Выпуск № 6. «Полеты с Орловым»
Июнь
Понедельник, 5
На прошлой неделе позвонил вдруг Иосиф Абрамович Гольман, издатель и главный редактор «Рекламных технологий», профессор, автор детективов, многодетный отец, старинный знакомый. Дай, говорит, мне несколько кандидатов в рубрику «Пьедестал», а то, говорит, со всеми прежними героями рекламной индустрии я уже побеседовал, а нынешних как-то и не знаю.
А меня ведь хлебом не корми: позови лишь засветиться где-нибудь экспертом, консультантом, советником, гуру и сэнсеем (АКАР и ММФР не предлагать!)
«Ярослав Орлов и Константин Шипов!..» – отвечаю без минуты на размышление. После, правда, еще пару имен приплюсовал. Ну, Логвина, конечно (у нас с ним договоренность о cross-promotion). Только его Иосиф уже интервьюировал: даже двух Логвиных – и Сергея тоже. А сейчас требовалась творческая молодежь, свежая кровь. В общем, Орлов и Шипов.
Снабдил я Иосифа номерами мобильных этих славных людей, а заодно поинтересовался: не вышла ли его новая книга? Не детектив я имел в виду, я даже Акунина не читаю, а сборник интервью. Гольман свои журнальные разговоры с рекламными деятелями издает отдельными томами. И в третьем по счету должно было быть опубликовано интервью со мной. Ну не все же мне подставкой для диктофона служить! Порой хочется и самому на умные вопросы поотвечать... И оказалось, как в воду глядел: книга со дня на день появится в продаже. Выпустило ее издательство «Вершина» под названием «Российская реклама в лицах».
Уф… будет, что внукам показать. Нельзя быть таким тщеславным, Васюхин!..
Да только это, оказалось, еще не финал. Там у них с Орловым целый печальный детектив случился. В воскресенье звонит мне Иосиф Абрамович весь в недоумении и ошарашивает новостью: мол, только что беседовал с глазу на глаз с твоим протеже, и не сложилось общение. Мол, неинтересно им было друг с другом разговаривать. Свернули интервью на полуслове.
«Как странно, – думаю я, – и Гольман египетскую мумию разговорит, и у Орлова язык подвешен. Что ж у них не срослось-то?»
А Иосиф тем временем закидывает мне идею: не хочу ли я поговорить с Ярославом для их журнала, раз уж сам его рекомендовал, и вообще надо же кого-то в июльском номере на пьедестал ставить.
Ну и как тут откажешься? Тем более, тройной гонорар пообещали.
Тут же созваниваюсь с Орловым. Он тоже весь в недоумениях. Завтра встречаемся. Если, конечно, конец света не случится. Все же – 06.06.06.
Вторник, 6
По наводке Гольмана зашел на сайт «Вершины»: ищу информацию о сборнике с моим интервью. Анонс висит, но в корзину книжку положить еще нельзя. Ну и ладно. Надо быть спокойным и упрямым… Все равно факт остается фактом.
Заодно набрел там на объявление: «Издательство деловой литературы «Вершина» совместно с газетой «Акция» объявляют конкурс на лучшую рецензию книг из серии «Молодые Менеджеры. Бои без правил». Лучшая рецензия будет опубликована. Организаторы и kontramarka.ru предоставят победителю два билета на любой концерт, спектакль или шоу. Подведение итогов – в сентябре».
Опа-на! Надо участвовать и побеждать. А после, раз уж организаторы так опрометчиво искушают искушенных, обещая билеты на ЛЮБОЕ шоу, не уточняя город и страну, потребую у них самые дорогие тикеты в лондонский Уэст-Энд на самый модный мюзикл. Или на Бродвей. Или на концерт Мадонны. В какой там части света будет она петь осенью?.. А что вы хотите? Бои без правил! Или научитесь, наконец, составлять объявы, не суля наивным рецензентам золотых гор. Пусть слушают «Золотое кольцо» и смотрят Житинкина с Виктюком.
Среда, 7
У Орлова полдня отключен телефон. И на работе его не было. Как после выяснится, он с В.В.П. общался, который им какую-то рекламу озвучивал. С Владимиром Владимировичем Познером, то есть. Ну и как ехать на интервью, не созвонившись?! Хорошо, что у меня дома нет попугая – давно бы стал матерщинником.
