Design Trends 2006
В свете последних тенденций, наметилась такая тенденция: кто знает тенденции, тот владеет миром (если внимательно разобраться, тут нет никакой тавтологии). И правда, если учитывать, что и куда катится, можно быть как минимум на волне. А если еще зайти с другой стороны, то можно стать Законодателем. Все просто.
Американский электронный журнал STEP Inside Design выявляет тенденции в дизайне, а Нэнси Бернард (Nancy Bernard), на основании конкурсов дизайна, их ежегодно обозревает. И было бы это полнее рядовым событием, если б не двенадцатилетний опыт формального и неформального судейства, и взгляд с очень высокого высока. Итак, Design Trends 2006 (по личной версии Нэнси Бернард и от ее имени, то есть все нижеследующее является немного сокращенной и локализованной, но достаточно точной по смыслу цитатой):
«Каких-то серьезных подвижек с прошлого года мы не очень ожидали, но, к счастью, ошиблись – в этом году все стало более творчески и красиво. Возьму на себя смелость сказать, что победители этого года – самые прекрасные из виденных до сих пор. Что само по себе тенденция. Единственный вектор, который остался без изменений – по-прежнему в меньшинстве корпоративные и коммерческие работы.
Студенты дизайна все еще экспериментируют в тайне от всех, дизайнеры – законодатели, судьи соревнований – надзаконодатели. То, что они делают теперь, будет разоблачено мейнстримом через несколько лет: если посмотреть на теперешние региональные конкурсы, можно заметить множество отполированных и профессионализированных идей второй половины 90-х (1).
Итак, какие направления законодатели моды исследуют теперь? Сначала посмотрим на версии дизайнеров, в визуальных предпочтениях и технике исполнения, потом на тенденции в понятиях и социальной сфере, которые дизайнеры перенимают.
ЦВЕТ, возвратившийся в прошлом году осторожной палитрой, преодолен новым оптимизмом – глубокий, темный и богатый, насыщенный или чистый, и сильный и горячий. Оранжевого, цвета авангарда конца 90-х, все еще много. Мейнстримовый дизайн использует его просто, чтобы шокировать (2), тогда как законодатели – разбавляют теплый розовым (3).
Большая новость – коричневый. Коричневый – это новый черный. В сочетании с детско-розовым и синим, или черным и металликом (4). Самое интересное – тенденция к многокрасочному дизайну. В прошлом тема объяснялась одним-двумя цветами, теперь некоторые дизайнеры используют полный спектр или в чистых, горячих тонах или в пастели (5).
ФОТОГРАФИЯ. Недавнее прошлое использовало такую журналистскую, нарочито непрофессиональную фотографию. С этим совершенно покончено. Теперь фотография организована, сюрреалистична, с очень сложным освещением. Цвета – насыщенные как в графике (6), со множеством мелких деталей.
ИЛЛЮСТРАЦИЮ медленно душили с 50-ых. Сначала модернизм требовал фотографию, позже – компьютеры облегчали дизайнерам создание собственных образов. Доминирующего стиля нет, но это высокохудожественные, концептуальные графические и каллиграфические иллюстрации, а ретро-заимствования отступают. Если попробовать предсказать, куда иллюстрация движется – это 1969 год – мистический хиппи-стиль, соответственно обновленный. Говоря «хиппи» я не подразумеваю оп- или поп-арт. Я имею ввиду орнаменты в стиле «арт нуво», многослойные, с богатыми, сказочными образами (7). К тому же снова оранжевый и розовый.
ТИПОГРАФИКА. В прошлом году мы видели много модернистских шрифтов в разверстке по всей ширине, часто с большими верхними полями. В этом году доминирует более умная, подвижная верстка. Это направление не сильно отличается от модернисткой типографики и тем, что я называю классической книжкой типографикой (старостильные шрифты разверстанные по всей ширине, отцентрованные в одной колонке). Напротив, шрифт может быть и вполне модернистским, а верстка вполне классической или наоборот. Все продиктовано содержанием, с оглядкой на экспрессию и удобочитаемость. Сетка также гораздо более подвижна. Сетка, поля, верстка (без красной строки при левой выключке) перемешаны с усредненным выравниванием. По пальцам можно перечесть экстремальных параметров, таких как разреженный или сближенный шрифт. Большинство текстов набраны комфортными, классическими шрифтами. Если сам текст набран Гельветикой то ее ставят покрупнее для облегчения чтения.
СТИЛЬ. Хотя модернизм доминирует, для достижения эффекта концептуальности, мешаются различные жанры (10). В результате, большинство жанров прошлого десятилетия исчезло, например ретро-стиль. «Real object», когда годовые отчеты выглядят также как медицинские – тоже уходит. И с ним ультраминимализм. Единственный стиль, который не уступает модернизму – промышленный (11).
