|
Non-magic touch
Октябрь
Пятница, 13
И кто бы мог представить, кто бы мог подумать, что для части русских делегатов завершившегося на прошлой неделе 13-го международного фестиваля рекламы Golden Drum просто-таки зубной болью станет участие в режиссерском конкурсе GD московского режиссера Тинатин Баркалая?!
Тинатин Баркалая со своей коллегой и подругой Ксенией Теляковской (фото Александра Филюрина)
Фестиваль прошел. Барабаны остывают до следующего года. Однако ребята волнуются, ночей не спят. Кусок им в горло не лезет – так обидно за державу. И поскольку в понедельник я обещал внести ясность в этот вопрос, вношу. Но предупреждаю сразу: буду очень спокоен, нескандален, дотошен и местами нуден – с господами, устроившими мышиную возню, затеявшими настоящий славянский базар вокруг баркалаевской работы и самого факта ее присутствия в этом состязании, иначе нельзя.
Экономя время и место, не буду грузить читателя повторением того, что уже было сказано в заметках с фестиваля и развернувшейся затем, скажем мягко, дискуссии: кто читал и/или участвовал, помнит, остальные пусть пошарят в «составовском» архиве.
Итак, экспликация. На проходящем в Словении фестивале «Золотой барабан», интересы которого я уже несколько лет представляю в России, в 2004 году придумали конкурс Studio Drum. Это своеобразная мастерская, когда за считанные часы шесть работающих в рекламе режиссеров из шести стран должны снять минутный фильм по предложенной теме с двумя одинаковыми для всех актерами (или с одним из них, или без актеров вовсе) и съемочной группой. Равные и довольно жесткие условия, равные возможности. Почти равные. Почему «почти» – поймете позже. Победитель у конкурса один, выбирает его специальное жюри, не зная авторов.
Затевая это соревнование, организаторы, по их собственным словам, хотели показать: «We are more than just advertising festival». В том же интервью фестивальной газете, откуда взята эта цитата про желание быть «больше, чем просто рекламный фестиваль», продюсеры конкурса Алеш Павлин и Андрей Штритоф рассказывают, как выбираются режиссеры. Кухня проста, как мычание: «Каждый год мы меняем шесть стран, из которых приглашаем кандидатов. Мы консультируемся с представителями Golden Drum в каждой стране и с местными профессионалами. Наше решение базируется на их рекомендациях и на шоу-риалах».
В первом конкурсе два года назад от России участвовал режиссер Константин Чармадов из Park VI Production. Вице-президент фестиваля прислала мне тогда письмо: «Мы тут спросили Ивана Чимбурова, он предложил этого парня. Ты не против?» Почему я должен быть против?! Чармадов приехал в Порторож, снял, как и все, мини-фильм на тему «Голая правда». Лучшей жюри, в которое входил лауреат «Оскара» чех Иржи Менцель, признало работу режиссера из Словении.
На следующий год российского представителя в конкурсе не было – ротация. Зато участвовал «почти наш» – киевлянин Виталий Кокошко из «Кинографа», снявший весьма забавный фильм.
Тема к тому располагала: «Я не люблю секс». В жюри входили самые знаменитые рекламные режиссеры мира – американец Джой Питка и бразилец Жоа-Даниэль Тихомирофф. Победил в 2005 году парень из Румынии. Посмотреть работы можно здесь
Теперь ситуация 2006 года. Участие режиссера из России снова не предполагалось: еще не соревновались представители Финляндии, Израиля, Сербии, Черногории, Македонии, Греции, Кипра, Ливана, а также Белоруссии и других стран бывшего СССР. Очередь, ротация…
И вот тут надо открыть тайну Полишинеля: у российского представителя «Золотого барабана» плохой характер, но много энергии, харизмы и хорошие личные отношения с дирекцией фестиваля. Дружеские, можно сказать. И когда нынешним летом я оказался в командировке в Хорватии, два ключевых игрока фестивальной команды – директор по международным связям и коммерческий директор – специально приехали ко мне из Любляны «просто поужинать». За вином, прошутто, сыром и ризотто мы и решили, что неплохо, если в Studio Drum снова будет участвовать русский режиссер. Ну, что поделаешь: свою миссию посла фестиваля я вижу и в том, чтобы лоббировать на GD интересы России. (И вот только не говорите, что наш кандидат пролез «по блату», вне очереди – в 2006 году снова, второй раз, участвовали посланцы Румынии, Словении и Чехии. Но если б не тот застольный разговор, место россиянина вполне бы мог занять какой-нибудь земляк братьев Каурисмяки или Ангелопулоса).
