Губит идеи не пиво
Ирина Камо, журнал ДМ-секции АКАР «Технологии директ-маркетинга»
Идея взрастить из россиянина культурного человека не нова. Веками бродит по России ее неувядаемый призрак. Еще царь Иван грозил расправой за потребление зеленого змия минуя казенный дом. Запрещал это дело незабвенный Ильич, «сокращали» питие при Горбачеве, хотя успешно сократить удалось одни лишь виноградники. Цели были разные – результатат схожий, не слишком утешительный. Теперь за дело взялись законотворцы XXI века. Вот-вот грянет подлинно культурное «потребление».
Фото: Иван Мордвинцев, 12 лет
Между тем, в канун 87 годовщины Великого Октября Госдума приняла-таки в окончательном варианте закон «Об ограничении продажи и употребления пива». 1 апреля будущего года вволю посмеемся: запрет «употреблять» в общественных местах вступит в силу. Смех горек от сомнений в силе закона. Разве не запретили прежде распитие на улице водки? И что, кого-то з а р а с п и т и е наказали? Несколько милицейских чинов в приватной беседе так прокомментировали ситуацию: ничего не слышали о подобных задержаниях, а уж ради бутылки пива на каждом углу мента не поставишь. И они правы, ведь, по словам рекламщиков, примерно треть пива продается и потребляется именно в общественных местах – где на всех набрать стражей порядка? А вот характерный постинг статьи по пиву: «Надоела вседозволенность, гоблины с бутылками на каждом шагу, обоссанность всех домов и улиц и пустые бутылки, куда ни глянь». Тон высказывания и степень обобщения не случайны, они иллюстрируют накал страстей в пивной дискуссии, а также силу устремлений российского общества к культуре. Очень хочется убрать от подъездов – да хоть бы и с Арбата! – шпалеры проспиртованных маргиналов. Но культура не насаждается указом, она должна с л о ж и т ь с я. Если шлагбаум уже существующего закона не работает, зачем громоздить новый? Это просто нерентабельно, в том числе, с точки зрения морали – обесценивает значимость закона, провоцирует неуважение к нему и к власти как таковой. Так и тянет вспомнить писающего пьянчужку из анекдота, который в ответ на приказ постового «нарушение Моссовета на столб убрать и прекратить», злорадствует: «я убрать-то убрал, а прекратить – не прекратил!». Страна у нас такая, можно что угодно запрещать. Уберут, но не прекратят, тем более, что пьют, как известно, не от хорошей жизни.
Все сказанное верно и для ограничений в рекламе пива. Уж на что строгие меры приняты в отношении табачных изделий и крепких спиртных напитков, но есть серьезные сомнения в их действенности ограничений. Однако, приняв их как данность, давайте глянем в корень вопроса – а пиво ли виновато в нашем бескультурье, и какой же все-таки из бескультурья выход?
В 2000 году холдинг Sun Interbrew развернул широкую рекламную кампанию пива «Клинское», чем впоследствии вызвал обвинения в пропаганде пива среди подростков. Между тем, идея рекламировать пивной бренд как образ жизни вполне лояльно принимается за рубежом. Смысл телевизионного ролика пива «Миллер»: кто имеет солидную работу, тот пьет «солидное» пиво. Д. Левинсон в книге «Зарабатывая деньги без работы» так описывает творческую стратегию подобного маркетинга: «Цель рекламы марки «Миллер» - показать, что нужно мужчине после насыщенного трудового дня. Цель достигается изображением вначале работающих мужчин, затем их же после работы – с кружками или бутылками пива «Миллер». Метод и тон рекламы энергичны, радостны, социально направленны». Много воды утекло со времен создания ролика, просто диву даешься, сколько российских реклам скалькировано по этой схеме. И всё «радостно, энергично, социально направленно». И хоть бейся лбом – «у них» подобная реклама отчего-то не ведет к подзаборному пьянству, а нам непременно нужны шоры, которые всё никак не приведут ко всеобщему благоденствию.
Идея «окультурить» потребление пива через бары всем хороша, да у нас нет столько доступных простому любителю точек «общепития». В киоске мужичок возьмет 5-6 бутылок того же «Клинского» на деньги, за которые в центральной кафешке ему подадут лишь чашечку чая, в лучшем случае с лимоном. Руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов приводит сравнение: «Сейчас у нас средний счет в ресторане составляет 4% средней зарплаты, а в Европе около 1%. И, как следствие, у них 50% всего реализуемого пива покупается для домашнего распития, а 50% потребляется в барах. В таких условиях можно говорить о культуре потребления пива». (RBC Daily.) Так что нам «окультуриваться» пока придется как-то иначе.
