Храбрецы Интернета
Июнь
Четверг, 29 Полдень. «Октябрьская»-радиальная. Шаг на эскалатор. И вдруг из динамиков – мужской голос: «Давайте восклицать! Друг другом восхищаться!! Высокопарных слов не стоит опасаться!!!..» И так до конца – весь недлинный окуджавский стих, включая строчку «Давайте горевать и плакать откровенно» и не слишком оптимистичный финал: «Тем более что жизнь короткая такая». Реклама? Кажется, нет. Просто так прочитали, без всякой коммерции, по любви.
Лето. Мертвый сезон. Наверное, рекламодателей очень мало. Дубленки в «Снежной королеве» – еще неактуально. Вот и запустили поэзию, чтобы народ не скучал. Хочешь – не хочешь: слушай. И не убежишь, не укроешься, не заткнешь уши плеером.
А может, это воплощается чей-то очередной национальный проект по воспитанию чувств и спасению от бездуховности? Или может, кто-то переиздал Окуджаву массовым тиражом и рекламирует его таким скрытым образом? К чему гадать... Как писал тот же Булат Шалвович: «Нужны ли гусару сомненья?..»
Гусару – нет, но я-то – не поручик Ржевский! Декламировать в подземке стихи (Окуджава, кстати, далеко не худший выбор) между тупыми коммерческими объявлениями – благородно это или пошловато? И как к такой акции отнесся бы сам поэт, который был, как известно, человеком довольно скромным? И хотел бы я сам, чтобы мои вирши вот так читали нервозным пассажирам? На последний вопрос ответ знаю точно: нет, не хотел бы. Ни в метро, ни в самолете, ни в синем троллейбусе.
Помнится, Иосиф Бродский настойчиво предлагал продвигать поэзию… в отелях. Он мечтал, чтобы в номерах рядом с Библией лежали бы сборники стихов. Можно спорить такая ли уж это удачная мысль, однако мне она милее насильственных литературных метро-чтений. Постоялец отеля, в конце концов, волен не читать ни того, ни другого, да вообще ничего, никого и никогда, а заполнить свой досуг, допустим, эротическим кино.
А у нас сегодня в метро – стихи из динамиков. Завтра, не дай Бог, будут проповеди и молитвы. Или речи отцов Отечества. Пора садиться за руль. Ага, и стоять в пробках!
Пятница, 30
«Зачем поэту столько охраны?» – крикнул кто-то неокрепшим голосом из задних рядов. Лимонов не ответил. Не расслышал? Не счел нужным? Считает себя политиком, а не поэтом?
Первый день Московского международного открытого книжного фестиваля. Внутренний двор ЦДХ отдан на растерзание читателям и писателям. И тех, и других, несмотря на обильный пиар и рекламу, почему-то не очень-то и много. Работают? Не хотят друг друга видеть? Дорого? Или мало их осталось – читателей?
Как заметил в одном интервью критик Александр Гаврилов, программный директор всей этой затеи, организованной по образу и подобию Edinburgh International Book Festival, «фестиваль – возможность для умных выйти из шкафа и признаться в том, что они на самом деле любят быть умными. Они готовы участвовать в дискуссии с Михаилом Веллером, готовы слушать стихи Эдуарда Лимонова. Им это нравится и совершенно за это не стыдно».
Я приехал специально «на Лимонова». И мне не стыдно! А потом собираюсь слушать Юза Алешковского, Илью Кормильцева, Юрия Арабова, Дуню Смирнову, Людмилу Улицкую и, конечно, Фредерика Бегбедера, романтического эгоиста, у которого я позаимствовал форму своей колонки, этого «лего из эго»...
Стихи из своей свежей книги «Ноль часов» вождь национал-большевиков, он же «самый известный и самый скандальный русский писатель», читает в одном из белых шатров. Охраняют его, рассредоточившись по периметру, по меньшей мере, 15 человек. Один, совсем не по-летнему обутый парень, стоит неподалеку от меня и перекрывает видимость.
У меня странное отношение к стихам Лимонова: они мне нравятся меньше его прозы и публицистики. Их не тянет перечитывать. И с теми, кто считает их «гениальным минимализмом», я бы поспорил. Но читает он блестяще – с каким-то молодым азартом, с веселой злостью, наполняя каждое слово своей харизмой. Хочется слушать еще и еще.
…А Лимонова-то, оказывается, тоже достали своими репликами персонажи из виртуальных форумов: среди новых его текстов есть один, который я охотно воспроизведу здесь полностью и в авторской орфографии. «Храбрецы Интернета» он называется.
Храбрецы Интернета –
Великие Кормчие «мышки»
Вдохновенные трусы, с ленивой губой
Эти юные старцы, седые мальчишки
Выплывают они в океан голубой
Звонко лают в пространство –
Ведут меж собой перепалки
Всё узнали и знают и всех затмевают собой
О Великие люди! Колумбы на кресле-качалке! Каждый нажил уже, иль еще наживет геморрой
Революцию любят они обсуждать, демагоги
У пикейных жилетов, у них планетарная спесь
коноплёвы и маляры равно глупы и убоги
Хотя дугины тоже средь них истеричные есть...
Что не вечер, безмолвные речи так страстны
Раскричатся бывало, давя и на «мышек» злобясь
Как один бесполезны, никому не опасны
Современная плесень. Мгновенная связь...
Храбрецы Интернета...
Колумбы на кресле-качалке
Хаусхоферы, Бисмарки спальных районов у МКАД
«Генштабисты» в кавычках ведут меж собой перепалки
Впали глупые дети и дяди в азарт...
Это я говорю вам, отец Эдуард...
Июль
Среда, 5
Самое интересное, самое смешное и злободневное чтиво последних двух дней – вопросы, которые мой любознательный народ задает на «Яндексе» президенту России. Среди вопрошающих тоже много храбрецов Интернета, интересующихся одним: почему же президент поцеловал в живот маленького мальчика? Но есть и вполне вменяемые голоса. Завтра Путин будет отвечать.
Ох, сколько ядреных и наивных вопросов и реплик связано с рекламой! Волнует она население, раздражает и бесит. Интересно, что скажет о ней гарант Конституции? Да и скажет ли?..
|