Правда, вначале мне было сказано: «А вот хорошо, если бы ты предложил кандидата из бывшего СССР!» По условиям «Золотого барабана», принимать в нем полноценное участие могут все страны, составлявшие Советский Союз, но, по понятным причинам – и политическим, и экономическим – в последнее время независимые государства Средней Азии и Закавказья свои работы на конкурс не присылают. О чем говорить, если даже относительно благополучный и стабильный Казахстан на этот раз вставил лишь 5 телероликов и 2 наружки!
«Но мне неинтересно искать туркменского, армянского или киргизского режиссера, – честно признался я. – Я представляю фестиваль в России. К тому же, не уверен, что в этих странах развита телереклама». «Хорошо, а ты мог бы предложить режиссера-женщину?» Разумеется, я немедленно вспомнил про Тинатин Баркалая! Она соответствовала этому пожеланию идеально: и женщина, и профессиональный режиссер с большим опытом, и вдобавок… грузинка, хоть и «московского разлива»!
Дело оставалось за малым: узнать о планах Тины. Не факт, что она согласится участвовать в подобном нервном состязании, не факт, что сможет выкроить время. А если с Баркалая не получится, надо будет иметь про запас еще несколько кандидатур – и тут уж неважен пол, национальность, возраст. Чтобы подстраховаться, я напечатал на «Составе» и еще на нескольких сайтах информацию о конкурсе и предложил выдвигать кандидатов. Откликнулся, в частности, Олег Лещук, руководитель Magic Box, предложил кандидатуру Тиграна Бежанова. Мы пообщались с Тиграном. Он загорелся, но вскоре по ряду причин (в первую очередь, большая загруженность и страшная усталость) отказался. А другой потенциальный кандидат в качестве непременного условия выдвигал участие в конкурсе своего креативного партнера: «Мы снимем вдвоем!» Однако правила и бюджет (поездка и проживание – за счет организаторов) дуэтов не предусматривали: все остальные режиссеры снимали в одиночку.
А Тина сказала, что ей это все очень интересно и она готова. Следующий шаг: одобрение ее кандидатуры организаторами. В Словении посмотрели ее ролики, прочитали резюме. Организаторов все устроило.
Но, оказывается, фигура Тинатин вызвала недоумение у наших «лидеров отрасли»! Ну как же: их-то не спросили! Их-то не делегировали!
«Почему – Тина?» – этот вопрос задали мне в Портороже, а после уже в Москве, через сайт, сразу несколько «сетевиков». С очень нервной интонацией спрашивали. «А почему – не Тина?» – в свою очередь интересовался я. Надо было, конечно, отвечать, что этот выбор – не эстетический, а политический. Это наш ответ тем, кто запрещает «Боржоми», трясет московские хинкальни и шашлычные, интересуется доходами Акунина-Чхартишвили. Мы, конечно, конъюнктурны, но не настолько же!..
