|
Блюда от верблюда,
или Завтрак с Оксаной Робски
Июнь
Воскресенье, 25
Несколько дней назад пришло письмо от Грозного, главного редактора «Ресторатора» (это журнал такой – для профессионалов ресторанного бизнеса, для Делосса с Бухаровым).
Грозный заказывал статью: «Тема такая смешная – слоганы ресторанов и сетей. Может, она тебе интересна?»
Еще как интересна! Во-первых, я люблю слоганы – придумывать, обсуждать, критиковать, восхищаться. Во-вторых, люблю рестораны – угощаться, удивляться, сравнивать. Или, во-первых, рестораны, а следом слоганы. Неважно. Люблю! А если у правильного ресторана еще и хорошая реклама – вообще пир духа. И я попросил от Грозного уточнить бриф (ну, и гонорар).
«Конкретики особой нет, – ответил Дмитрий. – Просто я увидел один крайне идиотический слоган, а потом вспомнил несколько других, и понял что в этой сфере все не слава Богу. Вот и хочется понять: нужны ли вообще ресторанам слоганы (или только сетям, а может и им не нужны)? Обращают ли потребители на них внимание? Каким должен быть хороший ресторанный слоган? (Есть ли общепитовская специфика?) Как они сейчас обычно создаются? Может быть, стоит разобрать какие-то иностранные примеры. В общем-то, главное, чтобы пара-тройка экспертов что-то интересное сказали и разобрали по косточкам».
Понедельник, 26
Уже позвонил паре экспертов. Художнику Логвину, например. Хотя, по-моему, он невеликий ходок по кабакам: предпочитает танцы в клубе «Петрович» и борщ-пати в собственной студии. Но рисовал для ресторана «Главпивторг» и вообще авторитет.
«Ну какой у ресторанов может быть слоган?! «Жуй и пей»? Не нужен им слоган!» – авторитетно отрезал Логвин.
Я и сам склоняюсь к мысли, что для хорошего (да и для плохого тоже) ресторана слоган – дело десятое: может быть, а может и не быть. Куда важнее звезды Мишлена. Или – в московском случае – заметка Дарьи Цивиной в «Ъ». Но со слоганом, как со сливочным маслом, – вкуснее.
Самые радикальные рестораторы вообще придерживаются принципа: «Ни копейки в рекламу!», полагая, что первым делом заведение рекламируют его кухня, сервис, цены, а за ними – народная молва. О том, как столичная тусовка послушно перетекает из одного новиковского ресторана в другой, только что открытый и самый модный, уже и романы сочинены. И никакой слоган тут не исполнит роль дудочки гамельнского крысолова. Да она, тусовка, и читать-то разучилась…
Помню, легендарный французский шеф Поль Бокюз, отвечая мне на вопрос «Что такое хороший ресторан?», главным назвал качество продуктов. Не менее известный Роки Аоки (он открыл на Пушкинской «Бенихану») ответил иначе: «Location, location, location».
И еще ни разу ни от кого я не слышал: «Я хожу в этот ресторан, потому что у него хорошая реклама».
Но надо еще парочку гурманов порасспросить...
Вторник, 27
Грозный снова письмо прислал: «Слоган, который сразил меня в самое сердце (и мимо которого я хожу уже несколько дней), носит кафе «Амадеус». На рекламном стикере написано «У нас не отравят!» и внизу мелко подпись: Сальери».
Бедный Моцарт… В Вене его вообще и в хвост, и в гриву… Видел я этот стикер. Отравить не отравят, однако директора этого кафе в 2000 году за что-то застрелили…
А меня в свое время не то, чтобы сразил, но позабавил слоган мексиканского ресторана El Cuchi, расположенного в Мадриде на Plaza Mayor. Над входом написано (по-английски, в расчете на туристов!): «Hemingway newer ate here…»
Ну и как не зайти в ресторан, где никогда не едал Хемингуэй, если все остальные окрестные бары утверждают, что у них-то старина Эрни был завсегдатаем с 1923 года?!
Еще понравился слоган столичного «Бедуина»: «Блюда от верблюда». Именно «от», а не «из» и не «для». Но все равно все опрошенные эксперты от него кривятся. Эстеты, блин!..
Среда, 28
Грозный торопит с текстом.
Превозмогая лень и делая параллельно еще кучу дел (с той же скоростью сонной мухи), собираю фактуру. А тема и впрямь смешная.
Ресторан «Икра»: «Если рыба свежее, чем у нас, то она плавает!»
Ресторан «Дикое More»: «Вы уху ели?»
Ресторан «Золотой»: «Почувствуйте себя бриллиантом в золотой оправе».
Кич, трэш, отстой. Или – осетрина второй свежести.
Про одесский «Стейкхаус» одно из местных изданий написало так: «Уважать это место можно хотя бы за слоган «Счастье снова в моде». Его придумал киевский писатель Антон Фридлянд за $300. Слоган настолько шикарный, что его даже украли создатели московской премии Night Life Awards – в прошлом году он проходил золотой нитью во всех роликах праздника».
Чувствуется, что рецензию писал одессит! «Настолько шикарный», «золотой нитью». Почему, кстати, золотой, а не красной?!
Сожрать кусок сильно, средне или слабо прожаренного мяса – это счастье? Как спросила бы, задыхаясь, волшебная Елена Соловей, вы звери, господа?
А воровать слоганы снова в моде!
Четверг, 29
Получил аккредитацию на Первый Московский международный открытый книжный фестиваль, который с пятницы по воскресенье прогремит в Центральном Доме художника на Крымском валу и вокруг оного. А значит ждать меня со статьей о слоганах редактору «Ресторатора» придется, как нерасторопного официанта с подносом...
Программа у фестиваля – блеск. Формат общения: от литературного ралли (интеллектуально-спортивный конкурс на самокатах) до завтраков – с Дмитрием Приговым (пятница), Оксаной Робски (суббота) и – ура! – Фредериком Бегбедером (воскресенье). От мастер-класса жизненного успеха до мастер-класса по ферганскому плову. От дискуссии о том, каково быть сценаристом, до концерта «Елочных игрушек». Среди обещанного: Лимонов, Улицкая, Арабов, Веллер, Троицкий, Макаревич, Степанцов, Дуня Смирнова, Илья Кормильцев, Юз Алешковский… Ух!
Неутомимый Бегбедер, «идеолог гламура, рекламный террорист и кумир бомонда» (цитирую рекламу вечеринки, на которую постараюсь прийти), выступит еще и в клубе Московского кинофестиваля в качестве ди-джея. Браво, Фредерик. Все правильно! Писателю в наше время тотального духless'а для того, чтобы продать побольше экземпляров, мало сочинять крепкие книжки. Надо еще время от времени выступать с джей-сетами и сниматься в порнофильмах.
Или придумывать слоганы для ресторанов. Но обязательно – «настолько шикарные», как говорят у нас в Одессе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|