Sostav.ru - Копирайтер. Инструкция по применению - Профессия копирайтер: бейджик или ксерокс?
Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
  Сотка
   Владимир Путин обсудил с журналистами свою статью 
124
Реклама на Sostav.ru Сделать домашней страницей Контакты Sostav.ua Русская версия
Копирайтер. Инструкция по применению
Версия для печати

Вместо предисловия.
Профессия копирайтер: бейджик или ксерокс?


Необходимость создания этой рубрики окончательно утвердилась в моем сознании после просмотра программы "Москва. Инструкция по применению", посвященной профессии копирайтера. Оно конечно понятно, что и время эфирное дорогое, и информацию нужно собрать в достаточно сжатые сроки, но все же, уж очень однобоко была представлена наша профессия, да и инструкция по применению копирайтера тоже была явно урезана.
Если верить симпатичным и бойким девушкам в красных косынках, копирайтер - это составитель слоганов, рекламных сценариев и… пожалуй что все. При этом заметьте, что это еще достаточно профессиональный взгляд представителей смежной профессии - журналистов-телевизионщиков.
Есть на наш счет и другие "профессиональные" мнения, которые нам удалось выявить, опросив несколько сотен посетителей одной из специализированных рекламных выставок. Важно заметить, что основная масса посетителей, если не брать в расчет дедушек и бабушек, охотящихся за конфетами, имела непосредственное отношение к миру рекламы и PR. Это - и руководители отделов маркетинга крупных компаний, и менеджеры по рекламе, и дизайнеры. Так вот, мнения о том, кто такой копирайтер в профессиональной среде сильно разделились. От вразумительных "специалист по грамотному и вкусному написанию рекламных текстов", "работник слова" и "главный идеолог в рекламе" до настоящих нетленок, вроде "изготовитель слов", "человек по тиражированию" и "что-то между ксероксом и бейджиком". Оно и понятно, ведь назвали же компанию, которая занимается ремонтом принтеров и заправкой картриджей звучным словом "Копирайтер"… Были и явно сочувственные высказывания к этой непонятной, но притягательной профессии, например "тот, кто пишет не по собственной воле" или "графоман"…

Восстановим справедливость.
Итак, кто такой этот самый копирайтер, и что входит в сферу его компетенции? Прежде всего, еще раз подчеркнем, что название профессии никак не связано с авторским правом (copyright). Copy - это "материал для статьи, текст рекламного ролика, объявления", write - писать. Именно поэтому, "пишущий рекламные тексты" - это copywriter. Сегодняшние копирайтеры - это люди с филологическим, журналистским, иногда психологическим образованием, имеющие большой опыт работы в области рекламы и связей с общественностью, с прекрасным знанием современного рынка и особенностями проведения рекламных и информационных кампаний.
Разобравшись с определением и вздохнув свободнее (хоть что-то прояснилось), помолясь, приступим собственно к области деятельности копирайтера. Здесь необходимо провести некоторое разделение.
Так, например, совершенно отдельное направление - это копирайт-сопровождение PR и информационных кампаний, в которое входит:
- Составление пресс-пакета для журналистов (пресс-релизов, информационных справок, базовых статей, презентаций);
- Написание PR-материалов для размещения в СМИ;
- Разработка и написание контентов для сайтов;
- Подготовка к печати информационных бюллетеней (Newsletters), буклетов и брошюр;
- Издание внутрикорпоративных материалов - газет, журналов и т.д.;
- Спичрайт - составление тезисов выступлений, речей и официальных писем руководителей.
- Проведение эксклюзивных интервью, ведение рубрик в изданиях и многое другое.

Рекламная журналистика представляет как раз тот самый "до слез знакомый образ" автора рекламных слоганов, листовок, сценариев роликов, рекламных модулей и статей.

Немного обособлено стоят написание поздравительных адресов (проза и стихи) и рерайт - переписывание текста заказчика, не отклоняясь от содержания.

И это еще не все.
Отдельно хочется добавить, что копирайтер должен хорошо ориентироваться в смежных областях рекламы. Невозможно придумать хороший рекламный слоган в отрыве от дизайна или написать статью для размещения "от редакции", не зная стилистики данного конкретного издания.
Перед началом любого проекта копирайтер проделывает колоссальную подготовительную работу: необходимо досконально изучить информационное поле определенного сектора рынка, хорошо представлять себе всех конкурентов заказчика и целевую аудиторию, т.е. потенциальных потребителей товара или услуги. Игнорирование данного этапа работ чревато полным крахом рекламной кампании для клиента и плохой репутацией для рекламного агентства.

