Что общего между "Еврейским музеем" и IKEA
Когда я объявляю своим берлинским гостям, что поведу их сейчас в "Еврейский
музей", они, конечно, делают кислую физиономию и говорят "у-у-у!"
Но я продолжаю настаивать. Потому что я - жертва рекламы! И вовсе не потому,
что хорошо поддаюсь внушению, а потому что "Еврейский музей" - один
из самых успешных маркетинговых проектов новейшего германского времени.
Главный слоган рекламной кампании музея - "Не то, чего вы ожидаете".
Я бы лично даже сказала, "Еврейский музей Берлина" - это то, чего
бы вообще никто никогда не подумал. Начинается все вот с такого здания:
Архитектор Даниель Либескинд (Daniel Libeskind) сотворил с пространством что-то
невероятное, наделив смыслом каждую молекулу здания и пространства в нем. Архитектура
делает все так, чтобы посетитель (я сейчас скажу очень сложно) физически понял
чувства и эмоции евреев, переживших холокост. То его начинает тошнить при проходе
по коридору без прямых углов,
"Ось эмиграции"
то кружится голова в бетонных джунглях "Сада эмиграции",
то приступы клаустрофобии в "Башне Холокоста",
то ощущение одиночества и тупика на лестнице, символизирующей будущее евреев
в Германии середины прошлого века:
При этом, сама экспозиция, в общем-то, - достаточно спокойное, без надрыва,
повествование о жизни евреев на территории Германии, начиная с самых первых
переселенцев и заканчивая тем, чем все закончилось и началось потом заново...
Вообще-то, "Еврейский музей" принадлежит Историческому музею, но
тот, уверена, такого успеха себе и представить не мог. У "Еврейского"
даже свой отдел маркетинга есть. Примеры удачного ведения бизнеса собираются
со всего мира. Внутренняя структура музея мне, в частности, очень напомнила
IKEA - всюду стрелочки, как ходить. Там, где пора устать - кофеек. Всюду можно
ручками потрогать, открутить, поиграть, нащупать. Детям - норки полазить, мультики
посмотреть; ресторан кошерной экзотики в конце осмотра, прямо перед сувенирным
магазином. Везде расставлена молодежь в одежде по-размеру и все всегда знает
и подскажет.
Это для посетителей. Для спонсоров и пожертвователей используются другие методы.
Тут уже, скорее, пример берут с Лас-Вегаса. Деньги изымаются с улыбкой и элегантностью
под девизом "цена за взаимопонимание и толерантность". Для разного
уровня "друзей музея" существуют разные ценовые варианты участия,
начиная с символических пяти сотен и заканчивая 50 тыс евро.
"Станьте членом!"
Последняя категория имеет честь принять участи в эксклюзивном ежегодном "президентском
ужине", и по большому счету это все... Но благодаря усилиям маркетинга
музея, люди, выкладывающие все эти деньжищи убеждены, наверное, что за свои
добрые дела и пожертвования попадут непосредственно в рай, каким бы он в их
представлении не был.
Рекламные кампании разных выставок в музее - результат креативного мышления
десятков его сотрудников. Так, например, на открытие выставки "10+5=Gott",
посвященной магии чисел в христианской и иудейской традициях, по городу развесили
плакаты, напоминающие рекламу мюзикла:
А на свой последний день рождения они придумали проект "Stil(l) halten-Familienbilder
im juedischen Buergertum": пригласили обычные немецкие семьи сфотографироваться
в инсценированное пространство. Семьи переодевались в одежду, характерную для
еврейского быта разных времен и бесплатно могли себя почувствовать традиционной
иудейской ячейкой общества.
Не обошлось тут конечно без krosspromo: известный мебельный гигант предоставил
для проекта свою мебель, модные стилист и визажист приводили лица и прически
белокурых немцев в соответствие со временем и нужным генотипом. Лучшие фотографии
можно было увидеть на открытии уже нового мебельного магазина все того же спонсора.
Реклама же выставки отсылала к эмоциональным футболистам, которые носят порой
под футбольной формой фотографию любимой семьи.
И еще несколько рекламных постеров на тему "Не то, чего вы ожидаете":
Результат всех маркетинговых усилий - 2 миллиона посетителей "Еврейского
музея" за три года его существования, толпы у входа, коммерческий успех,
ломка стереотипа о том, что такое музей. Но самое, на мой взгляд, главное: понятно
уже наконец всем объяснили, за что евреев не любили и почему зря.
|