Golden Drum-2010: глазами амбассадора
В минувший уик-энд в Словении завершился 17-й международный фестиваль рекламы Golden Drum. Вернувшись из Порторожа, специально для Sostav.ru журналист Влад Васюхин взял интервью у официального представителя GD в России Влада Васюхина.
- Чем вызвано обращение к редкому жанру автоинтервью?
- Хочешь сделать что-то хорошо, сделай сам. Шутка. Ну, напиши, что я согласен с нашим премьер-министром: после смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем. Поэтому "тихо сам с собою я веду беседу".
- Так и напишу. Но - шутки в сторону. Твои главные впечатления от 17-го фестиваля?
- Они противоречивые. С одной стороны, это был, возможно, самый образцовый Golden Drum из тех, что я видел, а я был на 15 фестивалях из 17, лишь на первые два не попал по уважительным причинам. Безупречная организация, насыщенная программа, большое число звезд рекламной индустрии среди гостей, сочетание западного шика и традиционного словенского гостеприимства.
- "Золотой барабан" всегда позиционировал себя как "самый гостеприимный фестиваль в мире"...
- Так и есть. В этом году, например, учитывая последствия мирового финансового кризиса, оргкомитет предложил делегатам 200 бесплатных мест в отеле. Плюс была потрясающая солнечная погода, и все четыре дня я, допустим, охотно нырял в Адриатику, хотя совсем не морж... И при этом о нынешнем фестивале можно сказать - "праздник со слезами на глазах". Он начался с известия о кончине Драгана Сакана, который был одной из знаковых фигур "Золотого барабана", одним из символов европейского рекламного креатива, и закончился сообщением о том, что для президента фестиваля Юре Апиха и вице-президента Меты Добникар, людей, которые увлеченно творили Golden Drum с первого дня, нынешний "Барабан" стал последним.
- Почему они ушли в отставку?
- Правильнее сказать, "их ушли". Не знаю, надо ли обсуждать "кухню"... У меня нет информации из первых рук - в доме повешенного не говорят о веревке, хотя и Юре и Мета ничем не выдавали своего огорчения или растерянности, они уверенно довели фестивальный корабль до конечного пункта. Я их об этой ситуации не спрашивал. Из иных достоверных источников известно, что причиной стали финансовые разногласия. Фестиваль как бренд принадлежит общественной организации - Slovenian Advertising Chamber, это аналог нашего АКАР, и эта Рекламная палата инвестирует в мероприятие некие деньги (наряду со спонсорами, делегатами и конкурсантами) и получает некие дивиденды. Проводит фестиваль компания Festfest, принадлежащая Юре и Мете. Третий организатор - словенская Studio 37. Между ними, как я понимаю, и делится доход. Рекламная палата пожелала вдруг получать больше, Festfest на подобное не пошел - это отразилось бы на качестве фестиваля, и в результате владелец бренда просто решил сменить руководство "Золотого барабана". Не ручаюсь за 100% достоверность, но других подробностей или версий я не знаю.
- Чем их отставка обернется для фестиваля?
- Да ничего хорошего. К тому же, вместе с Юре и Метой собираются уйти несколько ключевых фигур из собранной ими команды. Я уже сказал им на традиционном обеде с представителями, или как нас называют, амбассадорами "Золотого барабана": "Прилетайте делать фестиваль в Москве! А то у нас он все хуже и хуже..." Конечно, это грустно. И дело не только в том, что разрушают отлаженный механизм. Фестиваль лишают его души. Юре и Мета - настоящие гении места. Юре Апих - авторитетнейший издатель, дружит со всем рекламным миром, во многом благодаря этим многолетним неформальным связям на GD прилетали главные люди индустрии - с лекциями, мастер-классами или работать в жюри. Почетным гостем заключительной церемонии почти всегда был президент Словении, вот и на этот раз приезжал г-н Данило Тюрк и вручал "Золотую розу" лучшему агентству. В общем, в случае с порторожским фестивалем так называемая "свежая кровь" - это не то, что требовалось, GD и так постоянно обновлялся и удивлял.
- Ты упомянул об уходе фестивальной команды. А ты останешься представителем фестиваля в России?
- Не знаю, не думал еще. Для меня Golden Drum - хобби, денег эта деятельность не приносит. Безусловно, приятно быть связанным с таким интересным и популярным событием, но, как любит повторять Н.С.Михалков, на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся. У меня, и помимо GD, есть несколько проектов, которыми я сейчас страстно увлечен. Посмотрю, как поведет себя новый руководитель фестиваля...
- Как ты оцениваешь итоги конкурсов?
- Ох, больной вопрос! Безусловно, приятно, что российское агентство получило Гран-при в номинации Design & Art Direction, что еще восемь наших работ отмечено "серебром", что много финалистов, что Ярослав Чеважевский снял очень достойную короткометражку в конкурсе Studio Drum, что Иван Чимбуров оказался в числе первых 12 креаторов, включенных в "Зал славы". Но и недоумений решения жюри вызвали немало.
- Например?
- Ну иначе, как неприличным, я не могу назвать раздачу наград в номинации "Интерактив". Гран-при получила работа... председателя жюри! Плюс этот маленький и наглый господин из Голландии (Euro RSCG 4D Amsterdam) выдал себе "золото" и "серебро", и еще одно "золото" - коллегам по сети из Франции! Я слышал, как многие удивлялись и возмущались. Сидевший рядом со мной на церемонии Василий Лебедев из московского Red Keds, он работал в другом, большом жюри, тоже не скупился на гневные комментарии... На следующий день, на вечеринке после концерта группы Laibach, блестящему, надо признать, я не поленился, подошел к этому голландскому Брэму и сказал, что он судил отвратительно. Еще мне показался странным выбор Гран-при в номинации "Фильм": польская работа для "Шкоды", остроумна и свежа, но место ей, конечно, в номинации "Медиа", поскольку вся идея там в оригинальном медиа-планировании. Впрочем, покажите мне решение жюри, которое бы всех и каждого устроило?.. Ну и совершенно лишним и непонятным было появление новых "утешительных" номинаций - "Лучшее агентство региона Адриатики" и "Лучшее агентство региона Балтики". В первом случае победителем оказалось агентство из Сербии, не имеющей выхода к морю (подводная лодка в степях Украины!), а во втором - в число балтийских стран почему-то не включили Россию...
- Не переживай! Калининград и Финский залив все равно наши!
- Да я и не переживаю. Просто непонятно: почему "Золотой барабан" размывает свое изначально удачное позиционирование? Он начинался как фестиваль стран Новой Европы, был рассчитан на рекламистов Центральной и Восточной Европы, но в последние годы ряд номинаций открыт для всего мира, и в результате в списке призеров - винегрет: агентства от Тель-Авива до Гонконга и Нью-Йорка. Эту проблему необходимо решать новой команде GD.
- Не хотелось бы завершать интервью на такой взвинченной ноте... Тем более сам сказал в начале, что 17-й фестиваль получился образцовым. Давай что-нибудь позитивное!
- Для меня таким источником позитива стали Андрей Губайдуллин и Евгений Примаченко из екатеринбургского "Восхода". Они впервые приехали на GD, всем интересовались и всему радовались, особенно своему уже третьему по счету порторожскому "серебру", и постоянно, даже на церемонию закрытия, ходили с ноутбуком. Как выяснилось, они по очереди вели с фестиваля "прямой эфир" на своем сайте, советую почитать - очень живо, подробно и солнечно. Меня тронула последняя запись Андрея: "Закончился самый лучший фестиваль, на котором я когда-либо был. Очень жаль. Завтра летим домой".