|
Ольга Фомина: откровения рекламного фотографа
«Единственный рецепт - это...»
Часть первая
«Мне ни одна статья, в которой писали обо мне, не нравится. Но я же терплю» - призналась Ольга Фомина в одном из интервью.
Не уверен, что и этот текст вызовет у нее восторг, но Ольга понимает, что без паблисити нет просперити, а потому терпеливо и даже многословно отвечала на мои вопросы.
Кто она? Если в двух словах: человек трудной судьбы. Рекламный, или как ее еще называют в прессе, коммерческий фотограф с 20-летним стажем.
Автор книги «Я решил стать женщиной» и выставки «Хочу быть Дьяволом!»
Под студию, которой страшно гордится, Фомина использует бывшую мастерскую Льва Кербеля, одного из главных советских скульпторов.
- Однажды для своего гастрономического журнала я делал интервью со спортивным комментатором Уткиным и спросил его: «Василий, ну о чем можно говорить с футболистом?» На что Уткин крякнул: «А я не пониманию, о чем можно говорить, например, с фотографом!», от чего фотографировавшая его в этот момент барышня едва не лишилась чувств...
- Вы тоже так думаете?
- Не знаю. Наверное, за вас должны говорить фотографии. Рекламного фотографа я интервьюировал всего один раз, но это был Борис Бендиков, человек-праздник. А вообще про фотографов рекламная публика не очень-то любит читать...
- Человек-праздник? Тогда я человек будней. Рекламная публика - сообщество творческих людей со своими достоинствами и недостатками. Творческих людей отличает самовлюбленность, поэтому все желают читать о себе или о безоговорочных авторитетах.
- Про вас прочитают! Вы - особая история. И не только потому, что в один прекрасный день гражданин Борис Фомин превратился в гражданку Ольгу Фомину - это, скорее, сюжет для «Комсомольской правды», к тому же давно не новость.
- Ох! И вы о том же!
- А мы ведь поговорим о профессии, да? Как заявлено у вас на сайте, ваш «профессиональный опыт - это успешная работа рекламным фотографом с 1986 года». И что же все двадцать лет вы были в шоколаде? Кстати, что такое успех? Как его добиться? Как удержать?
- Если задуматься: кому и почему сопутствует успех?.. Вот упомянутый вами Боря Бендиков... Одна из главных причин его успеха, мне кажется, - в коммуникабельности и фонтанирующем обаянии. Помню, однажды мы пришли к нему на день рождения. Празднование проходило в однокомнатной квартире, зимой. Вместилось туда человек шестьдесят. Верхнюю одежду просто свалили на лестничной клетке. И было очень весело! Среди гостей оказались его клиенты - менеджеры компаний, люди, немного зажатые, далекие от искусства, так они восхищенными глазами смотрели на Борины телодвижения. Он был центральной фигурой вечеринки... Я человек совершенно другого склада.
- Какого?
- Человек будней, не фонтанирую. Пожалуй, я - скучный человек, все близкие мне постоянно говорят, что я - зануда. А секрет успеха... Единственный рецепт - много работать. Основной инструмент в нашем бизнесе - это сам фотограф. Не техника, не роскошное помещение, хотя все это важно. Но основное - фотограф.
- А вот в своей книге вы рассуждаете иначе, заявляя, что крутому мастеру работать следует поменьше...
Из книги Ольги Фоминой: «Ну, что за жалкая человеческая сущность! Если бы мы сейчас взялись их снимать, вся эта шатия-братия придирчиво оценивала бы меня, потом они экспертами рассматривали бы фотографии, давали бы мне оценки... рассуждали бы, ни хрена в этом не понимая, как должен был бы стоять свет, что здесь вот, если бы еще чуть повернуть, было бы лучше и т.д. Они чувствовали себя основными в этом процессе... А тут их выгнали, и это было самым верным для них признаком моей крутизны. Может быть, чтобы убедить, что ты классный фотограф, надо выгонять всех через раз? Одни - убитые горем, что им не удалось сняться у такого мастера, другие - счастливые, что им в этот раз так повезло...»
- Это шутка. Мало ли что я понаписала в романе! Я в нем и стоматолога убиваю в финале. И выгоняла я тогда группу товарищей, точнее, группу невменяемых идиотов, из-за нарушения договоренностей. От чего до сих пор испытываю чувство удовлетворения.
- Тогда еще один рецепт из вашей книги - серьезный, более того, пафосный.
Из книги Ольги Фоминой: «Душа должна быть в искусстве, пусть и с надеждой продать подороже, но обязательно душа должна наполнить нотки, строчки, холстики... не получается без души делать искусство, и никогда и ни у кого не получится, другого способа делать искусство еще не придумали».
- Для вас успех измеряется деньгами?
- Да. Хорошие работы - это признак таланта. Талантливый человек не всегда богат, но успех меряется деньгами. Фотографов всегда было много, а сейчас - целая армия людей, обладающих цифровыми камерами. Технологически все упрощается. В профессии появились непонятные пьющие люди. Среди мужчин есть бездельники, они находят себе занятие: купили камеру и уже считают себя фотографом. И жене всегда можно сказать: «Как это я не работаю? Работаю! У меня камера, я воплощаю свои творческие планы». Свободных художников много, но успех имеют немногие.
