Не торопитесь его хоронить!
Влад Васюхин – о 19-м международном фестивале рекламы Golden Drum
|
Влад Васюхин, фото из личного архива |
В словенском Портороже отгремел 19-й по счету международный фестиваль рекламы Golden Drum. Sostav.ru попросил поделиться впечатлениями официального представителя GD в России Влада Васюхина.
О ПРОГРАММЕ И ОРГАНИЗАЦИИ
Из 19 минувших фестивалей я не был только на первых двух, поэтому об эволюции GD могу судить не с чужих слов. Изменился ли фестиваль с 1993 года? Безусловно, и не раз, как и сама жизнь, как и рекламные носители и технологии. А как же иначе?
При первой (она же – прежняя) команде во главе с Юре Апихом GD обновлялся постоянно. Каждый год в Портороже случались какие-то сюрпризы, чаще – приятные. Здесь умели остроумно микшировать демократичность и буржуазность, Запад и Восток. И когда теперь я читаю или слышу, что «фестиваль загибается» или даже «умирает», мне грустно и смешно. Особенно, когда об этом начинают рассуждать те, кто вообще там ни разу не был, а потому ведет себя, как лиса в басне Эзопа про незрелый виноград…
И если разобраться в претензиях наших соотечественников по существу, то кроме традиционного несогласия с распределением призов, нередко они сводятся к бурчалке-ворчалке: «Русских прилетело мало, не с кем потусоваться!» Или: «Вот раньше здесь были крутые вечеринки, а теперь тухлые». Это только Михаил Кудашкин может заявить: «Вечеринки меня интересуют меньше всего, особенно душевные и разнообразные», а остальным подавай хлеба и зрелищ. Да, «зажигалок» вроде Олега Скрипки или группы «Лайбах», как в прежние годы, нет, обходятся ди-джеями, но причина тому – и финансовый кризис, и отсутствие былых амбиций у тех, кто когда-то помогал оргкомитету «барабанить» громче и звонче…
|
фото оргкомитета Golden Drum |
Нет, будем объективны: GD в хорошей форме. Работа всех служб по-прежнему безупречна, ну или почти безупречна. Программа – посмотрите по представленным именам и темам – насыщенна и разнообразна (другое дело, что никто не застрахован от скучных и нехаризматичных спикеров). Как и раньше, в Порторож приезжают люди, определяющие лицо современной европейской рекламы. Выходит фестивальная газета. Оперативно функционирует сайт. Все делегаты обеспечены «кулинарными идеями» – обедом в ресторане 5-звездного отеля, где проходит фестиваль. На финальную церемонию приезжает президент Словении и без бумажки выступает с умным и ярким спичем (один украинский делегат даже вздохнул: «Нам бы такого президента! А то наш Янукович путает Иран с ураном, а Ахматову называет Ахметовой»). Вечерняя жизнь тоже в наличии, хотя и не такая бурная, как раньше: GD позиционировал себя как «самый гостеприимный фестиваль в мире», возможно, сейчас атмосфера этой гостеприимности немного развеялась…
Еще в середине нулевых годов (до прихода новой команды) GD стали обвинять в предсказуемости: мол, снова будет «Креативная академия» с Майклом Конрадом, снова Эндрю Роллинз с презентацией «Эпики», снова Дональд Ганн со своим «рэпортом» и т.д. и т.п. Многие привычные гости были и на этот раз. Но все-таки основной акцент был сделан на агентства так называемой Новой Европы, и среди выступавших впервые оказалось немало представителей России, в том числе экспатов. Это и Дмитрий Воскресенский из Grey, и Марко Кремона из Y&R Moscow, и Льюс Тауффер из московского BBDO, и Андрей Губайдуллин из «Восхода»…
Выступление Андрея Губайдуллина
…и Полина Магуайр из Saatchi&Saatchi Russia, подготовившая ностальгическую видеопрограмму Selling the USSR, где одним из комментаторов советской рекламы выступил креативный директор ее агентства Стюарт Робинсон.
Нет, проблема нынешнего восприятия фестиваля в другом – изменились мы сами. Время рекламного романтизма и фестивального неофитства, увы, прошло: насмотрелись, наездились, наелись информацией и эмоциями. Удивлять и удивляться все сложнее.
О РАБОТАХ
Все работы, поступившие на фестиваль, выложены на официальном сайте. Сделать вывод об их оригинальности и качестве может любой желающий. Нет шедевров?! Много несвежих, вторичных идей?! Ну, а кому можно адресовать эту претензию? Вам, креаторы. Вам, заказчики.
Все прекрасно понимают, что фестиваль рекламы – это не кинофестиваль, здесь отбора нет, что агентства прислали, то и участвует в конкурсе. И если конкурсанты выставляют фейки, то это – дело их совести. Мне сказали, что в нынешнем году из шорт-листа был вовремя удален фейк из Венгрии, но, скажем, три анимационных финских ролика для «Тойоты», завоевавших «серебро» в номинации «Фильм», оказывается, тоже незаказанная работа. Так во всяком случае при мне утверждал один очень авторитетный и информированный рекламист («Тойота» – его клиент по Центральной и Восточной Европе).