Вы все еще думаете, что копирайтер это бейджик? Есть, конечно, соблазн воскликнуть: "Тогда мы идем к Вам!" Однако воздержусь, и чтобы не оказаться жертвой своей собственной профессии, скажу: до встречи в следующую среду!

02.02.2005 10:08 Клим
А сколько представители этой древнейшей профессии зарабатывают, можно узнать?

02.02.2005 10:38 Копирайтер
Хотелось бы понять, какие цели у данного проекта? (Если не считать раскрутку копирайт-бюро «Авторское дело» )
Бесплатная школа для начинающих с возможностью действительно узнать секреты мастерства?
Или опять тот ликбез, который есть во всех книжках?

02.02.2005 11:14 Елена Кобякова
Мои надежды оправдались!!!
Получила массу положительных эмоций. Осталось дело за полезными знаниями.
Жду продолжения!

02.02.2005 11:44 Гарик
Начнем с того, что рекламное понятие "копирайтер" и PR-ское - 2 абсолютно разных, часто взаимоисключающих, вещи. Это разные области выполняемых задач, разный стиль мышления, и не пересекающиеся каналы коммуникации.
О чем нам решила расскзать безвестная сотрудница некрупного агентства, работавшая когда-то в Имиджеленде и Деловой лиге? Видимо, пока она сама не решила.
Ясно, что сливая котлеты и мух в одно целое, она создает иллюзию всеохвата области, но если статья действительно имеет учебные цели - это всего лишь еще один шаг к сумбуру и непониманию на рынке.

02.02.2005 12:14 Мулумба
Воздержусь пока от комментариев - предисловие есть предисловие.
Но очень бы хотелось посмотреть на работы Маргариты Рудаковой.

02.02.2005 12:43 Константин Гаранин
Хорошее, нужное дело.
Но статья откровенно слабая. Путаница в терминологии и сумбур в используемых определениях, к сожалению, сводят к нулю ценность данного материала. Однако, будем надеяться, что автор "распишется" и колонка получится интересной, поучительной, захватывающей.
Удачи.

02.02.2005 15:53 Гоноровский
К сожалению, предисловие действительно не удалось.
Думаю, уважаемому автору текст надо переписать, заново продумать определение, более четко разбить сферы деятельности копирайтера и по пунктам их прописать. Пока что раскрыт только один пункт, названный здесь "копирайт-сопровождение PR" (судя по всему, автор знаком именно с этой стороной деятельности). Все остальное действительно очень сумбурно.

02.02.2005 17:41 Копирайтерша
Удивительно, что при появлении самой первой статьи проекта тут же начинаются критические пассажи, вроде "путаница в терминологии", "откровенно слабая статья", "безвестная сотрудница"... Так и подмывает спросить: "Очень завидно, что кто-то другой придумал такую рубрику?" Честно говоря, работаю не первый (и даже не второй) год копирайтером, причем и в PR и в рекламе и, достаточно хорошо зная "теорию", не увидела никаких вопиющих несоответствий и бесспорных "слабостей". Просто в одной статье не объять необъятного.
Поздравляю Маргариту с хорошим началом и - дуй до горы!

02.02.2005 17:42 Ден
Статья вполне в духе Состава. Чего бы вы хотели здесь, методического пособия? :))

02.02.2005 18:36 Алекс
Проект интересный и имеет право на жизнь. Как постоянный клиент Вашего сайта порадован новой рубрикой. Надеюсь почерпнуть много полезной информации. Творческих успехов Sostavу и "Авторскому делу".

02.02.2005 18:38 рома
кг ам

не четал

02.02.2005 21:17 Вера Лысенко
УРА первопроходцам! НАконец-то на Составе заговорили о бойцах невидимого фронта! ПОздравляю, ты начала большое и очень правильное дело!
Зная тебя, уверена, что колонка буде иметь успех! Всяческой удачи!

02.02.2005 21:22 Вера Лысенко
Да, Константину Гаранину,
Путаница в терминологии и сумбур в используемых определениях, к сожалению, сводят к нулю ценность данного материала", о чем вы? ПОясните плз? Аудитория у Ващих ног..))

03.02.2005 00:02 я
ждем продолжения

03.02.2005 00:03 Вопрос ребром
Внимательно просмотрел сайт. Ни одной работы не нашел.