Из книги Ольги Фоминой: «Я не любила творческих людей с вечным их самолюбованием, с их жизнью в придуманной ими же позе, с обязательно завистливым взглядом на мир... Мне больше нравились простые люди. Человек, не ставший к станку или не занявшийся любым другим созидательным действием, вовсе необязательно наполнен нестерпимым творческим зудом или тем более необязательно одарен свыше талантом и гением или способностью передавать красоту мира каким-либо способом. <...> Талантливые люди - это другая категория человеческих существ, и их единицы, они иногда интересны, но и они меня утомляли своими разговорами исключительно о себе и бесконечными попытками затащить меня и всех окружающих в процесс любования их исключительной персоной».
- Вы тусовочный человек?
- Абсолютно нет. Клубы не для меня - уже возраст не тот. Раньше ходила на тусовки дизайнеров, но там толкутся дяденьки в тюбетейках и растаманских шапочках и потихонечку напиваются. И все с пафосом: «Я - великий!» Мне такие тусовки и такие люди чужды. Общение с ними удовольствия не доставляет. Если творческий человек реализуется в своей внешности, значит, ему не удается реализовать себя в чем-то другом... А тусовки миллионеров - так они такие богатые, что не знаешь, что надеть. Придешь, и хочется под стол забраться: все тетки одеты просто, но невероятно дорого, и понимаешь: от моды я отстала навсегда. Недавно вот пригласили на вечеринку, сидела за одним столом с Геращенко и с какими-то богатыми дядьками. Впечатление от Геращенко самое приятное, но я там так объелась, что все настроение испортилось... Не тусуюсь. У меня есть с кем проводить время.
- Прежде, чем приехать в эту студию, естественно, я зашел на ваш сайт arttown.ru, а там честно и конкретно написано: «Я заинтересована в клиентах».
- Конечно. Это моя работа. Для меня до сих пор загадка: почему работы то больше, то меньше? Для меня физически тяжело, если съемки ежедневно, но я всегда готова к работе. Я не могу отказаться от денег. И периоды простоя - причина моих неврозов. Я их боюсь.
- Нормальная ситуация: сезонный спад, конкуренция, отсутствие саморекламы, фишка не так легла. Мало ли причин...
- Заказы, которые я получаю, результат рекламы или проведенной выставки, или кто-то у кого-то мои работы увидел. Но все двадцать лет я не могу понять алгоритм своей загруженности.
- У вас на сайте указаны цены, что бывает нечасто. Для многих творческих людей обсуждение гонорара - самое сложное и противное дело. «А сколько вы хотите? - «А сколько вы готовы потратить?» И так до бесконечности. А вы сразу решили не делать тайны из прайс-листа?
- Гонорар - вопрос щепетильный, а я - человек прямой и открытый, и не хочу становиться другой. Я беру за съемку не меньше двух тысяч долларов, о чем заявляю. Эта сумма - мой ориентир, все что ниже - вне моего сознания, я отключаюсь. Когда человек снимает мало, для него каждый заказ - событие. Он теряется: «Ой, мы должны подумать. Я перезвоню». Это производит плохое впечатление на клиента. Есть фотографы, которые мне звонят: «Нам надо снять то-то, как думаешь, сколько взять?» Когда-то я сама заказывала проспект для своей студии у одного дизайнера. «Ой, - говорит, - мне нужно составить калькуляцию. Я смогу тебе назвать цену только через неделю». Первая мысль была: «Да пошел он...» Понятно, что мое обращение - полнейшая неожиданность для его безработного состояния. Невостребованность - плохой признак. А когда я позвонила Мите Черногаеву, может, знаете такого...
- Конечно, знаю.
- Тогда он был в свободном полете, но Митя - всегда активно работающий человек. Он говорит: «Для тебя сделаем...» И сразу называет цену. Необязательно писать цену на сайте, но сказать ее сразу, хотя бы ориентировочно, надо.
- Бывает, что вас спрашивают: а почему так дорого?
- Уже никто не спрашивает. Для того, чтобы брать много, нужны основания. Мои основания - мои заказчики. Их много, среди них - масса знаменитостей: от Алексия II до Филиппа Киркорова, от BMW до Panaconic. Не было бы спроса, я или умерла бы с голоду или снизила бы цену. Один знакомый фотограф решил брать, как я. И первый же клиент его обматерил. А многие частные клиенты наоборот говорят мне: «Ты берешь мало». И если я напишу: 2000 евро за съемочный день - это будет нормально воспринято. Это предмет моих маркетинговых размышлений последнего месяца.
- Осуществить переход в зону евро, что ли? Кто с вами работает, кроме рекламщиков?
- Снимаются артисты - для постеров, для компакт-дисков. Снимаются богатые люди «на память». А есть категория клиентов, для которых это просто приятное времяпрепровождение. Они приходят, долго пьют чай, много едят и фотографируются. Они так организуют свой досуг. Один такой у нас снимался полгода, все выходные, и после устроил выставку.
- Красиво! Но это еще не самое страшное хобби. У меня знакомые владеют клиникой пластической хирургии, так к ним, как на работу, ходят жены богачей, чтобы что-нибудь себе убрать или поправить.
- Хотите спросить...
- Нет, об этом мы поговорим во второй части.
Продолжение интервью читайте завтра.
Из портфолио Ольги Фоминой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArrayArrayArray
|
|