Председатель жюри Single Channel поляк Павел Хайнце заметил, что «среди работ, получивших награды, есть парочка выдающихся, а про остальные можно сказать строчкой из песни Уитни Хьюстон: It’s not great, but it’s ok». Но ведь так было почти всегда.
О ЖЮРИ
Идеальных жюри не существует. И на этом можно было бы поставить точку.
Начиная уже с первого Гран-при первого фестиваля, врученного ролику Юрия Грымова, решения судей GD вызывали споры и недоумение. В этом году оба жюри тоже не заслужили бурных аплодисментов. Во-первых, считается дурным тоном награждать главным призом социальную рекламу (это же не специализированный фестиваль социалки) или работу категории self-promotion. Во-вторых, неуважительно по отношению к участникам вообще не присудить призов в конкурсе Golden Watch Award. Ну не поверю я, что среди 12 финалистов не нашлось хотя бы одного приличного. А креативные директора – на минуточку – специально прилетали в Порторож, чтобы презентовать свои интегрированные рекламные кампании перед жюри, которое оказалось столь снобистским. В-третьих, многими наблюдателями отмечен перекос в составе жюри в сторону представителей сети Leo Burnett (но это уже претензия к организаторам).
|
Фото оргкомитета Golden Drum |
По поводу российского судьи. Повторю то, что уже говорил на Sostav.ru до фестиваля: назначение в жюри Григория Сорокина – решение оргкомитета и результат лоббистских усилий московского Leo Burnett (Юлия Манько не зря ест свой хлеб). Я предлагал словенцам другую кандидатуру – Андрея Губайдуллина из Екатеринбурга. В 2011 году Россию уже представлял креативный директор LB Михаил Кудашкин, и нынешний «дубль» – странный выбор, нужна ротация агентств. А «Восход» – лидер российского креатива и прошлогодний герой GD.
Раз уж Россия как самый крупный участник фестиваля традиционно имеет «своего» представителя в жюри, то задача этого человека – защищать работы все-таки агентств своей страны, а не своей сети. И не «топить» конкурентов по креативному рейтингу АКАР. Я охотно верю, что г-ну Сорокину искренне не понравилась работа «Восхода» «Заставь чиновника работать!» (и по инсайдерской информации он выступал на обсуждении против нее), и что ему очень пришлась по сердцу кампания «The Village: лох парковки», которую он разместил в своем портфолио (то есть, один из авторов). Но то, что «восходовцы» получили за свои «ямы» лишь одно «золото» и в номинации PR, вызывает вопросы. Эту яркую работу зал приветствовал на церемонии награждения громче других, но гран-при жюри отдало кампании из Ливана (Leo Burnett Beirut) , что вызвало гул в публике…
О ПРИЗАХ
Несмотря на нынешнее обилие наград (Гран-при присуждался в 16 категориях, его обладателя выбирали среди работ, получивших «золото»), выиграть в Портороже по-прежнему нелегко. И никогда еще Россия не выступала здесь столь удачно: четыре Гран-при, семь золотых «барабанов» и двенадцать серебряных. Плюс почетные звания «лучшего агентства фестиваля», «лучшего независимого агентства» и «бренда года». Но у меня ощущение от этих наградных ливней почему-то, как в том анекдоте про фальшивые елочные игрушки – не радуют!
На вечеринке после финальной церемонии кто-то сказал мне: «Вам, русским, никогда не угодишь: мало призов дали – плохо, много призов – тоже плохо». Но все же видят корни этого «русского чуда». По большому счету погоду сделала одна работа одного агентства. Количество наград, выпавших в этом году на долю московского Look At Media беспрецедентно. Можно не сомневаться, что этот рекорд продержится очень долго. Катя Базилевская и ее команда показали как можно побеждать не числом, а умением, представив одну работу во всех возможных номинациях. Но это – ружье, которое не стреляет дважды. Интересно, много ли будет в следующем году желающих повторить их формулу успеха?
Екатерина Базилевская и президент Словении Данило Тюрк
О БУДУЩЕМ ФЕСТИВАЛЯ
В 2013 году «Золотому барабану» стукнет 20 лет. Нет сомнения, что юбилейный смотр почтят своим присутствием и выступлениями «звезды» индустрии, что будут приглашены VIP из области кино, театра, музыки или литературы, что организаторы придумают что-то сногсшибательное, кроме фейерверка и многоярусного торта.
На традиционной встрече послов фестиваля я предложил провести общую интернациональную вечеринку (устраивать национальные пати сейчас очень накладно), и все коллеги одобрили эту мысль.
Но вот самого главного – будут ли в конкурсе юбилейного смотра выдающиеся работы, не сказала бы даже баба Ванга...