Новые новости
Пока в России сжигают книги за право быть самой читающей нацией, в мировом газетном деле случилась бархатная революция - называется новый дизайн британской "Гардиан" (The Guardian).
В середине сентября The Guardian перешла с широкополосного "качественного" А2 на уменьшенный формат, так называемый "берлинер", стала на 6 см уже и на 12 - короче. Формат этот напоминает таблоид (А3), но все же не точная копия. Помимо того, газета теперь полноцветна во всем своем объеме, уподобила белый на синем логотип электронным СМИ, увеличила и поменяла шрифт, уменьшила заголовки и добавила воздуха и, наконец, сшилась скрепкой. И спорт! - Теперь в каждом номере 12-и полосная спортивная секция с картинками!
Как считают некоторые качественные британские газеты, оставшиеся при своем А2 (The Daily Telegraph и The Financial Times), предпосылок для революции еще не совсем достаточно - верхи-то еще могут читать по старому: заслоняя завтрак огромными листами или прогуливаясь с собакой к Фондовой бирже, с элегантно торчащей из кармана дорогого пальто свернутой газетой. Но вот низы уже не могут: зажатые с каждым годом во все более тесных вагонах метро и автобусах, собирать ежедневно оригами из "качественной", но широкоформатной газеты.
Первой из британских общенациональных качественных газет на таблоидный формат еще в 2003 году перешла The Independent, а вслед за ней The Times. The Guardian все боялась, что это навредит ее характеру.
Но теперь редакция в один голос уверяет: наше либеральное содержание - это святое. Интеллектуальность и авторитетность - навсегда останутся самой отличительной чертой при каком угодно дизайне газеты.
Таблоиды - те давно уже уловили дух перенаселенного времени и до сих пор выходило, чем качественнее газету читает публика, тем неудобнее она себя чувствует в общественном транспорте. Теперь снобизм уступил место разуму.
Технически, поставить газету с ног на голову было проблемой - на работах по обновлению полегло 1 200 человек. Специалисты кричали, что быстрее, чем за три года все переделать не получится. "Гардиан" умудрилась за полтора: отлили новые станки, уговорили рекламодателей, что рекламная сетка станет только лучше, попросили потерпеть журналистов и распространителей. Будь у "Гардиан" много акционеров, которые обычно стремятся минимизировать риски, скорее всего, проект зарубили бы, но тут все принадлежит одному Скоту Трасту, который отнесся с пониманием.
В современности, когда каждая газета кричит о своих находках и разоблачениях, "Гардиан" стала сдержанной и спокойной. Небольшая площадь бульварной полосы требует по законам жанра громкой истории и вызывающего размера заголовка. Но здесь обошлись единственной полноцветной фотографией, которая на фоне остального штиля смотрится фантастически.
Особое внимание издатели просят обратить на формат - "берлинер" - именно он должен отличать новую "Гардиан" от настоящего таблоида. "Берлинер", или, правильнее, "Берлин", наряду с "Северо-немецким" и "Французским", был стандартизирован Комитетом Стандартов в Берлине. Других размеров довоенные прессы печатать не умели. Сами берлинцы - эксперты по чтению газет в набитых автобусах: особым профессионализмом считалось свернуть ее так, чтобы одновременно прочитать как можно больше колонок.
Как ни странно, сегодня жители Берлина пользуются газетами какого угодно формата кроме "берлинера": Die Welt и Berliner Morgenpost - остаются в широкополосном формате 374x528 мм, Berliner Abendblatt чуть меньше, но все равно не маленькая. Зато "берлинер" с удовольствием используют барселонская La Vanguardia и римская La Repubblica. Так что "Гардиан" в этом ряду стала немного континентальной.
Под новую шапку The Guardian пришлось целиком менять и шрифт. Разработчики - американец, работающий в Европе и англичанин, живущий в Америке решили объединить "изворотливые, живые и агрессивные" элементы европейских шрифтов с достоинствами американских. Вместо заголовочной Helvetica Bold и News Miller основного текста, шрифт успокоили до 96 начертаний нового The Egyptian. Тогда как любая другая британская газета привычно использует одну антикву и один гротеск. И все-таки главное - правильно расставлять акценты и интервалы в содержании.
Конечно никогда не бывает, чтобы все были довольны - почтовые ящики "Гардиана" ломятся от претензий: мол, так спокойненько все стало, чем же вы будете бросаться нам в глаза? Но редакция жестко сказала: "А нам нравится! И вы привыкнете. Мы шепчем в шумной толпе, это и есть наша отличительная особенность".
На предыдущий дизайн газеты (Дэвид Хиллман, 1988) тоже нападали - тысячи писем от возмущенных британцев за пять дней. Где они теперь, а макет был признан одним из лучших в двадцатом столетии. Новый вид новой The Guardian уже нарекли самым значительным изменением в истории прессы за последние полстолетья.
В общенациональной рекламной кампании участвует такой английский юмор: "С возрастом, мы растем, накапливаем знания, становимся мудрее, но... также усыхаем немного".
В целом, британцы оценили, но немного погрустнели - их традиционные газетные простыни, с которыми они мучились даже дома на кушетках - часть их культуры и уже, похоже, история.
Юлия БОГАТКО
|