Несмотря на кризисы и прочее…
Влад Васюхин – о 18-ом международном фестивале рекламы Golden Drum
В субботу в словенском Портороже отгремел 18-й по счету международный фестиваль рекламы Golden Drum. О его итогах Sostav.ru попросил рассказать Влада Васюхина, журналиста и официального представителя «Золотого барабана» в России.
- Влад, твои главные впечатления от фестиваля?
- Как всегда, позитивные, хотя и неоднозначные. Результаты конкурса, вероятно, все уже знают, но на всякий случай повторю, что российские агентства выиграли один Гран-при, два «золота» и три «серебра». Успех? Безусловно! Но это при том, что всего от России было выставлено 328 работ – больше всех. Для сравнения: Румыния отправила 70 работ, а получила четыре Гран-при, восемь «Золотых барабанов» и два «серебряных». Или, скажем, Грузия: всего-то четыре работы в конкурсе, и как итог – два «серебра». В общем, наш «улов» мог бы быть и больше.
- В финале оказалось целых 14 работ московского BBDO, а награда у агентства всего одна – «серебро» за ролик для «СтройМастера». В чем причина?
- Это вопрос к жюри. Наверное, просто не повезло… Да, мощное агентство Игоря Лутца представило на этом фестивале больше работ, чем большинство стран, а в итоге – этот «Серебряный барабан» и приз в новой индивидуальной номинации «Виртуозы» – за иллюстрации к серии принтов для аспирина, сделанные бразильским художником Пауло Гарсиа... А по поводу относительной неудачи других объясню на конкретных примерах. Русских делегатов удивило, что не прошла дальше шорт-листа известная работа Depot WPF – упаковка Mlk, награжденная в Каннах и на других конкурсах. А причина-то банальна: агентство прислало «живьем» всего лишь одну, самую маленькую упаковку из этой серии, и на выставке эти «сливки» смотрелись очень сиротливо, не произвели на жюри должного впечатления. Пусть не обижаются Фадеев с Андреевым, но победу они упустили именно по этой причине... Или как неожиданно скучно представила жюри свой пиар-проект R&I Group – историю про якобы конфликт артиста Гармаша и СКБ-банка (желающие могут найти ее на официальном сайте GD, как и другие работы). Вообще подача и оформление – слабое звено многих российских участников. И нынешний триумф «Восхода» связан еще и с тем, что ребята из Екатеринбурга серьезно отнеслись к фестивальной презентации своих «Книг-освежителей». Женя Примаченко рассказал мне, думаю, это не секрет, что он предварительно отправлял эскизы своим американским приятелям, и те сделали несколько дельных замечаний, в результате чего идея стала понятна и визуально близка западным членам жюри. И успех румынского агентства McCann Erickson тоже в немалой степени связан с эффектной «упаковкой» проекта. И, кстати, в этом контексте Роман Фирайнер из «Инстинкта» достоин всяческой похвалы. Он до финального фуршета отыгрывал идею своего конкурсного ролика «Вакансия»: не только тряс «Ролексом» в пятом ряду, но придумал и уже на месте заказал специальную майку, нарядился в нее и ходил среди публики, чтобы его узнавали потенциальные соискатели должности арт-директора! Такой тотальный креатив и перфекционизм мне симпатичен.
- А какая работа запомнилась тебе больше всего?
- Прозвучит непатриотично, но отмечу успех Украины. Она впервые завоевала Гран-при. Ролики Ogilvy&Mather Ukraine «Сюрприз» и «Страсть» для банка «Форум» уже побеждали на локальных фестивалях, но я, как человек уже далекий от рекламной критики, их впервые увидел на «Золотом барабане».
- А что ты скажешь об атмосфере фестиваля?
- Фестиваль открылся в печальный день – утром мир узнал о смерти Стива Джобса, и в тот же вечер, на первой церемонии награждения, его имя нередко звучало из уст победителей – они благодарили Стива, призывавшего всех нас думать иначе, или просто упоминали это имя... Но, конечно, не этот факт причина того, что кому-то из завсегдатаев фестиваль показался не таким бодрым, как раньше: меньше делегатов, меньше вечеринок, меньше интересных лекторов. Исчез, допустим, конкурс режиссеров Studio Drum, любопытный, но затратный. Поэтому в шутке, которую озвучил в вчера в люблянском аэропорту один из наших делегатов – «Главное событие фестиваля – гол Дзагоева!» – есть доля правды… Будем реалистами – весь мир переживает сейчас не лучшие времена. Нужно учитывать, что в Словении, стране-хозяйке фестиваля, сейчас не только финансовый, но и политический кризис. Как сказал мне один из словенских друзей, их страна 10 лет жила надеждами и эйфорией, и неплохо жила, но экономического прорыва не случилось. Незадолго до открытия фестиваля словенский парламент отправил в отставку левоцентристское правительство страны, впереди маячат досрочные парламентские выборы. Возможно, этим объясняется, что сами словенцы на «свой» фестиваль выставили в этом году лишь 43 работы (в прошлом их было 106), и делегатов было меньше, чем раньше… Тот, кто внимательно следит за Golden Drum, знает, что в прошлом году сменилось его руководство, новый исполнительный директор Барбара Крайнц активно взялась за перестройку. Это, конечно, тоже отразилось на атмосфере. С какими-то ее решениями многие охотно согласились. К примеру, список стран-участниц вернулся к первоначальному, это снова фестиваль Новой Европы. Или, допустим, очень современно выглядел дизайн сцены на церемониях. Но с другими нововведениями можно и нужно спорить.
- Например?
- Да взять хотя бы порядок награждения. Зачем еще до фестиваля обнародовать шорт-лист? Зачем награждать за лучший ролик в первый вечер? Это же самая зрелищная часть конкурса! Зачем присуждать столько Гран-при?.. После церемонии закрытия Эндрю Роллинз, президент «Эпики», спросил меня: «Что, по-твоему, означает это разделение номинаций на Single Channel и Multi Channel?» Ну, если уж такой зубр фестивального движения сомневается в целесообразности и логичности подобного формата, то что уж говорить нам…
- И тем не менее…
- Поздравим финалистов и победителей! Поблагодарим всех участников. И начнем готовиться к фестивалю будущего года!
Вопросы задавал Никита Алексеев – специально для Sostav.ru
ФОТООТЧЕТ О GOLDEN DRUM-2011
фото с официального сайта фестиваля