За последние десять лет маркетинг стал не просто влиять на потребителя, а чуть ли не диктовать правила поведения и потребления и на В2С, и на В2С рынках. Ну, во всяком случае, нам, маркетологам, хотелось в...">
Состав рекламного рынка
|
Кризис - не только опасности, но и возможностиЗа последние десять лет маркетинг стал не просто влиять на потребителя, а чуть ли не диктовать правила поведения и потребления и на В2С, и на В2С рынках. Ну, во всяком случае, нам, маркетологам, хотелось в это верить.И когда нынешний кризис случился, казалось что уж теперь-то значение маркетинга особенно велико, без него вообще не выжить, и будет он в особом почете: Но что на практике? Поговорим в этой связи о том, что мне ближе всего - о директ-маркетинге. Тенденции прослеживаются отчетливо: Если до кризиса у компании Х, например, планировалась promo-акции с многоэтапной механикой (вроде почтовая рассылка - телемаркетинг - повторная рассылка - повторный звонок - продажа) - то теперь денег хватает разве что на последние 1-2 этапа: И начинаются эксперименты ("креатив"+экономия). Но в результате этого симбиоза не всегда получается экономика. Как это бывает? 1. Первое, что приходит в голову - давайте поменяем каналы коммуникаций на менее затратные: почтовую рассылку - на безадресную, на электронную, или на медиа-рекламу, телефонный звонок - на SMS. При этом порой забываем, что новые каналы, хотя и воздействуют на те же органы чувств, что и исходные, но работают совершенно по-другому. И целевая аудитория у них другая. И отклик формируется по-другому. Поэтому результат может автора проекта удивить - неприятно. , 2. Второй типичный случай - "А давайте откажемся от возвратных форм, обратных конвертов, горячих линий". Но ведь не используя адресные, интерактивные каналы, мы можем в какой-то момент обнаружить, что "потеряли" нашего клиента - мы не знаем где он, не уверены в том - кто он, не знаем, как меняются его потребности - у нас исчезла обратная связь. 3. В случае постоянных коммуникаций (рассылки выписок, данных бонусных счетов программ лояльности) - возникает вопрос - а зачем высылать по почте? Давайте предложим клиенту посещать наш сайт или наш офис. В результате теряется, пожалуй, самый мощный канал взаимодействия с постоянным клиентом - ведь именно такие (транзакционные) рассылки являются безусловными лидерами по привлечению внимания и силе воздействия на их получателей. И именно они - наилучший носитель для cross- и up- sale. Какие советы можно дать по использованию директ-маркетинговых методов в условиях резкого сокращения бюджета? 1. Не отказываться полностью от традиционных форм коммуникаций, если они показывают приемлемую эффективность и в новых условиях. - "Лучше меньше, но действительно лучшим способом". 2. Более тщательно подходить к формированию адресных списков - по возможности оставлять только 100% адекватные адреса. 3. При экспериментах с каналами коммуникаций не забывать, что механика их воздействия не изменится от того, что у вас стало меньше денег. С чем действительно стоит экспериментировать, так это с проведением совместных проектов с одним или несколькими партнерами - и экономия существенная, и дополнительная синергия может возникать. Главное - правильных партнеров в проект подобрать: Огромное преимущество директ-маркетинга в нынешней ситуации - измеримость результата, эффективности проектов. Поэтому стимулированию отклика, удобству обратной связи необходимо уделять огромное внимание. И, как всегда - помните о тестировании. И тестировании предварительном, и тестировании в ходе проекта. Ведь в условиях развивающегося кризиса поведение потребителей может меняться, и вовсе не так, как вы прогнозировали. Не забудьте предусмотреть контроль основных показателей проекта и методы реагирования, способы корректировки хода проекта - и тогда можно избежать больших потерь или снижения эффективности. И напоследок - о первых положительных явлениях. Как вы уже заметили, глобальные потрясения в России отозвались практической стабилизацией цен на бензин при обвале цен на нефть и повальным ростом большинства цен и тарифов, особенно монопольных. Не осталась в стороне и Почта России - с 3-го марта, уже второй раз за 10 месяцев, тарифы выросли и очень существенно. И как результат, появилось большое количество предложений по альтернативной доставке как B2B, так и B2С корреспонденции - как посылок, так и писем. И я могу сказать, что впервые это уже серьезные, профессиональные предложения, способные конкурировать с Почтой России не только ценой, но и качеством услуг. Так что очередной раз убеждаемся - кризис это не только опасности, но и возможности. Григорий Шершнев, исполнительный директор ООО РИКОН, преподаватель программы МВА-Маркетинг АНХ при Правительстве РФ .2009
Загрузка... |
Маркетинг в условиях кризиса
"Маркетинг в условиях кризиса" - интерактивный проект, в котором примут участие эксперты, работающие на определенном рынке (банковском, ритейле, авторынке и других).
Своим выступлением специалист будет задавать вектор направленности дискуссии, а по ее окончании подведет итоги обсуждения.
Ведет проект Борис Токарев, к.т.н., директор программы МВА-Маркетинг Академии народного хозяйства при Правительстве РФ
Кризис, 2009 г.
|
© Состав.ру 1998-, фирменный стиль Depot WPF тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2 При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail=$cripttime?> |