Что помнит зеркало
Обложка - это лицо. Когда лицо кладут в корзину для мусора, это немного обидно.
Обидно работать в таком невечном, прямо скажем, жанре, как журнализм. Сегодня
твоя фамилия улыбается со страницы журнала, твоя картинка украшает чей-то журнальный
столик, а завтра и то и другое уже считается несвежим и вчерашним днем.
Достигнуты цели, средства пылятся на складах. Но журнал SPIEGEL ("Шпигель"
- "зеркало") ценит свои недолговечные шедевры и периодически открывает
архивы, сдувает пыль и снова показывает их уже успевшим все забыть читателям.
Теперь SPIEGEL представляет своих лучших иллюстраторов, вместе с ними свое лицо
и его отражение во времени:
Braldt Bralds работает обычно маслом по дереву, холсту или меди. Он никогда
не учился в художественной школе, а интерес к живописи проснулся в нем только
после посещения музея в 12-летнем возрасте. Но всегда в нем было желание зарабатывать
деньги как любимые им американские иллюстраторы. Наверное поэтому, он сам живет
теперь в Соединенных Штатах. Бральдс работает для Rolling Stone Magazine, Celestial
Seasons и National Geographic, рисует обложки для Newsweek и Time, не считая
SPIEGEL, конечно.
33/1999
"Мефистофель Гете". Номер, посвященный 250-летию со Дня Рождения Гете,
который считался не только Поэтом всех немцев, но и весьма противоречивой личностью:
35/2000
"Брат обезьяна". Человекообразная обезьяна ближе других живых существ
к homo sapiens. И вот она на гране вымирания:
51/2001
"Род Маннов". Как романист и противник Гитлера, Томас Манн был знаменитейшим
писателем 20-го столетия. Теперь его семья - объект нового телефильма.
Tom Fluharty. Рисование всегда давалось ему легко. Когда он показал родителям
свой первый рисунок, те решили, что он перевел его через кальку. После учебы
в Институте искусств, Том учился в Нью-Йорке у Кена Бальдта (Ken Bald), который
в 50-х нарисовал "Dr. Kildare-Cartoons" и другие "Marvel-Comics".
Первый свой успех Флухарти узнал в 96 году, когда оформил обложку журналу Mad.
Потом последовали пять карикатур на Джерри Льюиса (Jerry Lewis) в New York Times.
Но премии до сих пор не получил - "моя жена и пять дочерей наградили уже
меня как лучшего мужа и отца года", говорит Том.
21/2004
"Толковые девочки, глупые мальчики". Результаты успеваемости у школьниц
с каждым годом все лучше и лучше, в то время, как мальчики теряют интерес к
учебе. Педагоги волнуются о завтрашних мужчинах:
40/2004
"Обученное здоровье". Немецкие подростки все толще и тяжелее. Как
рассказывать детям в школах о правильном и здоровом питании.
Dieter Wiesmueller до пяти лет жил в здании вокзала. Поэтому и рисовал он то,
что видел - локомотивы, да поезда. Это потом уже изучал живопись и иллюстрацию
в Гамбурге. Пользуется в основном темперой и акварельной техникой. Кроме того,
оформляет заставки для немецких телеканалов ARD и ZDF.
36/1991
"Падение Империи". На развалинах Советского Союза Борис Ельцин захотел
создать экономическое сообщество самостоятельных государств без сильной вертикали
власти. Что из этого вышло:
22/1983
"Всюду Севезо". После многомесячных поисков были найдены 41 бочек
с диоксином. Но афера с ядом не раскроется еще долго.
Rafal Olbinski. Родился в Польше, эмигрировал в США. Там уже и устроился иллюстратором,
в том числе для Time и Newsweek. Выбран и награжден кем и чем только можно.
И где только можно висят его работы. Современное искусство все-таки.