«В нашей команде:
Выпускники ведущих российских ВУЗов;
Победители творческих конкурсов по отраслевым тематикам;
Кандидаты филологических наук;
Члены союза писателей России;
Политологи и социологи.»
Каких «отраслевых конкурсов»?

Чем знаменита контора? Почему-то мне казалось, что прежде, чем учить, надо достичь чего-то. Или я неправ? :)

03.02.2005 12:44 Старый КВН-щик...
2 Вопрос ребром

Неправы... вы же учитесь у ВВ....

03.02.2005 12:44 Шуана Кадырова
Хорошая статья и хорошее начинание. Я преподаю "Основы журналистики" в одном из московских вузов и с удовольствием буду рекомендовать колонку студентам. А-то, знаетели... не каждый преподаватель специализированных кафедр чётко проведёт границу между понятиями "копирайтинг" и "копирайт". А коль уж так, то давайте действительно займёмся лизбезом. И не будем "брезгливо зажимать нос" с видом великоко знатока, глядя на то, как кто-то другой пытается объяснить, чем же мы, собственно, занимаемся и почему это удобно и прибыльно. Словом, в путь и попутного ветра. Рита, пристальное внимание к Вашей колонке я Вам гарантирую)))

03.02.2005 13:03 фрезеровщик 6-го разряда
>>Шуана Кадырова
не зная "чем же мы, собственно, занимаемся"
лучше вообще ничего никому не преподавать)))

03.02.2005 14:16 Domestos
Цитата: "Невозможно придумать хороший рекламный слоган в отрыве от дизайна..."
Даже комментировать не буду

03.02.2005 15:40 Domestos-некопирайтер
IMHO автор данной колонки, обладая (возможно) значительным опытом работы в незначительных агентствах пытается поделиться собственными представлениями о профессии копирайтера, не затрудняя себя изучением и систематизацией российского и мирового опыта своих коллег. Собственное мнение -птица гордая и, конечно, имеет право на существование и даже на высказывание, но, на мой взгляд, для того, чтобы вводить собственные понятия и определения нужно обладать внушительным портфолио успешных проектов.

Цитата: "Перед началом любого проекта копирайтер проделывает колоссальную подготовительную работу: необходимо досконально изучить информационное поле определенного сектора рынка, хорошо представлять себе всех конкурентов заказчика и целевую аудиторию, т.е. потенциальных потребителей товара или услуги."
-)
Позволю себе высказать алтернативное мнение.
Кратко и не подробно:
Вводные данные -> Strategig planer ->Маркетинговые цели и цели рекламной кампании ->Creative Director -> Коммуникативная концепция -> Креативная концепция...и только в этот момент в работу вступает рекламный копирайтер, задача которого обречь некоторые элементы креативной концепции на существование в словесном виде в точном соответствии с коммуникативной концепцией и не более.
Страждущим знаний рекомендую прочесть книгу Морозовой «Слогая слоганы»
С уважением, Domestos

03.02.2005 16:13 Не Domestos, но копирайтер
Книга Морозовой действительно супер, а альтернативное мнение типа "рекламный копирайтер должен обречь некоторые элементы креативной концепции на существование в словесном виде в точном соответствии с коммуникативной концепцией и не более" весьма убого, да простит меня Domestos-некопирайтер:))))))

03.02.2005 16:33 Domesto -некопирайтер
Убого или не убого...это как уже получится у копирайтера. "Но копирайтер", вы увлекаетесь словесными формами а не смыслом, кстати распространенная ошибка -)
рекламный копирайтер должен обречь некоторые элементы креативной концепции на существование в словесном виде в точном соответствии с коммуникативной концепцией и не более" весьма убого" -действительно данная фраза не лишена неуместной патетики...но речь не отом как это было сказано, а о том, что было сказано и именно это обсуждается в форуме, и Ваш комментарий "убого" по отношению к обязанностям копирайтера звучит по меньшей мере странно, а множество скобочек звучит как ГЫ-ГЫ-ГЫ -)
Хотелось бы видеть комментарии с большей смысловой нагрузкой.

05.02.2005 01:22 Вопрос ребром
Такие дела, Старый КВН-щик. Я не знаю, кто такой ВВ. Но я знаю людей из первой десятки копирайтеров. Первой!
И фишка в том, что они слишком заняты, чтобы кого-то учить on-line. Это — объективность. А субъективность — без "искры божьей" копирайтером не стать... Это — факт.

