|
Спокойное развлечениеДля многих (за неимением других развлечений) телевидение является важной составляющей «сладкой жизни». Генеральный директор канала «Домашний» Наталья Билан с этим решительно не согласна, о чем и заявила в интервью Владу Васюхину. - Есть масса людей, в том числе довольно известных, которые с гордостью заявляют, иногда даже сидя при этом в телестудии, что они-то телевизор не смотрят, что это «ящик для дураков». Вас это раздражает? - Мне в принципе странны люди, которые что-то подобное декларируют и думают, что это кому-то интересно: «Я не смотрю телевизор!», «Я не хожу в Макдоналдс!», «Я ненавижу метро!». Мой любимый писатель Чарльз Буковски говорил: чтобы чувствовать себя хорошо, надо написать на стене: «2% людей меня любят, 3% меня ненавидят, а остальным 95% просто на меня наплевать!» Правда, у него это сказано немного резче. Так вот, если жить с этим ощущением, станет гораздо легче. - «Телевизор – это волшебное окно в мир природы, источник знаний, надежный друг в часы душевного упадка…» – так говорит… телевизор в пьесе Максима Курочкина, название которой не могу процитировать вслух из-за наличия в нем яркой обсценной лексики. А герой этого произведения решает: от чего ему отказаться – от водки, секса или телевизора? Это три главных составляющих его, так сказать, «сладкой жизни». - Я не думаю, что понятие «дольче вита» – странное, жуирское, красивое времяпрепровождение – имеет отношение к телевидению. Вообще у нас в стране никаких предпосылок к философии «сладкой жизни» нет: мы – не Италия, и никогда ей не будем. Мы другие по характеру и по темпераменту. Нас не учили отдыхать, ничего не делать, нас не учили о себе заботиться и вести мелкобуржуазную жизнь. Мы – коллективисты, во всяком случае, мое поколение. - Вы могли бы сказать, что работаете в шоу-бизнесе? - Нет. Конечно, я не могу сказать, что это – не бизнес, но у нас на канале нет ни одной программы, которую можно было бы отнести к разряду шоу. Мне хочется верить, что все это – спокойное развлечение. - Слова «спокойное развлечение» заставили меня вспомнить газетную фразу, которую любил цитировать один мой университетский преподаватель: «В соседней комнате веселились гипертоники». Главное отличие вашего канала от других – это и есть то самое спокойствие? - «Домашний» не уникален в мире и во Вселенной, но на российском телевизионном рынке он точно отличается. Наш канал позиционирует себя как канал для женщин и для тех, кого они любят. Наша аудитория на 80% состоит из женщин, но мы не отвергаем мужчин. Уверена, все знают наши программы и сериалы («Доктор Хаус», «Отчаянные домохозяйки», «Город хищниц», «Тюдоры»), но делают вид, что их не смотрят. Ради бога, пусть смотрят тайно!.. Вряд ли есть еще какой-то канал, который можно спутать с «Домашним». Вы узнаете его даже по звуку, если закроете глаза. Даже если убрать все логотипы, узнаете по картинке, по содержанию, по интонации, по отсутствию нагнетания негативных эмоций и ненужной тревоги… Вы знаете, я недавно смотрела «Прямой эфир» на канале РТР, а это – говорю без иронии – мой любимый канал. Был выпуск сразу после трагедии в Ярославле, и они собрали в студии вдов погибших хоккеистов, пытались с ними говорить о проблемах хоккея. Я сидела у экрана и не понимала: а зачем? Им, вдовам, надо поплакать. А телевидению не надо это показывать. Для меня это – табу. У нас на канале такое невозможно. - Это из-за того, что «Домашним» руководит женщина? Или такова позиция тех, кто стоит над вами? - Вы что серьезно это спрашиваете? - Разумеется. - Тогда вы не поверите моему ответу: на меня никто не давит. Иначе бы я здесь не работала. У меня есть установочные цифры в той части ТВ, что является бизнесом, – выручка, деньги, доход от рекламы и так далее. Это корпоративное дело. Но что касается идеологии канала, то за нее не может отвечать много людей. За это отвечает один человек. - Реклама – это тоже идеология. Случалось, что вы отказываетесь от каких-то роликов, кроме тех, что запрещено размещать законом? - Еще на старте мы отказались от рекламы всякой эзотерической деятельности: погадаю, приворожу. И, по-моему, мы никогда не рекламировали «Магазин на диване». Мы очень осторожно и аккуратно относимся к рекламе БАДов и всего, что касается здоровья. - А какой-нибудь «досуг недорого»? - Вы можете такое представить на канале «Домашний»?! Нет, конечно! Да нам такое никогда и не предлагали: рекламодатель четко понимает, куда и зачем он пришел. Еще у нас принципиально и исторически нет политической рекламы. - А ваше личное отношение к «двигателю торговли» как зрителя? - Терпимое. Я же не герой фильма «Звездные войны», чтобы – р-р-раз и уничтожить то, что мне не нравится. Есть роскошные креативные ролики. И я не понимаю, почему у нас в стране к рекламе болезненное отношение? Вероятно, у нас такое жестокое, едкое и быстрое на расправу общество. Все, что произносится мило, душевно и по- человечески, подвергается сомнению. Вот снялись несколько известных актрис в рекламных роликах, и тут же слышно: «Ну как она могла?! Великая актриса подалась в рекламу!». А что актриса после этого стала хуже играть? Нет… Но мне не всегда нравится наружная реклама в городе – ее слишком много для европейской столицы, и она не так работает, как хотелось бы. Это я уже говорю как рекламодатель. Мы рекламируем канал по России, и к каждому городу ищем особый подход, учитывая его специфику. - Начался новый телевизионный сезон. В театре в таких случаях говорят: «Чем будем удивлять?». А что вы будете делать со зрителем? - Удивлять – это великая миссия больших каналов. Им по статусу положено придумывать, даже рискуя рейтингом, новые программы, новые интонации, новых ведущих. А канал «Домашний» должен не столько удивлять, сколько себе не изменить под влиянием окружающего нас негатива. Мы должны удивлять твердостью позиции. Не надо каждый раз совершать подвиг, надо победить в чем-то одном, своем, а дальше удерживать. Это тяжелее. У нас уже появились и будут появляться проекты, рассчитанные, на женщин, которые несут ответственность за себя и своих близких. От «Свадебного платья» до «Семейного размера». - Слышал, скоро вы запускаете женский интернет-портал... - Да, с октября. - Зачем вам непрофильный бизнес? Предчувствуете смерть телевидения? - Это вызвано тем, что далеко не всех женщин можно привлечь к телевизору. И есть темы, которые нельзя обсуждать в силу телевизионного формата и скорости. Например, психологические или интимные отношения. Есть темы, которые не интересуют большинство людей, или они не считают их проблемой. Скажем, согласно нашим фокус-группам, на ТВ непопулярны программы про воспитание детей: женщины считают, что дети – обуза, с ними тяжело, и каждая мать сама знает, как ей воспитывать своего ребенка. А вот в интернете можно устраивать полемики на эту тему... Мне кажется, у этого проекта большое будущее. Фото из архива Натальи Билан |
|