
площадок, на обновленных площадках проведены детские спортивные праздники, футбольные
и волейбольные матчи на призы "Ярославских красок". Подобные акции
покраски детских площадок и аттракционов прошли в Орле, Краснодаре, Самаре,
Владимире (июнь-август). Новокузнецк: "30 метров "Ярославских красок"
(июнь). Портящий центр города бетонный забор был расписан по эскизам детей.
Во время акции старшеклассниками-учениками художественной школы был изображен
портрет-панорама центральной улицы Новокузнецка - проспекта Металлургов. Проблему
идентификации бренда решили оставленные на объектах изображения логотипа и таблички
"Окрашено "Ярославскими красками". Медиаподдержка: региональные
ТV-каналы, радио, новостная пресса.
- ежегодная дилерская конференция "Палитра". Отчеты первых лиц о работе
компании, презентации новинок ассортимента и PR-деятельности компании, индивидуальные
консультации дилеров, вручение дилерских сертификатов.
- издание корпоративного рекламно-публицистического журнала "Включите цвет!"
- 32 полосы, 2 выхода в год. Публикации "от первого лица", фото покупателей,
продавцов, дилеров, сотрудников компании. Функции: сувенирная продукция, POS.
Промоушн
- акции "Подарок за покупку" в 10 городах. Оригинальная деталь промо-одежды:
"газетная" бандана, стилизованная под "народный" головной
убор маляра.
Стимулирование
- конкурс на самого лояльного продавца - акция "Таинственный покупатель"
в 10 городах.
Trade marketing
- программа мерчендайзинга в 10 городах.
- выездные семплинг-семинары учебно-консультационного центра "Малярная
школа" для продавцов, специалистов по продажам, менеджеров (в 15 городах).
Практические работы с ЛКМ "Ярославские краски", изучение ассортимента,
консультирование покупателей, психологические тренинги.
Интернет
- создание корпоративного сайта http://kraski.yar.ru
Результаты
Сохранение завоеванной доли рынка (19%)*
Повышение известности марки: ТОМ - на 11 проц. пунктов (50%); Spontaneous brand
awareness (все) - на 12 п.п. (63%); Awareness with a prompt - на 4 п.п. (98%)
на 25 августа 2003 года*
Рост показателя по параметру "Источник знания марки - рекомендовал продавец"
на 11 п.п. (18%) на 25 августа 2003 года*
Сохранение показателей лояльности на уровне "заметно выше конкурентов":
Индекс вероятности покупки: "Ярославские краски"=70%; "Ореол"=38%;
"Tikkurila"=33%.
Готовность рекомендовать марку: "Ярославские краски"=68%; "Tikkurila"=28%;
"Ореол"=24% (на 25 авг. 2003 года)*
Источники:
*исследования рынка: Агентство "Маркетинговые Исследования Лакокрасочной
Отрасли и Рынка" (ЗАО "Агентство "МИЛОР");
**РА TARGET-MEDIA
***РА SorecMedia
****информационно-аналитический отдел ОАО "Объединение "Ярославские
краски".
|