36/2000
"Что может психотерапия?". Новый закон о психотерапии привел эту область
к официальному признанию государством. Вот только споры об эффективности форм
терапии никак не кончаются.
18/2004
"Новая Европа". 1 мая 2004 года встречаются 10 новых членов Европейского
Союза. Расширение на Восток коренным образом меняет сообщество.
36/1999
"Новый Берлин". Между прошедшим и будущим ищет Берлин, главная стройплощадка
страны, свою идентификацию.
В детстве Robert Hunt был околдован произведениями Уорхола, Розенквиста
и Кинхольца и хотел стать одним из них. Потом был университет в Беркли,
студия искусства и кино, история искусств. Помимо бесчисленных премий Ассоциации
Иллюстраторов, больше всего гордится участием в книге "Иллюстраторы Америки".
Неопубликовано в 2002.
"В начале было слово". Когда научился говорить первобытный человек?
В поисках первопричины языка ученые сделали удивительное открытие.
Неопубликовано в 2003.
"Возомнившая держава". США бесспорно №1 в мире. Но супервласть страдает
от переоценки и повышенных требований к себе.
Michael Pleesz. Учился прежде работать краскораспылителем, но со временем заменил
его электрическим резцом. В 2002 году Михаэль был награжден германским Art Directors
Club за иллюстрации для "Плейбоя" - "Уличное движение и смерть".
47/2002
"Товарищ Шредер". Канцлер Герхард Шредер пришел к признанию с помощью
осуществления неотложных реформ. План "нового центризма" в прошлом,
Шредер обращается к профсоюзам.
Неопубликовано в 2004
"Толковые девочки, глупые мальчики"
Dewa Waworka. Начал карьеру художника еще ребенком с рисования лебедя. До этого
Дева никогда не брал в руки карандаша. Он самоучка. Ваворка стартовал со сценографии,
а потом перешел к иллюстрации. Его плакат к фильму "Бесконечная история"
и обложка к "Шпигелю" удостоены серебряной медали Art Directors Club
Deutschland.
25/2000
"Марлен. Звезда столетия". Марлен Дитрих прошла в кино путь от непристойной
маленькой женщины к всемирно обожаемой богине. Тем не менее, на родине ее часто
ругают...
38/1997
"RAF - Осень террора". 20 лет назад террористы похитили и убили президента
Фракции Красной Армии Мартина Шлеера. Теперь появились новые сведения о тех
45 днях, что держали в напряжении всю Германию.
40/1999
Оскар Лафонтен заявил о своем возвращении в политику. Большой поддержки он не
имеет. Большинство социал-демократов собираются вокруг враждебного ему канцлера
Шредера.
Nancy Stahl. Как самая младшая в тщеславной и чуждой вольнодумию семье она пыталась
развивать свою индивидуальность и так открыла в себе талант к рисованию. В начале
своей карьеры рисует логотипы компаний, обложки дисков, потом работает для журналов
Business Week и Atlantic Monthly. Американская почтовая служба даже издала почтовые
марки по мотивам ее творчества.
26/1998
"Япония". Еще несколько лет назад Япония считалась №1 в мире. Теперь
наступил экономический спад и политики беспомощны и растеряны.
12/1999
"Европу еще можно спасти?". Доклад о мошенничестве в комиссии Европейского
Союза приводит к великому кризису, который европейские органы только-только
начали переживать.
1/1999
"Отправление в страну евро". Старый континент показывает введением
евро свое величие. Европа становится новой мировой державой.
Ludvik Glazer-Naudе: "Мне было, наверное, семь лет, когда моя мама создавала
на почтовой бумаге для меня всего несколькими штрихами фантастический и сюрреальный
мир снежных пейзажей", вспоминает Людвиг. С этих пор он смотрит на мир
восхищенными глазами. Родился в Словении, учился в Германии, работал в театрах,
книжных издательствах, журналах, газетах и рекламных агентствах. Награжден Art
Directors Club Deutschland за обложку к SPIEGEL под названием "Божественный
Дьявол":
52/1996
"Божественный Дьявол". Он приходит из глубин истории и неизведанных
пучин души. И человек, очевидно, без него не может существовать: Дьявол, Сатана,
воплощение зла.