Может, реклама подскажет, куда россиянину податься? Но сегодня, в силу ограничений, реклама пива слеплена в некий колобок, накатывающий на бедолагу-телезрителя в аккурат перед отходом ко сну (не говоря о тех, кто уже вовсю похрапывает). К 22.00 отпахавший на двух-трех работах рядовой представитель ЦА уже давно и плотно покушал. При виде полной кружки не слюнки текут – открыжка товарища мучает. Клюя носом, он щелкает кнопками, злится, натыкаясь всюду на прессинг пивом, и швыряет, наконец, никчёмный пульт под диван. Какая там запоминаемость бренда! Не говоря о КПД такой рекламы.
Не случайно, что (по данным рекламных агентств) за первый месяц действия поправок к закону «О рекламе», вступившему в силу 5 сентября 2004 года, объем телевизионной рекламы пива уже сократился на 60%. Правильно рассчитали думцы! Тем более, что в обществе растет негативная реакция на многие виды рекламы. Р. Мокшанцев в «Психологии рекламы» отмечает: «Нередко рекламное сообщение изготавливается так, что формирует у потребителей комплекс социальной неполноценности, вызывает агрессивность и социальную напряженность».
Впрочем, в недавнем интервью «Коммерсанту» председатель координационного совета АКАР по медиапланированию Илья Слуцкий назвал вполне перспективные направления развития рекламы: кабельное ТВ, спортивный, событийный маркетинг, при этом особо отметил директ-маркетинг. Последний трудно ограничивать в тематическом диапазоне, что удобно для производителей пива, да и алкоголя вообще.
Председатель ДМ-секции АКАР Николай Угаров считает наиболее действенным ДМ-средством для пивных холдингов потребительские клубы лояльности.
– Подобное формирование или объединение – не альтернатива АТL, а дополнение, учитывающее современную тенденцию. Интерес к директ-маркетингу вызван не только общим ослаблением действенности средств ATL, но и желанием сделать контакт с потребителем максимально комфортным и личностным в эпоху информационного прессинга и всеобщей обезлички. Клубы лояльности дают хотя бы призрачную возможность «красивой жизни». Конечно, реклама на телевидении обойдется дешевле, но люди от нее устали. Произошло «спрессовывание» рекламного времени, от этого идет смешение брендов. Поэтому неплохой вариант – создание клубов лояльности, «клубов потребителей пива». Это поддержка бренда напрямую. Не безадресная реклама, а именно – реклама для поддержки бренда. Обращение к клубу должно быть индивидуальным и персонифицированным, с уточнением возраста и социально-демографических характеристик. Так поступает сегодня компания «Балтика»: в результате акции «Нам по пути» в сентябре 2004 г. продажи пива «Балтика №3 Классическое» выросли на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. http://classica-baltika.spb.ru/news/?id
Первый из 20 автомобилей «Шевроле Нива» от пивоваренной компании «Балтика» уже нашел своего владельца.
Определился владелец первого из двадцати супер-призов, которые компания «Балтика» разыгрывает в рамках общероссийской промо-акции «Нам по пути!». Победитель – предприниматель, подполковник запаса из Санкт-Петербурга Эдуард Лебедев – купил бутылку пива «Балтика №3 Классическое» в универмаге «Находка» на наб. реки Фонтанки в минувшую субботу 2 октября. Вначале, как признается сам обладатель новенькой «Шевроле Нива», он чуть не выбросил свою удачу, а когда все-таки заглянул под крышку, не поверил глазам. «Я никогда раньше ничего не выигрывал. Мне казалось, такие вещи происходят только с другими! До сих пор не верится», - рассказывает Эдуард. - Я часто покупаю «Балтику», особенно люблю «Золотое» и «Экспортное». Если будут еще акции, обязательно приму участие». По счастливому совпадению 4 октября Эдуард отметил своё 35-летие. Лучшего подарка на день рождения он и придумать не мог! Вчера победитель акции «Нам по пути!» посетил завод «Балтика-Петербург», где в его присутствии была проведена тщательная экспертиза призовой пробки, подтвердившая ее подлинность. Супер-приз - автомобиль «Шевроле Нива» - будет торжественно передан Эдуарду Лебедеву уже на следующей неделе.