За пятнадцать минут до часа Х мобила ответила. Все в силе, встречаемся в одном из кафе на Маяковке (не буду называть в каком, чтоб партнер Орлова по креативу, мой прилежный многолетний читатель/почитатель, снова не обвинил любимого автора в продакт-плейсменте, а заодно и фамилию этого партнера не назову – фигли его бесплатно здесь рекламировать?)
А Ярика Орлова я знаю давно – еще был жив профессор Крылов, его учитель. Он, возможно, нас и познакомил. И очень хорошо я к Ярику все эти годы отношусь. Знаю, что он копирайтером в «Авроре» начинал, в «Пилоте» у Ганжи работал, в BBDO у Лутца и Амлинского, а последние три года – в агентстве «Инстинкт», креативным директором. Чего его представлять? Любой, кто следит за рекламой, должен Орлова знать. Это талантливый и веселый парень.
«Ну и чего ж, – говорю, – ты с Гольманом не спелся?»
«Да я, – отвечает, – к нему с больной головой приехал: накануне у моей невесты был день рождения. Ну, выпил, не выспался… А он еще такие вопросы задает и пять раз меня не Ярославом, а Вячеславом назвал…»
Четверг, 8
Закончил я, наконец, орловское интервью. Полностью оно в «Рекламных технологиях» выйдет. Но чтобы будущий номер разлетался, как шаурма на Киевском вокзале, опубликую завтра фрагмент на Составе.
В.В.: Твое поколение, Ярослав, сформировалось после перестройки и росло под слоганом «Запрещаем запрещать!», а твое агентство «Инстинкт» живет, если верить вашим декларациям, по принципу «какие правила мы еще не нарушали?» Так вот как ты относишься к запретам рекламы? И, напомни, запрещали ли что-то из твоих работ?
Я.О.: Конечно! Да у нас ролик «Друзья» для ноутбуков iRU пытались запретить. Известная история… Вообще, очень много наших работ в последний момент не проходили проверку…
В.В.: …на вшивость?!
Я.О.: На юридическую чистоту. Однажды вырезали эпизод из ролика для Wrigley. Была придумана такая итальянская история: дворик, веревка с бельем и девушка, которая как канатоходка, шла по этой веревке к молодому человеку. Суперски красивый кадр, но его почему-то вырезали…
В.В.: Может, испугались массового психоза: вдруг телезрительницы захотят повторить ее подвиг вместо того, чтоб следить за «Сексом в большом городе» или какими-нибудь «Ментами»?!
Я.О.: Мне кажется, во всем, включая запреты, должна быть целесообразность. Но не надо приплетать ханжескую мораль, как в случае с iRU. Эрнст (генеральный директор Первого канала – В.В.) запрещал, поскольку сюжет ролика не соответствовал его представлению о друзьях. Или он же пытался снять с эфира ролик «Альфа-банка» со слесарем, поскольку там была ненормативная лексика и «это аморалка». Но лексика была же полностью «забита»! Почему это – аморалка?! В эфире может идти фильм, где женщину распиливают, и в самый интересный момент – рекламный блок, где все идеально. И люди, которые говорят нам, что «с точки зрения моралитэ, ваш ролик не проходит», ставят в эфир подобное кино. Или как нам недавно заявили: «В ролике должно быть 70% взрослых и 30% детей»! Как это посчитать? По кадрам?! Или в комнате сидели 70% взрослых и 30% детей?
В.В.: А кто это сказал?
Я.О.: «Видак» (компания «Видео Интернешнл», ведущий медиаселлер российского телевизионного рынка – В.В.). Они с такой мотивировкой не пускали на канал нашу рекламу "Йодбаланс".
В.В.: Ты мог бы использовать в рекламе образ Христа?
Я.О.: Да. Если это уважительно – на уровне игры ума, игры образа, то можно использовать религиозные символы. А если это напрямую обижает кого-то, в этом случае ты не используешь энергию этого символа, а разрушаешь его. По-моему, религия не может быть только в сердце, хотя во многом она там. Человек должен довольно критично относиться к собственным представлениям о вере, чтобы не впадать в фанатизм и паранойю...
|