Берлин, креативный уик-энд.
Часть 1
*
«Что, «Карт-бланш» сдох?» – прислал лаконичное письмецо добрый дизайнер, сваявший когда-то для «Карт-бланша» логотип.
«Его остановит лишь пуля!» – было немедленно просигналено в ответ. Вопрос не разозлил и не раззадорил. Мне было чем развлечь себя в марте, кроме как писать колонку.
Кстати, в нашу эпоху информационного бума, когда большинство читает исключительно заголовки, вполне можно ими и ограничиться. Как в том анекдоте про Людмилу Зыкину: «А ты не пой, ты ходи туда-сюда». Чтобы доказать, что проект еще не на погосте, вот вам свеженький headline. Все-таки Иосиф Бродский был прав, предположив, что ХХ век был веком антологий, а XXI станет веком каталогов...
*
Было, было чем заняться в марте. Поговорил с Василием Павловичем Аксеновым, живым классиком, о его новом романе «Редкие земли», а заодно и о рекламе. Или выступил перед участниками Wordshop’a BBDO – занятные персонажи!
Или, допустим, по заказу нового журнала «Креативный директор» сделал в первый номер большое интервью с Олегом Бериевым, президентом и CEO агентства Mildberry. И был удивлен сегодняшним размахом его деятельности (четыре офиса в четырех странах), и сегодняшним масштабом его личности. Знакомы мы давно, но пересекаемся разве что на тусовках, а там, кроме «все нормально» и «спасибо, хорошо», от визави мало что услышишь.
А тут во время долгого разговора вдруг такие бериевские откровения:
«Я болезненно свободолюбивый. Я болезненно боюсь обстоятельств, которые могут меня угнетать. В том числе, объективных обстоятельств. Например, особенности нашей страны, ее бюрократии, ее бизнеса, масса российских реалий, которые заставляют нас жить так, а не иначе. А я не хочу. Примеры? Я родился во Владикавказе, жил с родителями под Москвой, затем уехал учиться, окончательно вернулся сюда в 1994 году, и восемь лет жил без регистрации. Притом, что у меня была квартира, жена-москвичка, дети-москвичи, и только я ходил без регистрации. И для меня это была немного шизофрения. Я понимал: либо я живу в свободной стране и имею право жить, не регистрируясь, либо не имею. И для меня очень важно и принципиально, что у меня есть право быть свободным…»
Теперь свободолюбивый и богатый Бериев живет между Москвой, Миланом, Брюсселем и Лондоном. Не знаю, какой аусвайс у него в кармане, да и так ли это важно. Как написал один знакомый мне стихотворец, «свободу нельзя получить извне. // Она внутри и нигде кроме».
«Креативный директор», журнал об управлении творческим процессом, именно сегодня, 28 марта, должен поступить из типографии. Очередное детище неутомимого Петра Банкова («Дизайн Депо», «Как») позиционирует себя как «первое и единственное в России периодическое издание, посвященное особенностям работы с компаниями из сферы креативного бизнеса». Желаю ему одного: читателей. Потому как их теперь у бумажных СМИ гораздо меньше, чем покупателей и подписчиков.
*
Из прочих мартовских новостей. На пару с Иваном Квасовым, любимцем Талии, кандидатом биологических наук и копирайтером санкт-петербургского агентства Great, в один из уик-эндов был зван за рубеж – в украинский город Донецк. В Донецк, где (цитирую одного местного жителя) «человека, говорящего по-украински, встретить так же странно, как человека, говорящего по-английски».
На недоумение друзей, коллег и родных: «В Донецк? Чего ты там забыл?», отвечал, что вот, мол, шахтеры позвали презентовать книгу о рекламе. На самом деле позвали нас, конечно, рекламисты в лице Ильи Вологурова, его агентства «elvisPelvis» и его же бара «Ганджубасс» (вариант московского «ОГИ»). И, наверное, для собравшейся публики мы с Квасовым были так же странны, как размовляющие на ридной мове: не уверен, что у донецких рекламодателей сильна потребность в креативной рекламе, о которой мы говорили с почти что религиозной страстью и миссионерским экстазом...
Живописный Квасов выступал в двух ипостасях: и как один из героев моей книжки «Креативная кухня», и два часа спустя с сольным номером – поэтическим концертом «По ком цветут кактусы». В частности, Ваня рассказал, как делался его теперь уже знаменитый и наградами отмеченный «Календарь рекламных объявлений», и что из громады идей осталось невоплощенным. Тянет на сюжет для отдельной колонки.
И если дончане удивлялись тому, как питерец Квасов продал идею этого фривольного календаря заказчику (в данном случае – руководству своего РА), то сам Иван искренне не понимал, как («Какими словами они это описывают?») удается западным рекламистам продать клиентам идеи роликов вроде «Капельки» для Evian…
*
А на минувшей неделе международная рекламная сеть Scholz&Friends вытащила дюжину европейских рекламных журналистов в самую эксцентричную и эклектичную столицу Европы – в Берлин, на мероприятие под названием «креативный уик-энд». От России позвали меня.
В позапрошлом году, когда подобные «творческие выходные» устраивались впервые, я уже о них рассказал. На этот раз программа оказалась насыщеннее.
Кроме участия в двух впечатляющих церемониях: в пятницу было вручение German Direct Marketing Prize, в субботу – раздача ежегодных наград Клуба арт-директоров Германии (ADC), нас ожидала экскурсия в Потсдам, на студии Babelsberg и UFA. В этот Дойчлендвуд, на фабрику грез, где когда-то блистала Марлен Дитрих, где сегодня делается масса немецкой рекламы, не говоря уже о фильмах (именно там на специально выстроенной «берлинской улице» Роман Полански снимал сцены для «Пианиста»), мыльных операх и телешоу.
Плюс пресс-конференция Томаса Хеилманна (Thomas Heilmann), CEO Scholz&Friends, посвященная структурным преобразованиям этой сети (объявлено о ее стратегическом союзе с Lowe на тех международных рынках, где S&F в настоящее время еще нет). Плюс ужин с советом директоров и руководством европейских отделений Scholz&Friends (это, между прочим, одно из самых креативных агентств Европы, вполне соответствующее своему слогану «Оркестр идей»). Плюс возможность пообщаться с коллегами-журналистами из Испании, Австрии, Франции, Польши, Швейцарии, Венгрии, Румынии… Вот что такое, если кратко, креативный уик-энд.
О том, как изобретательно проходили эти церемонии и выставки, а главное – какие классные работы (точнее, идеи) победили, читайте-смотрите в ближайших выпусках «Карт-бланша». Обещаю, что сравнивать VW c «Жигулями», то есть немецкую рекламу с российской, не буду.
P.S. За содействие в организации поездки на креативный уик-энд Sostav.ru благодарит московское агентство коммуникаций Magic Box и его президента Олега Лещука. За предоставленные фотографии – PR-службу Scholz&Friends.
|