Напомним, что в акции «Нам по пути!» участвует пиво «Балтика №3 Классическое» в бутылках и банках 0,5 л со специальным оформлением: бутылка со специальной фольгой (красная полоса с надписью АКЦИЯ) и контрэтикеткой (с правилами акции, логотипом и изображением главного приза); банка с красной полосой по верхнему краю со словами «более 5 000 000 призов!» и «20 автомобилей!», изображением главного приза и логотипом акции «Нам по пути!». Беспрецедентная по масштабам и количеству призов акция стартовала в начале сентября и продлится до 7 ноября 2004 года. До этого времени у каждого есть реальный шанс выиграть один из 19 еще не разыгранных автомобилей, а также множество других замечательных призов: стильный фотоаппарат в форме банки пива «Балтика №3», фирменную пивную кружку, дорожную «балтийскую» сумку или пиво «Балтика».
Компания «Очаково» создала «Российский клуб потребителей «Очакова».
Конкурс "Лучший друг" завершен:
"Очаково" поздравило более 800 000 друзей
В 2003 году, в честь своего 25-летия, компания "Очаково" (третий по величине производитель пива в России) провела Всероссийский конкурс "Лучший друг". В основе – необычная для подобных акций идея. Впервые в России участник конкурса, приложив небольшие усилия, мог выиграть внушительный приз не для себя, а для своего лучшего друга. За 4 месяца в акции "Лучший друг" приняли участие более 800 тысяч россиян! Чтобы принять участие в конкурсе, участникам было необходимо собрать 6 этикеток пива "Очаково", ответить на конкурсный вопрос "Что Вы больше всего цените в пиве?" и отправить письмо по адресу компании с указанием данных (ФИО и адрес) своего лучшего друга. На его имя приходила фирменная открытка от "Очакова", из которой человек узнавал сразу две приятные вещи: что он стал претендентом на выигрыш призов от "Очакова" и что у него есть лучший друг, сделавший такой оригинальный подарок. В призовом фонде акции назывались 25 автомобилей, 250 DVD-плееров, 2500 CD-плееров и 25000 фирменных кружек "Очаково".
Имена счастливых обладателей призов публиковались в "Комсомольской правде" и на сайте акции www.friend.ochakovo.ru. Максимальным количество участников конкурса было с 20 февраля по 8 марта - в этот период в штаб конкурса "Лучший друг" пришло около 100 000 писем - все хотели поздравить своих друзей обоих полов с праздниками. Среди участников акции 70% оказались москвичами. Впрочем, на призыв "Порадуй друга!" откликнулись жители крупных городов и самых отдаленных российских городков и деревень. В числе претендентов на призовой фонд оказался даже... Владимир Вольфович Жириновский. Этим радостным событием он обязан жителю деревни Кукарино Московской области. Лидеру ЛДПР также была выслана фирменная именная открытка "Лучший друг". В ходе конкурса был зафиксирован своеобразный рекорд: компания пенсионеров из Москвы - Владимир Демидов, Николай Витушкин и Валентина Лысова - собрали на троих 17 фирменных открыток "Лучший друг". На протяжении трех месяцев каждый из друзей собирал этикетки и попеременно называл одного из друзей лучшим. [email protected]
При «клубном» подходе автоматически решается проблема: как не захватить несовершеннолетних – анкетирование позволит получить точные возрастные данные. Кроме того, в дальнейшем пойдет спиральное расширение потребительского круга, клуб позволит вовлечь друзей с помощью известных приемов «сделай другу подарок» (купон, скидка и т.п.). То есть первичные потребители превратятся, по сути, в амбассадоров. С помощью так называемых «event-мероприятий», вечеринок, поздравлений, рассылок корпоративных изданий потребительская база поддерживается и ширится. Главная цель – добиться, чтобы покупатель осознал: я покупаю этот бренд, а не то, что попало на глаза…
Директор по маркетингу агентства «Конмарк-ДМ» Ирина Кустикова отмечает:
– Важно понимать: клубы лояльности не призывают к спаиванию молодежи, а привлекают к культурному образу жизни, к культурному способу потребления пива, к своей марке, в конце концов. Это довольно хлопотно и недёшево, но цель благая. И результат непременно оправдает ожидания, если подойти к делу с выдумкой, что и показывают многочисленные примеры последних лет.
