|
Эволюция вкусаРесторанные критики призвали Unilever поставить памятник бульонным кубикам и Алексею Зимину. Ведущий Dolce Vita Влад Васюхин счел эту инициативу легким осенним обострением. Не удивляйся, читатель, что сегодня целых два выпуска «Дольче виты»: во-первых, я пропустил прошлый четверг (плавал в Эгейском море), во-вторых, вчера внезапно прислали новость, которая через неделю уже протухнет. Поэтому воспринимайте этот текст как дополнительный бонус. Итак, написал мне Дмитрий Алексеев, ресторанный критик, вице-президент Ассоциации ресторанно-гастрономических обозревателей: «Влад, привет, тебе будет интересна такая новость?» Подразумевалось, что новость для печати, а не для домашних радостей. Я прочитал и ответил: «Будет». А поступило мне почти что информационное сообщение, написанное Алексеевым и его коллегой Александром Лавриным: «Ассоциация ресторанно-гастрономических обозревателей (АРГО), объединяющая лучших российских журналистов соответствующей тематики, предложила компании Unilever возвести суповым кубикам памятник. Поводом для подобной инициативы стал рекламный ролик супового кубика «Кнорр» с участием глутамата натрия и Алексея Зимина. По сюжету ролика Зимин нарезает лук, открывает упаковку, добавляет Knorr в кастрюлю и называет сию фастфудную продукцию компании Unilever «лучшим открытием в кулинарии» (в другом ролике из этой же серии еще пафосней – «душой своей кухни»). Предложенный памятник в виде пирамиды должен символизировать кулинарную эволюцию. В его основании будут находиться Огюст Эскофье, Мари Антуан Карем, Люсьен Оливье, Поль Бокюз, Ален Дюкасс, Джейми Оливер, Гордон Рамзи, Пьер Ганьер и другие шеф-повара прошлых и нынешних времен. Ну, а вершину пирамиды, естественно, украсит Алексей Зимин, держащий в вытянутой руке «великое открытие всех времен и народов» – кубик Knorr, напичканный глутаматом натрия и другими химическими усилителями вкуса, которые пагубно сказываются на здоровье».
Ну что сказать по поводу этой бодрой инициативы? Она дурацкая. И, кстати, сразу поясню: несмотря на то, что я девять лет работал в журнале «Гастрономъ» и нередко что-то писал о ресторанах и гастрономии, в ассоциации «АРГО» не состою – вступить не предлагали (а, может, и предлагали, да я проигнорировал), а самому бы и в голову не пришло. А зачем? Я в союз писателей-то не вступаю, ни в один из существующих, что уж говорить про странную ассоциацию, в которой НЕ состоят почти все известные гастрономические авторы: Дарья Цивина, Светлана Кесоян, Анна Тюрина, Сергей Пархоменко, Антон Обрезчиков, Елена Чекалова, Надежда Сухова, Василий Быков, Илона Федотова, Ирина Мак, Сергей Чернов, Катя Калина, Марианна Орлинкова, Александр Ильин, Анна Людковская, Василий Шомов, Катя Метелица, Наталья Савинская… могу перечислять и дальше. И тот же Алексей Зимин в «АРГО» не вступил. И, возможно, до сего дня даже не знал о его существовании, ведь особых подвигов и каких-то заметных акций на счету ассоциации не было. А, может, по мнению устроителей ассоциации, все тех же Лаврина и Алексеева, они вовсе и не ресторанные критики.
Зато среди 14 членов их союза, объявивших себя «лучшими российскими журналистами соответствующей тематики», есть, возможно, даже не подозревающая об этой великой чести… трехлетняя «критикесса» Буся, дочь вице-президента «АРГО» Дмитрия Алексеева, таскающего с собой ребенка по дегустациям и презентациям и выдающего милый детский лепет за критику «с оригинальностью, непредвзятостью и неповторимым колоритом». В общем, можно ли относиться к «АРГО» всерьез – большой вопрос и дело вкуса. А вот к Алексею Зимину, на которого вдруг наехала ассоциация, – стоит. Для гастрономической журналистики, точнее даже, гастрономической культуры, он сделал столько же, сколько все члены «АРГО» вместе взятые. И даже больше. И недавний «Праздник еды» в Парке им. Горького – еще одно тому подтверждение.
Да, я тоже не поклонник его рекламной деятельности, о чем писал в своем блоге еще в январе нынешнего года после презентации новой зиминской книжки. Процитирую: «Владу от Зимина – 95 поводов повредничать» – написал сегодня автор «Кухни супермаркета» на своей книжке, выпущенной «Эксмо». ?95 поводов – это 95 рецептов, которые вошли в книгу. Каждый сопровождает обстоятельный комментарий. На самом деле к Алексею Зимину я отношусь очень лояльно и уважительно, вот только б он еще не утверждал на каждом углу, что его «Афиша-Еда» – первый свежий журнал о еде. Книгу он написал шикарную – впечатление от первого беглого просмотра-пролиста. Предвкушаю чтение на выходных. Возможно, к рецептам и возникнут какие-то вопросы, если я решусь по ним готовить, но это еще и вопросы к самому себе: все ли так сделал и правильные ли продукты выбрал? К тому же некоторые я и так знаю – они печатались в его журнале. Презентация книги проходила на кухне «Афиши-Еды». Алексей сам приготовил для толпы журналистов отличный и сытный ужин с хорошим вином. Мне больше всего понравился кус-кус овощами и баранина. Да вообще все было съедобно и вкусно! О чем я и сказал Алексею, добавив, что люблю его первую книжку – «Единица условности», и что рекламировать бульонные кубики – это все-таки не комильфо. «А вы эти кубики сегодня съели!» – засмеялся хозяин вечеринки. «Ну из ваших рук я бы съел и крысу!» – засмеялся я». Но Алексей Зимин, в отличие от многих писателей-критиков-обозревателей-экспертов, не только ест и пишет, пишет и ест, но и сам хорошо готовит. И знает ресторанное дело и кухню изнутри. И журнал делает приличный. И телепередачи ведет. И события устраивает. Короче, такого многогранного публициста не было со времен легендарного Вильяма Похлебкина и не менее легендарного Петра Вайля. А то, что он «продался» и рекламирует «продукт», в составе которого «соль, усилители вкуса и аромата (глутамат, инозинат и гуанилат натрия), сахар, мальтодекстрин, крахмал, растительный жир, основа для бульона, укроп, куриный ароматизатор, идентичный натуральному, лимонная кислота, куркума, листья петрушки, куриное мясо, краситель (карамель)», так это явно бес попутал. Но что в этом страшного? Не злодей он и не грабил лесом, не расстреливал несчастных по темницам… Скажу сейчас очень непопулярную вещь: и ресторанным критикам, и читателям: прежде, чем кого-то судить (а Зимина осуждают в сети так, что никакой «мадам Комет» и не снилось), представьте себя на его месте. А вы бы отказались от рекламного контракта от Unilever? Ну вот только честно! И у тех, кто кричит: «Я не продаюсь!», резонно спросить: «А вас покупали?» |
|