|
Дизайн быта как дизайн бытияОтгадка к предыдущей загадке: "Frankfurter Allgemeine Zeitung", как я и обещала,
опубликовала очередной мотив своей вечной рекламной кампании. Новой "умной
головой" стал Sir Simon Rattle, а с ним и другие участники Берлинской
Филармонии. Они взяли в руки недооцененные прежде инструменты - газеты, и,
оказалось, владеют ими не менее виртуозно, чем скрипками и тромбонами. Для
англоязычного Саймона, общение с немецкой F.A.Z тоже не вызвало никаких
затруднений - он уже давно свободно читает партитуры немецких Баха и Бетховена.
Берлинские филармоники (Die Berliner Philharmoniker) - исключительный оркестр -
в его составе 128 интернациональных музыкантов под художественным руководством
сира. И всех Scholz & Friends заставили с удовольствием читать эту
консервативную газету.
Мы же продолжаем исследовать повседневность несуществующей страны ГДР. "Своими глазами" через замочную
скважину квартир простых граждан демократической республики: чем мыли детей, на
чем готовили свою пищу, куда ее клали. Все это - культовая бытовая химия,
пластмасса и прирученная электроника ГДР:
Итак, главная легенда
промышленного дизайна - подставка для яиц в виде курочки. Наверное, не было в
ГДР дома, который не накрывал бы утренний стол этим нехитрым в производстве
приспособлением (теперь блошиный рынок предлагает хит за 2 евро 6 штук):
В
отличие от современного чистящего и моющего многообразия, 85% потребностей
восточных немцев в чистоте обеспечивали, как правило, всего семь средств: Fewa,
Fit, Fay, Wab, Flibol, Duolit и Duotex. Большинство из этих брендов придумал
немецкий дизайнер Хорст Гайль (Horst Geil). На протяжении долгих лет он
создавал, например, внешний вид и рекламу средств для мытья посуды Fit. В 50-х -
60-х годах, правда, особая реклама средству была не нужна - других просто не
было. В данном случае, из стрелы и капли Гайль нарисовал повсеместно узнаваемый
товарный знак:
Моющее
средство Fewa использовало в этих целях легко запоминающуюся фигуру женщины.
Fewa-Johanna была создана в 1938 году Карлом Небелем, но Хорст Гайль придал ей
новый, по моде более округлый, дружелюбный и динамичный, вид. Получилась
женщина, которая могла быть привлекательна и в атмосфере домашнего хозяйства. То
есть, соответствовать всем законам социалистического хозяйства вообще: мыть и
убирать, при этом оставаясь женщиной:
Были,
правда, у художника Гайля и творческие поражения: в рекламной листовке моющего
средства Fedal(1952), под слоганом "Большая стирка для мамочки", изображен
достаточно тупо улыбающийся молодой человек…
С 55 года Гайль работает
над рекламой средств от насекомых Flibol:
"Лучше
бы взяла Flibol, советует реклама домохозяйке, которая угрожающе балансирует на
стуле с мухобойкой в руках, - он действует быстрее и лучше".
Гигиена и
чистота - необходимые условия для здоровья и комфорта. Культура быта ГДР в
какой-то момент перестала себя представлять без свободных от мух помещений. А в
теплый сезон года все вокруг жужжало и щекотало. Поэтому в те времена не было
средства лучше Flibol для уничтожения вредных насекомых:
Настоящая
гэдээровская классика тщательно скрывается также под упаковкой стиральных
порошков: официально в ГДР было не так много грязного белья, как на Западе,
поэтому коробочки были как можно более маленькими:
Упаковки
из-под мыла благоухают и по сей день. Вот где разнообразие не знало границ: цены
на мыльные прямоугольнички варьировались от 95 пфеннигов до 3,5 марок. Запах,
соответственно, тоже:
Бытовые
приборы, кажется, не упрощают быт, а совсем наоборот. Но тогда еще этого не
знали. Электосоковыжималка Pirouette - прекрасный по форме прибор с прекрасной
по качеству агитацией к нему:
Комичный
немецкий нейминг: производители не договорились и под тем же названием стали
выпускать другой, не менее прекрасный предмет - электрокофемолку: "Pirouette
мелет быстрее и лучше. Но теперь от электричества!":
Другая
домашняя кофемолка конца 50-х - Kopena. Шрифт, сам прибор и инструкция приводили
в восторг и заставляли желать такой же:
"Майомат"
- сложное устройство для получения йогурта:
"Электрокофемашина
- бытовой прибор высококачественной конструкции" - кричала реклама. Moccadur -
мечта каждой хозяйки и самый знаковый предмет послевоенного восточно-германского
производства:
Прибор
инфракрасного излучения Rotlicht - повальное увлечение женщин. Использовался для
медицинских и косметических целей. По своей значимости, он, можно сказать,
заменял "квартал красных фонарей" для восточных немцев. Облегчает боль и
воздействует тепловым излучением глубокого проникновения:
И
на сладкое, еще одна культовая торговая марка - Rotplombe ("Красная пломба"):
порошок для пудинга, ванильный сахар, разрыхлитель, фруктовое желе, сухой суп -
все это женщинам предлагалось извлечь из пакетиков Rotplombe и приготовить.
Можно проследить как портился дизайн упаковки с 54 по 76 годы:
19541962196619671969197019711972197319741975
И
прочие устройства, без которых не возможно обойтись в хозяйстве:
Звук
слишком громкий? Возьми слухосберегающую вату!
Подставка
для чайника с каплеуловителем
Ликерные стопкиМышка,
берегись! В общем, кто там считал, что жители ГДР были лишены
бытовых удобств, как и некоторые их другие социалистические товарищи - ошибался.
Может и сами они, жители, ошиблись, потеряв свою милую бытовую
самоидентификацию.
Все этикетки восточно-германских продуктов собрал
и разложил по полочкам Achim Bimschas, трагически погибший весной прошлого года.
Юлия Богатко
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Своими глазами
В рубрике "Своими глазами" колумнист Sostav.ru Юлия Богатко описывает то, что интересно и полезно видеть своими глазами, но по каким-то причинам затруднительно.
| ArrayArray
|
|