Елена Конева
Самый неутомимый исследователь российского рынка, основатель и руководитель компании КОМКОН - одного из известнейших брендов на отечественном рынке маркетинговых исследований
В одном из интервью несколько лет назад Елена Конева сказала, что через некоторое время намерена оставить бизнес и заняться политикой, а в будущем, возможно, стать депутатом или даже министром печати. Сегодня успешная бизнес-леди с улыбкой вспоминает эти слова - политика не может конкурировать с КОМКОНом, где работа с каждым днем становится все более интересной. Насыщенная деятельность, правильные люди и отношения, бесконечные исследовательские горизонты - в центре этой особой вселенной по-прежнему стоит Елена Конева - глава и основатель исследовательской компании КОМКОН.
Инноваций и конкурентной остроты в исследованиях так много, что в ближайшие годы интерес и желание работать в исследовательской сфере у Елены явно не угаснет. Сегодня КОМКОН входит в первую пятерку компаний в России, это высокотехнологичная интеллектуальная компания с серьезными клиентами в послужном списке. Пока по-прежнему российская. Хотя факт переговоров о продаже западному партнеру не отрицается, и упоминание об этом то и дело «всплывает» в СМИ, сейчас нет оснований утверждать, что это произойдет в ближайшее время.
Если КОМКОН станет иностранной компанией, то это принесет Коневой не только дополнительные сложности, но и возможность проверить свои способности адаптироваться к несколько новым правилам игры, и необходимость оценивать собственную эффективность как руководителя внешними глазами. Главной задачей в этом случае станет сохранение корпоративной культуры, сложившегося «внутреннего мира» КОМКОНа, творчества и свободы сотрудников одновременно с развитием бизнеса уже как части иностранной компании, а значит с новым форматом отчетности и дисциплины. Елене нравится такая перспектива.
Елена Конева родилась 24 января 1959 года в Туле. Окончив школу с золотой медалью, поступила в МГУ на факультет психологии. Потом была аспирантура и изучение этнополитических стереотипов, а затем - работа в открывшемся Всесоюзном центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ), где она проработала более 5 лет.
Вместе с мужем Евгением Банниковым Елена, в начале девяностых уже возглавлявшая московское отделение ВЦИОМ, зарегистрировала свое собственное предприятие в 1991 году. КОМКОН начал заниматься исследованиями рынка и СМИ. Последние два года работы в центре уже прошли в разделении специализаций с «новорожденной» компанией КОМКОН. В 1994 году молодой команде потребовалось расширение пространства и самостоятельность, и КОМКОН переехал в собственный офис. До кризиса 98-го компания успела завоевать профессиональную репутацию, стать одной из крупнейших исследовательских компаний в России, запустить телевизионную панель и проект "Российский индекс целевых групп" TGI-Russia.
КОМКОН завоевывал новые ниши - продуктовые, товарные, финансовые, телекоммуникационные рынки. Уступив рынок телерейтингов «Гэллапу», КОМКОН активно занимался исследованиями радио и прессы. «Кризис, - вспоминает Елена в интервью журналу «Компания», - подвигнул на исследования рынка отечественных производителей, а точнее, то молодое поколение, которое, ожидая ухода западных конкурентов, внимательно наблюдало, как эти самые конкуренты добились успеха. На замену смытых волной кризиса клиентов пришли новые. К этому моменту у нас сформировался достаточно большой штат, пришла «свежая кровь» - очень важные для нас люди, - говорит Конева.
В 1999 году КОМКОН становится официальным представителем Research International в России, английской исследовательской компании, входящей в мировую сеть WPP Group. Стоит отметить, что один из китов рынка исследований сразу же обратил внимание на молодую российскую команду КОМКОН. Сейчас КОМКОН - аффилированная компания RI, использующая их технологии и разработки для проведения исследований.
Елена Конева руководит КОМКОН Research International, координирует деятельность большой успешной компании с диверсифицированным бизнесом. «Я с большим удовольствием устраняюсь, как только вижу, что необходимости в моем участии нет, - говорит Елена. - Основа управления КОМКОНа - высокопрофессиональные директора, с моей стороны есть сопричастность, но нет желания и необходимости вмешиваться во все процессы».
Такой подход к управлению, с одной стороны, дает сотрудникам максимум возможностей проявить свои профессиональные качества, с другой - избавляет Елену от груза текущих вопросов и освобождает пространство для формирования собственных новых идей.
В 2006 году Елене удалось убедить коллег-директоров отказаться от покупки новогодних сувениров, а сэкономленные деньги передать на благотворительность. В 2007 году это явление стало прогрессировать в бизнес-среде, и Елена с искренним энтузиазмом подключилась к распространению этой, казавшейся поначалу безумной, идеи. В прошлом году она с интересом приняла участие в работе над книгой молодого журналиста Дениса Сергеева «Они в эфире: как делается телевидение».
«Елена Львовна - неутомимый исследователь человеческой натуры, ксенопсихолог», - говорят про нее сотрудники компании. Как истинный исследователь и психолог она с удовольствием путешествует, и в поездках вступает в интенсивные контакты с местными жителями. Однажды они с мужем встретили Новый год вместе с совершенно незнакомыми людьми - "бой курантов" застал в дороге, и путешественники запросто постучались в первый попавшийся деревенский дом, разделив с хозяевами праздничную трапезу. Говорят, с тех пор поддерживают с ними общение. Летом прошлого года с группой коллег-друзей ездила на Байкал, по Бурятии и буддийским монастырям. В зимние каникулы - с мужем во Вьетнам, где тоже дорога пролегла через буддийские храмы.
Елена считает себя человеком неверующим в традиционном понимании, но ищет мировоззренческую опору для понимания смысла жизни и ее личного предназначения. Буддизм ощущается как наиболее близкая система взглядов на человека.
Руководитель, находящийся в постоянном поиске новых форматов, является лучшей мотивацией для сотрудников КОМКОНа. Вслед за энергичным и неутомимым «боссом» они не устают генерировать новые идеи и проекты.
Отрицая интерес к стилистам и женским журналам, Елена Конева, как отмечают коллеги, всегда хорошо выглядит, несмотря на занятость, занимается фитнесом. Она признается, что не любит строгих официальных костюмов и предпочитает свободную одежду. По внутреннему мироощущению Елене импонирует образ героини Мерил Стрип из фильма «Дьявол носит Прада», чьи преданность делу и целеустремленность, темперамент, собранность и внутренняя сила внушают уважение. Считая,что человек должен быть обязательно сильным, Елена уверена, что эта сила должна состоять не в ее демонстрации и не в агрессивности, а во внутренней безмятежности. Этого состояния она и старается достичь.
Александр Кленин, Sostav.ru
|