ДМ – это еще и грамотные методики сбора данных, целый спектр способов пополнить аудиторию… Причем директ-маркетинг (формирование клубов лояльности) может оказаться не столь уж дорогим. Не обязательно тратиться на event-маркетинг в объеме страны, достаточно одного-двух крупных мероприятий, которые будут транслироваться по телевидению или на радио. По России же можно провести рассылки директ-мейл. Кстати, в портале SOSTAV.RU я нашла интересный пример использования прямых рассылок за рубежом:
" Все знают, что директ-мейл не работает, – говорит Лесли Мередит, директор по маркетингу Heineken-Великобритания, – когда речь идет о пиве, этот ход лучше подходит для шампуня". Но два директ-мейл проекта на сумму в 100 000 фунтов стерлингов, осуществленных компанией Heineken в супермаркетах Sainsbury's и Tesco доказали обратное. В августе пивоваренная компания, используя данные дисконтных карт Sainsbury's, выясняла, у каких покупателей светлого пива в этом месяце день рождения, и посылала им поздравления, предлагая Heineken бесплатно или со скидкой. Эффективность составила 50%, это очень высокий показатель для директ-мейл кампании. В этом месяце Heineken предлагает 140 000 покупателям - владельцам карт Tesco по бесплатной бутылке пива в 650 мл. А через три месяца будет проводиться еще одна маркетинговая кампания. (/news/2004/09/28/fur1/)
– В целом, – продолжает Ирина Кустикова, – рекламисты утверждают, что вложения пивных холдингов в BTL-акции может вырасти чуть не на треть. Но не стоит перебарщивать, иначе они могут приесться потребителю, как и телеролики. И в первую очередь, конечно, нужны оригинальные ходы, креативные решения. Этого настоятельно требует рынок. Например, поистине «продвинутый» проект – интерактивный фото-квест (промо-игра) торговой марки «Триумф», проводившийся в Интернете при поддержке агентства инновационного маркетинга Promo Interactive – с охватом почти полтора миллиона человек (http://www.triumphbeer.ru).
К слову, немалую роль в формированию клубов лояльности могут и должны сыграть корпоративные издания. Достаточно сказать, что генеральный директор издательского дома «КоммерсантЪ» Андрей Васильев, отвечая на вопросы участников Первого Форума корпоративной прессы подтвердил, что к нему уже обращались несколько пивных холдингов с проектами создания таких журналов. Предложения находятся на стадии обдумывания. Но поскольку корпоративные СМИ – отдельная интересная тема, ее стоит обсудить в другом выпуске.
Так побежит ли кто за «Клинским»… в клуб? Казалось бы, идея способна заинтересовать лишь состоятельную публику, которая и так далека от распития в сквере у подъезда. Но практика подтвердила другое: самый невзыскательный потребитель с удовольствием подключается к игре в солидность и погоне за необыкновенным шансом. А что, как не это, предлагает клуб лояльности? Когда среднестатистический Пётр Петрович получает роскошный конверт на свое имя – с персональным номером, специальным изданием, сертификатом, ключом от машины (выбери свой цвет!), он автоматически приподнимается на ступеньку выше в представлении о своих возможностях. Корпоративное издание он не преминет обсудить с друзьями. А какое же обсуждение без пробы, без оценки рекламируемого бренда? Другими словами, потенциальному потребителю предлагается некая увлекательная игра, тонко связанная с традиционным ритуалом дарения. Реклама чутко реагирует на новые российские реалии. Теперь поневоле она приспосабливается к индивиду, его личности, стремясь коммерческие отношения уподобить личностным. По сообщениям из достойных доверия источников, наиболее солидные пивные компании России намерены вкладывать средства прежде всего в оптимизацию системы распространения пива. И естественным образом, подчиняясь тенденции рынка, их внимание нацеливается на сегмент BTL. Это действенное дополнение к традиционной рекламе.
Клубы лояльности не самый быстрый способ окультурить потребление пива, но, возможно, именно за ним – будущее. Такая реклама не оскорбляет ничей взгляд, ничье ухо. Распространение напитка идет по аудитории выверенной, возрастной, заранее готовой правильно воспринять и правильно «принять». А пиво ни в чем не виновато. Как верно заметил дагестанский поэт Расул Гамзатов:
Пить можно всем!
Необходимо только
Знать точно – где и с кем,
За что, когда и сколько.
|