|
«Дело Юкоса» в картинках
Меня давно стала посещать мысль, а после эффектно обесточенной среды она
совсем прочно уселась в голове, и не только у меня, что в стране идут съемки
какого-то глобального фантастического проекта – фильма или передачи. Так, по
моим раскладкам, «Дело Юкоса» – грандиозная и очень реальная экранизация романа
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Гениальная постановка неизвестного
режиссера. Условия: фильм снимается как документальный с реальными людьми в
реальном времени. Игровое пространство – весь мир, актеры – люди, которым даются
Все Шансы Мира. Выигрыш по модулю равен проигрышу – пан или пропал. Совсем
пропал. Или все богатства мира. В фильме по сценарию классика заложены все
уровни настоящей психологической драмы: философский, морально-нравственный,
юридический, народовольческий, религиозный, культурный, личностный… И вот
молодой доброволец Михаил Ходорковский согласился в этой игре участвовать.
Теперь, наверное, жалеет.
Подтверждение этой моей мысли я неожиданно нашла в открывшейся на днях в
рамках «Арт-Москвы» выставке работ иллюстратора Павла
Шевелева (галерея "Ковчег"). Ему пришло в голову задокументировать процесс по
«Делу Юкоса» тушью и карандашом, как это делают во многих судебных системах,
когда фото- и видеосъемка заседаний запрещена.
Выставке предшествовало интервью с Павлом, в котором он, может быть даже
красочнее, чем в рисунках нарисовал то, что интересует человека вообще, без
относительности положения и рода занятий: А как это – такие богатые люди, и
теперь за решеткой? Как они следят за собой, что едят, а чем они отличаются от
других заключенных, как ведут себя в зале суда, что написано у них на лице, как
они смотрят на жен? Как вообще происходит этот процесс, который для одних
невероятное напряжение ума, для других – ежедневная и возможно нелюбимая работа,
для третьих – иностранная речь, непонятные обряды?… Наверное, с точки зрения
бизнеса, политики, и общественной значимости, художник обращал внимание совсем
не на то, но кто еще обратит внимание, если не художник.
Ноги через решетку
“У Ходорковского всегда при себе бутылка воды. Очень часто они что-то
писали в тетради. Через пару месяцев я понял, что это не всегда относилось к
ходу дела. Лебедев иногда рисовал квадратики, Ходорковский – пузыри. Это такой
момент медитации, поскольку они сидят месяцами с 10 утра до 6 вечера. Ничего
нельзя делать. Сидят на довольно жесткой доске, на которую подкладывают шапки,
куртки. Все однотипно, ничего не происходит, солнца нет. Все на них
смотрят.”
Ходорковский и охранник
“Есть язык судьи, которая зачитывает за час сто, двести, триста страниц.
Это больше, чем невнятная скороговорка. Если это передавать графически, то
невероятным наслоением букв.”
Судьи
“Пролистывая за пять минут том показаний эксперта толщиной в десять
сантиметров, прокуроры смотрели, правильно ли сшит том и сколько адвокатская
группа заплатила специалисту за работу.”
1. Падва думает
2. Падва и Ходорковский. Разговор через решетку
“Все смотрели, заглядывали. В процессе, где все сидят часами, и ничего не
происходит или происходит очень редко, это было развлечение. Все следили за тем,
что я рисую.”
Взгляд Лебедева на прокурора
“Это ужасно, но работалось прекрасно. Со стороны суда не было никаких
препятствий. Сначала я ходил туда с маленьким блокнотом. Потом увеличил его до
листа А4. Потом лист вырос до А3. Потом до альбома большего, чем А3. Я приносил
большие листы. Я приносил тушь. Я работал акварелью. Приносил с собой воду.
Работал в плейере. Так как все это постепенно, то ко мне привыкли. За все время
была единственная просьба: чтобы я не рисовал охрану похоже.”
Лебедев и Краснов
“Прокурор вел себя достойно и в мою сторону не смотрел. Когда он кривился
в очередной раз, но при этом замечал, что я смотрю, лицо его менялось на маску.
Ходорковский, как я заметил, тоже себя блюдет в иконографическом смысле. Если
смеется, то закрывает лицо рукой, чтобы никто не видел. Может, от застенчивости.
Но я думаю, что он, как человек, который думает стать политиком, выстраивает
свою иконографию.”
Помощник прокурора Архипов
В связи с этим хочется обратиться ко всем думающим людям, либо просто
подумать в пустоту: Документируйте всё. Кто чем умеет. Потому что иначе, когда
через пару десятков лет будут переписывать нашу историю, реальных фактов и
реальных людей в ней не будет.
(Иллюстрации предоставлены автором)
Юлия Богатко
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Своими глазами
В рубрике "Своими глазами" колумнист Sostav.ru Юлия Богатко описывает то, что интересно и полезно видеть своими глазами, но по каким-то причинам затруднительно.
| ArrayArray
|
|