25/1998
"Психо-ловушка". Зигмунда Фрейда, создателя психоанализа притесняют
в 20-м столетии как никого другого. Радикальные критики его учения только и
делают, что ставят под вопрос его учение и ниспровергают памятник глубинной психологии
выше человеческого роста.
52/1998
"Божественный взрыв". Многие исследователи неба не всегда могут объяснить
чудесное возникновение универсума - астрономы открыли Бога.
Jean-Pierre Kunkel. Какие только техники ему не доступны! Без экзаменов посещал
академии художеств, сам при этом самоучка. Как фотореалист Кункель считается
самым занятым иллюстратором Германии.
8/2002
"Буш-воин". В борьбе против террора американский президент держит
под прицелом Ирак. В Европе готовность к удару против Саддама Хуссейна пока
незначительна.
52/1999
"Увольнение с позором". С помощью системы "черной кассы"
и упрямым отказом давать информацию Гельмут Коль, канцлер немецкого единства,
ниспровергает себя сам.
Неопубликовано 2003.
"Путин и миллиардеры". Президента Путина домогаются в Вашингтоне также
как в Берлине - русская экономика переживает бум. Теперь вот глава Кремля начинает
ссориться с олигархами.
Tim O'Brien. Его интерес к искусству всегда был, как он сам выражается, "инстинктивным".
Сегодня Тим работает для Time, Business Week, Fortune, Rolling Stone, National
Geographic и других изданий. Его произведения премированы и висят в музеях.
18/1998
"Прощание с маркой". Европейская единая валюта - уже реальность, но
члены ЕС еще спорят о стабилизационных мерах и влиятельных постах в органах
контроля.
Неопубликованно в 2002
"Мягкий евро". Сразу после введения евро ослабел - немцы скорбят о своей немецкой марке и боятся
дальнейшего обмягчения твердой европейской валюты.
28/1997
"Наведение порядка как в Нью-Йорке?". Шефы немецкой полиции паломничают
в Нью-Йорк, чтобы учиться у американской тому, как она сдерживает преступность.
Peter Krаеmer. Создавать на плоском листе бумаги трехмерную иллюзию, невозможную
в реальном мире - этим Петер был очарован еще в детстве. Первые практические
знания он добывал в рекламных агентствах, рисуя иллюстрации для "FAZ-Magazin"
и Lufthansa.
15/1993
"Модифицированная жратва". Научные эксперименты с генетически модифицированными
продуктами. Риски потребителей еще совсем не исследованы.
Alfons Kiefer. Его первая обложка для SPIEGEL появилась в 83 году. А первую
свою премию он получил в 85-м за иллюстрации к роману журнала "Stern"
-- "Убийца". Среди наиболее известных его работ - обложка для диска
"Антология Битлз".
5/2000
"Разведчик: кто врет?". Экс-канцлер Гельмут Коль глубоко запутался
в системе нелегального финансирования партии. Поиски правды даются крайне сложно.
31/1999
"Кому принадлежит Мальорка?" 3,5 миллионов немцев проводят ежегодно
свои отпуска на Мальорке. Многие уже владеют квартирами на средиземном острове.
Местные жители боятся засилья иностранцев.
32/1994
"Осторожно! Страхование". Население скупает бессмысленное страхование.
Эксперты ожидают дальнейшего увеличения страхового рынка путем открытия новых
европейских возможностей.
Такими были лица в отражении главного зеркала Германии еще совсем недавно. Теперь зритель может бесконечно наблюдать прекрасные средства, а цели - все эти события, новости, сенсации и открытия - уже никого давно не волнуют. Вот уж что действительно хлам!
Юля Богатко
|