Сплошная реклама
В современном, с упорством локомотива развивающемся городе, каким является
Берлин, любая более ли менее доступная глазу поверхность становится рекламной.
Глазу уже совсем не на чем присесть и отдохнуть - все вокруг предлагает обдумать
выгодные предложения и оценить замечательные качества новинок.
Естественно, вся реклама пестрит в местах общественного присутствия, совершенно
общество об этом не спрашивая. Поэтому, художник Мартин Кальтвассер (Martin
Kaltwasser ) инициировал дискуссию о том, кому собственно, принадлежит "визуальное
общественное место" и что имеет право его занимать.
Дискуссия эта совершенно логическим образом застыла на стенах, прикинувшись
обыкновенной рекламой. И место для нее было выбрано традиционное - рекламные
щиты на станции метро (в данном случае U2 Alexanderplatz). И время самое то
- в ожидании поезда на платформе, уткнувшись взглядом в стену напротив.
Мартин Кальтвассер назвал свою выставку Werbung Total, что примерно значит,
"сплошная реклама". Правда, в отличие от разнообразных рекламных методов
борьбы за мозги потребителя, художник, обращается исключительно к разуму. То
есть без прикрас, черным по белому:
З0 цитат и тезисов из учебников по рекламе, руководств по связям с общественностью
учат критическому и творческому обхождению с рекламой или, наоборот, штампуют
прописные истины:
"Ребенок+собака=семейное счастье
смеющаяся женщина+букет цветов=женское счастье
седой господин при удочке или с внуком=обеспеченная старость
молодые люди со старыми американскими кабриолетами=ассортимент
седая пара на Харлей Девидсон=здоровье и сила в старости
мужчина на кухне=уверенная в себе женщина"
"Кто постоянно агитирует, повышает свою долю на рынке"
"Чем больше выбрасывается, тем лучше то, что появляется. Выбрасывать -
значит защищать окружающую среду. Выбрасывайте столько, сколько можете"
"Список магических слов для рекламных текстов:
бонус, новый, Вы, распродажа, новинка, экономьте, деньги, откройте, результаты,
легко, доказано, гарантированно, любовь, преимущества, альтернатива, сейчас,
выиграйте, счастливый, достойный доверия, привлекательный, удобный, гордый,
здоровый..."
"Чем вы лучше своих конкурентов, чем лучше ваша отрасль, чем больше вы
за собой шпионите, тем больше вам открывается возможностей, стать лучше"
Все высказывания принадлежат вполне себе профессионалам и в конце каждой стены
можно ознакомиться с источниками.
Поскольку, выставка все-таки задумана в форме дискуссии, то нашлось место и
для "книги отзывов". В данном случае, ее функцию выполняет фанерная
стена, разрезающая платформу на два длинных и узких коридора. На этой стене
предложено легально самовыражаться "за", "против" или "пофигу"
под девизом: "Оставь свой след! Ищи и предлагай, покупай и продавай себя.
Все вокруг - реклама!"
В основном стена заклеена традиционной "нелегальной рекламой", зовущий
на концерты альтернативных DJs, частные объявления, да трудночитаемые граффити.
И еще несколько расклеенных по стенам цитат, общий смысл которых можно свести
к тому, что удачный шоппинг - самое большое счастье в жизни:
"Гораздо легче продать решение проблемы вместо собственно продукта".
"Искусство не в том, чтобы развить слоган, а в том, чтобы его придумать".
"Нет ничего по другую стороны маркетинга и рекламы".
"Вопросы ведут к ответам, ответы - к клиентуре, клиенты - к прибыли".
"Кто ничего не говорит, того везде понимают".
"Хорошая реклама та, что заставляет собаку есть "Фрискас"".
Конечно, реклама двигает прогресс и без нее мы бы "могли смотреть только
70% футбола" и все такое, но то, что она так бессовестно приватизировала
поле моего зрения, мне не всегда нравится. Простить ей могу только в одном случае:
когда он радует мой личный глаз. Поэтому, я лично более всего склоняюсь к такой
точке зрения:
"Реклама - это многоликость общества. Она должна быть искусством наших
улиц, украшениями и одеждой наших городов"
Чтобы за примерами далеко не ходить, на днях, на центральной улице Берлина
появилась вот такая реклама чистоты и порядка:
Все, главное, понятно. И глаз мой радуется!
|