Epica Awards. Послесловие
Представитель жюри Андрей Надеин о трендах фестиваля этого года
Очевидный тренд – рост интерактивных категорий (мне пришлось целую неделю работать в онлайн-жюри, отбирая шорт-лист). Медленный, но важный тренд - ирония как важная часть европейского сознания. Эти европейское сознание отличаются от американского (которое более пафосное) и восточного (с его стремлением сохранять лицо). Россия – где-то в середине. В этом тренде - Гран-при в категории «Фильм» на Epica Awards.
Супер-гротеск и абсолютно детский взгляд на автобус. Посмотрите - пассажиры ведут себя как дети. Но ведь в каждом взрослом есть ребенок. История создания такая. Автобусная компания Midttrafik Communication хотела вирусный ролик. Они искали идею. И один из младших сотрудников фирмы сказал: «А ведь автобус – это круто!» – «Почему круто?» – «Но он такой большой! У него такие окна!». Этот инсайт, детский взгляд на предмет рекламы, не только позволил создать успешный вирусный ролик для автобусной компании, но и теперь создает ей международную репутацию. Сколько заплатили? Я узнал: цена производства ролика (датская студия M2Film) и его эфира (TV Ost, TV Vest) составила всего 1,5 млн датских крон (примерно 200 000 евро).
За гран-при на последнем этапе бились ролики «The Bear» (Canal +), Coke Security cameras, «Follow the Frog» (Rainforest Alliance), и особенно – яркий зрелищный фильм «Cartier Odyssey», который в конце концов уступил. Мне очень понравился фильм Coca-Cola «Coke Security cameras», который взял золото. Аргентинцы молодцы! Впервые камеры наблюдения стали сюжетом для рекламы Coca-Cola. Работа Wunderman Buenos Aires. Прости меня, Heineken! Мое выступление в жюри задвинуло ролик Heineken (с поездом, который мчится через заснеженную Сибирь) на второе место, и Аргентина взяла свое первое золото в истории Epica Awards.
Еще одна небольшая история – про классный ролик, который можно пересматривать не единожды. Авторы – американская студия Wander для Rainforest Alliance, «Follow the Frog». Интересно, как эта работа попала на конкурс: видео еще в сентябре понравилось членам жюри и студия получила приглашение на Epica Awards, поскольку у них был реальный шанс. Wander сказали: «ОК!», сделали заявку наравне со всеми, заплатили взнос – и действительно победили!
По поводу российских призеров. «Лучшая в мире рекомендация» Олега и Дмитрия – прекрасная работа! Яркая, эмоциональная, действенная. Парни заслужили это золото. Тем более приятно видеть эту победу на фоне большого количества скучных российских работ, сделанных с претензией на "фестивальность". Кстати, жюри прессы лучше видит имитацию, чем профессиональное жюри агентств, у прессы другие стандарты качества. Почему это так – отдельный разговор. Но фестивальную рекламу пора возвращать к своей сути.
Мне очень жаль, что «Восход» не получил золота за «Заставь политиков работать» (именно под таким названием работа была представлена жюри). У работы были на победу сильные шансы. Но конкуренция в категориях оказалась очень сильна! В первом случае сильнее оказался невидимый автомобиль «Invisible Drive» (Mercedes), во втором – «Мишки за демократию», заброшенные на парашютах из Швеции в Беларусь. Как конкурировать с таким кейсом? Золото или серебро в данном случае – это почти лотерея. Если бы «карта легла» иначе, у «Восхода» было бы золото. Так что, восходовцы, мои поздравления с серебром, которое очень ценно!
А вот BBDO Moscow поздравлять особо не с чем – огромное количество заявок и только одно серебро, которое лично у меня вызывает большие сомнения. Чего действительно жаль – что «Пианино против машины» от BBDO Moscow осталось без приза, это действительно прекрасная акция. Но конкуренты были сильнее, и вообще категория Consumer Services & Households (INTERACTICE) была очень конкурентной. BBDO, Leo Burnett (список можно продолжить) – это особый разговор, им не стоило бы делать столько «фестивальных работ».
Подробнее я расскажу о своих впечатлениях и выводах в своем блоге на Sostav.ru.
Текст: Андрей Надеин