07.02.2005 14:26 bADman
Пока скушно
Именно что на методическое пособие похоже
Имеют место обманутые ожидания
Типа - узкие места, профессиональные примочки
А тут азы пополам с попыткой классификации
И, к сожалению, никакого стилистицкого блеска...
Надеюсь, что дальше будет лучше...
Жалко, если тема будет загублена...
Автору удачи и пожелания не бояться того, что не все поймут
У Стругацких, например, одна из основных фишек в том, что не все слова понятны и не все обстоятельства разжёваны
А качество фикшна тем не менее не падает

07.02.2005 16:17 Старый КВН-щик...
2 Вопрос ребром

Я их тоже знаю.... более того и сам недалек...)))

и тоже не учу..... и что?....

07.02.2005 17:07 Domestos
-)
Нет это я к ним ближе всех!
У меня даже... признание.. есть в профессиональной среде...а еще мой дедушка танкист!

08.02.2005 02:08 Вопрос ребром
2 Старый КВН-щик. Ну если Вы не далеки, то спросите на досуге у тех, кого знаете, почему они не создают своих колонок на "составе".
Очень интересно, что они Вам ответят.

08.02.2005 10:11 Старый КВН-щик...
2 Вопрос ребром

Так и я не создаю....)))

10.02.2005 10:27 Niki
сраненький пр Авторского дела - да, состав опускается до такого г0вна... Автора хоть подберите нормально - копирайтеров хороших много, хотя если копирайтер хорош, то до такого графоманства ему времени нет. Короче получается - те, кто считает себя копирайтерами - будут учить, а те, кто действительно копирайтер - будут молча работать. Но клиент всё равно будет приходить к "авторитетным" всезнайкам, заказывать у них - обламываться и идти к действительно нормальным авторам. Смешные вы...

10.02.2005 20:29 Алекс
Модераторам:
"Сраненький" и "говно" нормально для вашей аудитории?

11.02.2005 12:08 Niki
Алекс, это нормальная реакция на подобную чушь -если состав опускается до таких публикаций, то - нормально и такое.

14.02.2005 10:15 Костыль
Надо же. Оказывается, я три года работал самым настоящим копирайтером и даже не знал, как это называется. Спасибо за инфо!

02.02.2005 10:12 trashed
цитата:
"копирайтер - это нечто среднее между криэйтером и дизайнером на поприще журналистики"

Йо! Афтар жжот! Пеши исчо!

02.02.2005 10:34 Владимир Вайнер
Маргарита, добрый день!
Рад видеть в новом деле! Успехов! :))

02.02.2005 10:36 Copir
Неплохой способ продвижения своего брэнда. Надеюсь, материалы не подкачают.

02.02.2005 10:58 Елена Кобякова
Тема интересна и актуальна на сегодняшний день. С нетерпением жду продолжения и верю, что оно принесет лишь положительные эмоции и полезные знания.

02.02.2005 10:59 Маргарита Рудакова
Владимиру Вайнеру
Спасибо, Владимир! Рада слышать:) Большой привет Иве.

02.02.2005 11:09 Дмитрий
Давно знаком с работами Маргариты Рудаковой. Только положительные отклики.
Спасибо, Sostav.ru за то, что дает возможность большой аудитории ознакомиться с опытом и мнением профессионала на достаточно сложную тему.

02.02.2005 11:12 Маргарита Елисеева
Тёзка, доброе утро)
Поздравляю , желаю успеха в новом проекте)

02.02.2005 11:15 Во-Вайнер
Маргарита, спасибо!
Мой адрес - [email protected] - Grand Prix Agency :)))
Пиши! Иве привет передам :)

02.02.2005 12:07 gagman
Буду следить.
Обсуждение закончено
Совместный проект Sostav.ru и копирайт-бюро "Авторское дело", посвященный копирайтингу и рекламной журналистике. Проект является одновременно вводным интернет-курсом по копирайтингу и своеобразным ликбезом по словесным жанрам рекламного рынка.
Наша задача - помочь улучшить качество взаимодействия клиентов и рекламистов. Ведущая рубрики - Маргарита Рудакова, генеральный директор копирайт-бюро "Авторское дело".

Маргарита Рудакова


2005 г.
25.05Вместо предисловия. Профессия копирайтер: бейджик или ксерокс?
09.02Дегустация обуви и прочие "эксклюзивные шедевры" российской рекламы 
168
02.02Профессия копирайтер: бейджик или ксерокс? 
41
© "ООО Состав.ру" 1998-2024

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         18+   Словарь маркетинговых терминов