Протестное рекламирование
Желание протестовать – все равно, что свежий воздух для людей. А потому те, кому надо, уже давно направляет протесты в нужное ему русло. С рекламой – то же – кажется, теперь уже все поняли, «что без рекламы можно посмотреть только половину футбольного матча и так далее», но и без собственного ответа чемберленам ее оставлять не получается. В связи с этим, несколько наблюдений о том, куда направляется анти-рекламный протест.
Конечно, по-прежнему в силе вредительство стихийного типа – подрисовать усики, сказать гадость:
(в Парижском метро)
Сознательно консервативного взгляда на анти-рекламный вандализм придерживается, например, лондонская группа Dr.d, использующая старомодные нож, клей и краску.
Но тут уже заметны черты организации и идеологии, с которыми, согласно политтехнологиям проще управляться (они называют свои акции «прививкой» глобальным корпорациям, чтобы те могли быть готовы к натиску в третьем тысячелетии уставшего от рекламы населения).
Однако, если раньше вредительство чаще вмешивалось в содержание рекламного сообщения (и усики как насмешка), то сегодня появились паразиты на форме, что уже отдаленно напоминает чистое искусство:
(Анти-айподовое реалистичное творчество в Берлине)
Вредительство перестает визуально портить рекламу, смешиваясь в своей реалистичности настолько, что целевая аудитория может ничего не заподозрить. Но общее сообщение – «красиво» - возможно, и не отпугнет от покупки.
Так уважаемый американский художник KAWS на такой художественной порче наружки прославился и чуть ли не разбогател:
А дальше применение новых инструментов выводит противодействие на совершенно иной уровень. Некто под именем Docteur Gecko использует технологию всплывающего вредительства: днем рекламные постеры на остановках транспорта – обычные постеры, зато ночью за счет освещения конструкций, смысл рекламного сообщения становится практически объектом искусства:
Интересно получается, как скоро «против» организованно превратиться в «за»?
Юлия Богатко
|