Golden Drum-2007: от бикини до Тартини
Вчера вечером на словенском курорте Порторож открылся "самый гостеприимный рекламный фестиваль в мире" - "Золотой барабан". С подробностями с места события - обозреватель Sostav.ru и по совместительству официальный представитель Golden Drum в России Влад ВАСЮХИН.
Погода, насчет которой мы так переживали (нынешний фестиваль начался позже обычных сроков на две недели), ведет себя молодцом: в Портороже и солнечно, и тепло. Некоторые русские смельчаки вроде креативного директора "Знаменки" Русланы Харитоновой даже рискнули нырнуть в чистейшую, однако о-о-очень бодрящую Адриатику...
Формальному открытию фестиваля, которое в последние годы проходит на главной площади городка Пиран, носящей имя выдающегося композитора Тартини, и затем неформально перетекает в его же имени театр, предшествовал весьма насыщенный день.
Понедельник - первый день работы 14-го по счету "Золотого барабана" - был отдан под "живые" презентации конкурсных работ в номинациях "Медиа кампании" и "Рекламные кампании". Параллельно в двух залах финалисты, среди которых в этом году россиян не оказалось, хотя в одном случае нашими агентствами было заявлено 14 работ, а во втором - 7, представляли свои труды перед жюри и публикой.
Вообще что касается цифр, то на нынешнем смотре Россия выглядит так: на конкурсы выставлено 240 работ (четвертое место в общем зачете), при этом 69 - в конкурсе ТВ, 60 - в "Принтах", 23 - в "Наружной рекламе", 5 - в "Радио", 10 - в "Дизайне", 8 - в "Интерактиве". И как ни странно, ни одной работы не представлено нашими каналами и студиями в номинации "Промо фильмов и телепрограмм". А в российской делегации - согласно каталогу - 97 торговцев мечтой. Разумеется, по всем этим показателям мы опережаем все бывшие страны СССР. К примеру, Белоруссия выставила всего одну работу, Эстония - 17, Литва - 26. А, скажем, Армения, Грузия, Азербайджан, не говоря уже о Туркмении и Таджикистане, в фестивале не участвуют вовсе. Всего же в конкурсе 3106 работ из 39 стран.
Из наших соседей на награды пока претендуют латыши и казахи, они попали в шорт-лист конкурса рекламных кампаний.
От Латвии, как уже стало традицией, и на "Золотом барабане", и на других фестивалях представительствует Эрик Стендзениекс со своим агентством ZOOM! (Рига). На этот раз за награду борется их очередная социальная кампания "Печальные песни Лиго".
Задачей акции было изменить отношение латышей к отмечанию летнего праздника Лиго. После возлияний на природе иные водители возвращаются домой нетрезвыми, нарушают скорость и правила вождения. Эрик придумал заменить текст в "лиговках", традиционных праздничных песенках. Слова стали серьезными и жесткими, а исполняют песенки полицейские, работники кладбищ и "Скорой помощи". Звучит угрожающе.
В одном из интервью латвийской прессе Эрик заметил по этому поводу: "Угрожать можно по-разному: можно с юмором, а можно серьезно. Главное - в рекламе должен быть удар, эмоциональный и интеллектуальный. Например, переживание собственной смерти. Люди привыкли к смерти в сводках новостей - им недостаточно просто показать банальный труп, надо сделать так, чтобы они представили ситуацию изнутри. Изначально в кампании "Печальные песни Лиго" в качестве исполнителей планировалось использовать фольклорный ансамбль. Но я подумал, что куда страшнее эти песни будут звучать в исполнении тех, кто ежедневно сталкивается со смертью. Лично меня пробивает дрожь, когда я вижу гробовщика, стоящего на свежевыкопанной могиле и выпевающего страшные, по сути, слова…"
По поводу бюджета кампании. Как заметил, г-н Стендзениекс, "чтобы сделать хороший клип, не надо 100 000 евро. Люди привыкли к реалити-шоу, сегодня можно просто выйти на улицу с любительской камерой и снять отличный живой ролик. Главное - это идея".
По поводу эффекта: Лиго 2007 года прошло без жертв. Кампания велась накануне праздника два с половиной месяцев.
Печально, что в России никто подобных реклам не делает. Нет любительских камер, господа?!
Если ZOOM! - опытный и успешный фестивальный борец, заслуженный монстр индустрии, то выход в финал такого престижного смотра, как GD, алма-атинского агентства Styx & Leo Burnett стал неожиданностью. Агентство вывело на рынок России и Казахстана новый сахар "Захар". Был придуман одноименный персонаж, которого нарисовал Андрей Бильжо. Идея кампании описана так: "С сахаром "Захар" жизнь становится захаристее. Захар помогает взглянуть на некоторые жизненные ситуации легко, заряжая спокойствием и невозмутимостью. Главным каналом коммуникации стала упаковка сахара с девятью разными сюжетами и "захаризмами", стимулирующими каждый раз покупать сахар с новой историей". Кроме того, эти рисуночки были оживлены в телероликах.
По мнению Олега Лапшина, креативного директора московского Grey, у наших соседей сильные шансы получить "Золотые часы", но самое мощное впечатление на этого авторитетного российского специалиста произвела работа пражского агентства Saatchi@Saatchi. Кампания проведена по заказу T-Mobile и Чешского Автоклуба, целевая аудитория - водители, говорящие за рулем по мобильнику.
Люди равнодушны к картинкам трагедий. Поэтому была предложена совершенно перпендикулярная идея: выпустить духи, отдельно для мужчин и женщин, с названиями Crash и Accident. И провести их дегустацию. Идея в том, что эти духи пахли тем, чем пахнет дорожная авария - кровью, экскрементами, жженой резиной, обгорелым металлом. Впечатление шокирующее!..
Сегодня на фестивале пройдет первая церемония награждения. Не исключено, что среди обладателей наград окажутся и наши. Во-первых, агентство Depot WPF стало финалистом конкурса дизайна с упаковкой для конфет "Комильфо" (официально информация пока не обнародована). Во-вторых, арт-директор столичного агентства Grey Недда Аль-Мадани вошла в тройку финалистов специального конкурса плакатов "Порторож-Пиран, сказка двух городов". Недда приглашена на фестиваль за счет организаторов, а завтра мы узнаем: не она ли выиграла 5 тысяч евро - главный приз этого состязания?