Если серьезно (даже не беря в расчет вышеизложенный бриф), Тина Баркалая – один из самых своеобычных наших режиссеров. Она обладает своим стилем – узнаваемым, ярким, броским, в котором удивительным образом переплелись традиции грузинского и российского кинематографа. ОК, вы не верите мне. Мы ведь с Тиной дружим. Послушайте независимого эксперта – Ольгу Данилову, креативного директора столичной студии ADimage. Обозревая в последнем номере «Рекламных идей» очередной ролик Тины для майонеза «Моя семья», Данилова пишет: «Чем отличались и продолжают удивлять ролики Тины Баркалая, так это тем, как создается живая атмосфера, микродраматургия жанровых историй. Для каждой из них она особая и всегда узнаваемая. Еще один плюс, характерный прием, своего рода визитная карточка ролика – наполненность кадра событиями. Концентрация происходящего и произносимого воспринимается зрителями без всякой перегрузки: высочайшая динамика и при этом полная отчетливость истории».
А разве не это и требовалось продемонстрировать в конкурсе режиссеров?! Она и продемонстрировала.
Вообще, концепция конкурса – и нынешний год, когда общий уровень работ оказался хуже, чем прежде, это показал – не продумана четко. Ведь если оценивать именно режиссерское мастерство, то надо давать всем одинаковый сценарий, а не заставлять их выступать еще и в качестве кинодраматургов. Это другая профессия.
На этот раз тема для фильма была предложена довольно странная – «Магическое прикосновение» (Magic touch – нынешний девиз фестиваля). Какую историю можно выразить этими красивыми и туманными словами? Либо смешную, либо философскую. На худой конец, сказочную, фантастическую, но это – вряд ли: времени, бутафории и бюджета на спецэффекты нет. Тина придумала историю про карманника, студента-«ботаника» в берете, который приходит в бар, соблазняет своей наивностью упакованную девицу, такую местную «Ксению Собчак», целует ее, а во время этого магического прикосновения ловко уводит у девушки кошелек… Красивая, насыщенная картинка. Удачная музыка – «Бесамо мучо» на французском. Уверенный монтаж.
При этом надо знать (а я знаю, поскольку присутствовал набегами на съемках и монтаже), каким трудом и через какие трудности все это достигалось. Согласно жребию, Тина снимала последней, когда и актеры, и группа устали, были проблемы с реквизитом – все-таки это не «Мосфильм», с площадкой, с техникой, с температурившей монтажером…
Да, жюри предпочло не ее фильм и не фильмы еще четырех режиссеров, а работу румына Богдана Албу. Ну и что с того? Это ли повод для свиста, злобного шипения, косых взглядов и махания кулаками после драки? Не лучше ли было в Портороже подойти к ней и спросить: может, нужна какая-то помощь? Как это сделал Юрий Мотрич из Киева (ему принадлежат фото, которые вы увидите ниже). Не лучше ли было найти слова поддержки после объявления результата? Как это сделал друг Тины известный финский актер Вилли Хаапсало и словенские журналисты. Почему-то критикам ее фильма и в голову не пришло, что пока они загорали, купались, отрывались на вечеринках и прибрежных ресторанах или смотрели ролики и слушали лекции, она парилась с этим одноминутным кино, работала, нервничала, переживала за результат…
Конечно, лучше всяких слов было бы показать вам немедленно фильмы, снятые режиссерами Studio Drum. Увы, такой возможности у нас нет, хотя я и тянул с публикацией этого текста, надеясь получить из Словении конкурсное видео. Получил письмо от Алеша, продюсера конкурса: «Hi dear comrade. Unfortunately it is not possible. Website can be interpreted as »public screening« and we made Studio Drum for non-public screenings only, there is no authorized music. We would like to avoid any possible problems with that. Sorry, hope you understand».
В общем, размещение на сайте равносильно публичному показу, а на использованную в фильмах музыку нет авторских прав, возможны проблемы. И все-таки, надеюсь, что на предстоящей вскоре презентации «Золотого барабана» (в рамках грядущего ММФР) нам удастся показать эти клипы. И вы поймете сами, что не надо было этим сетевикам и прочим, кто «Пастернака не читал, но хочет высказаться», поступать со своей коллегой так резко, так злобно, так не магически... Не так все безнадежно.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|