В МАТЕРИАЛАХ тенденция к аутентичности – сталь, бесцветный и белый пластик, ленты закладки, вклеиваемые «настоящие» листы (12).
КОМПОЗИЦИЯ – бум тенденций: широкие верхние и нижние поля; черный фон (который отсутствовал с 80-х); жесткие цветные страницы; миниатюрные книги и т.д. (13).
ОТНОШНИЕ долгое время не было профессиональным, зато агрессивным и напористым. Теперь – профессионально, и еще язвительно остроумно или роскошно: экстравагантный цвет, богатые образы, щедрое использование бумаги и чернил вернулись с удвоенной силой после лет эко- и бюджетной сдержанности. Обратная реакция на ультраминимализм.
САМОПРОМОУШЕН. Чтобы продвигать себя, креативные компании избегают обычной все-о-нас брошюре в пользу рассылки подарков с добавленной стоимостью. Главным образом – прекрасные небольшие книги с остроумным, воодушевленным содержанием.
СПЕЦЭФФЕКТЫ. Уже долгие годы мои фавориты – в ежегодном каталоге Бостонского института искусств. Сначала Загмайстер потряс всех, печатая на краях страниц каталога пейзажи. Теперь Фриц Клетке из Visual Dialog воплотил эту идею еще лучше – при печати каталога с графикой, края «разоблачают» сообщение, когда вы листаете страницы (14).
КАТАЛОГИ ШКОЛ ИСКУССТВ. Долгое время каталоги делались доступными для всех – много креатива и анархии, но бедность на содержание. В этом году каждый каталог – с четким позиционированием, шикарным дизайном, но не потерял, однако, замечательной дикой и дурацкой молодой жажды креативности от всей души (15).
АЙДЕНТИКА - сплачивается с концептуальными темами и последовательными визуальными языками, но жестких правил нет (16)».
Далее, как и обещала, Нэнси собрала общие тенденции рынка и социальные тенденции (по данным Google, ученых, правительства и газет). То, что влияет на дизайн, который потом влияет на социум:
«ЭКОНОМИКА чудесно стабильна, с медленным-медленным ростом – объясняет уводящий от проблем сюрреализм и счастливые цветные палитры. Для дизайнеров хорошие новости в том, что стартапы снова получат финансирование. То есть, нам светит больше логотипов.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. Если вы еще не слышали, мир снова плоский. Аутсорсинг, инсорсинг, связи и сотрудничество объединяют много сервисов, включая дизайн, который должен быть сегодня очень хорош, чтобы выжить. Это и объясняет изящество и великолепие данного собрания.
ЮЖНАЯ КОРЕЯ определяет тенденции стиля для всей Азии, по мнению New York Times.
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ. Он-лайн инструменты все более опытны – блоггинги, объединенные сети, кэширование жизни (в сетевых журналах и на фотосайтах).
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РЫНКИ. В плоским мире, даже специализированные рынки являются большими. Шикарные фирмы занимаются позиционированием: или опыты с добавленной стоимостью, которые подчеркивают стратегию и марку, или уникальные специалисты.
ОБРАЗ ЖИЗНИ – сложности во всем, от половой идентичности и семейных правил до источников дохода. Это хорошо, так как сложность требует большей специализации.
СНОББИФИКАЦИЯ. Средний класс хочет иметь предметы роскоши, быть блестящим и «ультра-гурме» во всем. Это объясняет пышность. Дайте им еще!
ДЕМОГРАФИЯ. Эксперты по маркетингу просят нас обращаться к каждому, как если бы ему было 35. Молодые взрослые более зрелы в их размышлениях и поведении, и нас, старых рекламистов, тоже хотят оставить молодыми.
МОЛОДЕЖЬ. Перевес на ее стороне. Изучайте этот рынок. Молодежь предпочитает алкоголь и незаконные наркотики, более чем сигареты, а половина учащихся средней школы утверждают, что еще девственники (я не знаю, как вы можете использовать эту информацию).
ДЕНДИЗМ. Все хотят быть более зрелыми – даже то, что мы читаем – научная литература и беллетристика, тренирует наши умы и души.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ. Возможно, рекламисты начинают хотеть приходить в форму, чтобы встречать Создателя; а может быть, люди рассчитывают на помощь Бога в этом сумасшедшем мире; или, основываясь на защите прав потребителей, стремятся найти глубокий смысл в своих жизнях. В любом случае, с этим не надо бороться, а надо использовать больше вдохновленной и этической передачи сообщений с духовными образами».
Спасибо Нэнси Бернард, теперь можно посмотреть, кого мы догоняем. И догоняем ли.
Богатко Юлия
|