Выпуск 5:
Publicis, WPP, Omnicom и Interpublic: капитализм высокого порядка на российской почве
Добрый день! Сразу хочу заметить, что эта колонка будет особенной: я не расскажу вам слухов в классическом понимании этого слова. Речь пойдет о глобальных вещах. Настолько же глобальных, как известные всем названия Omnicom, WPP, Publicis и Interpublic.
Справка:
Omnicom, WPP, Publicis и Interpublic – «большая четверка» глобальных коммуникационных холдингов. Обороты исчисляются миллиардами долларов. Перечислю лишь известные в России агентства:
Omnicom владеет сетями BBDO, DDB, TBWA.
WPP принадлежат Ark Thompson, Young&Rubicam, Media Edge
Publicis владеет Leo Burnett, Publicis и Starcom Media Vest
Interpublic принадлежат McCann, Adventa Lowe и FCB MA.
Все западные холдинги выбрали разные модели развития в России: Interpublic делает акцент на альянсе с российским холдингом ADV. Из пяти агентств сети четыре – Lowe Adventa, McCann Erickson, Initiative и Universal Media -- работают по лицензии, их контрольные пакеты принадлежат ADV. Только FCB MA работает самостоятельно, а контрольный пакет принадлежит сети.
Агентства Omnicom развиваются по-разному. Оно и понятно: Omnicom владеет двумя из пяти крупнейших рекламных групп: лидером рынка BBDO и DDB. У Publicis такой кулак один: из шести агентств сильные позиции на рынке занимают лишь входящие в группу Сергея Коптева Starcom Media Vest. Позиции WPP в России и вовсе никогда не были особенно сильными, и развивались самостоятельно, без особой поддержки сети.
Постепенно ситуация начала меняться: отстающие Publicis и WPP начали усиливать свои позиции на российском рынке.
В конце лета 2004 стало известно, что международная группа WPP до конца года приобретет креативную часть бизнеса «Видео Интернешнл». Предполагалось, что сделка завершится еще до конца года, однако этого не произошло. Сейчас говорят, что WPP передумало объединять агентства в единый кулак, хотя определенные шаги уже были сделаны. Например, Ogilvy приобрела PR-агентство SPN Granat. Сейчас проходят еще несколько сделок, о которых общественность узнает чуть позже.
Окончательной конфигурации WPP Russia пока никому, включая ее участников, неизвестно. Однако она повлекла за собой сразу ряд важных событий.
Насколько я знаю, в этом году все большую активность в России будет проявлять Publicis. В начале прошлого года Publicis выкупила у Назима Валихомамеда контрольный пакет одноименного агентства.
Сеть давно собиралась консолидировать свои агентства в России в единый кулак, однако до сих пор не решила, что будет его основой: сильный Starcom Media Vest или же агентство Publicis – один из лидеров на международном рынке, но в России – не самый сильный игрок.
В агентстве Saatchi & Saatchi, недавно выделившемся из «ВИ» Publicis предпочел поставить у руля экспатов, в Starcom Media Vest – российский менеджмент. Сеть до сих пор не может решить, какой будет центр объединения – западный Publicis или успешная, но неподконтрольная «Родная речь».
В конце прошлого года даже был запланирован визит в Россию президента Publicis Мориса Леви, своеобразные смотрины для претендентов на место лидеры. Однако в последний момент все не состоялось.
Что будет происходить с Omnicom – отдельный вопрос, ответа на который у меня нет. Есть только предположение, что сеть вряд ли станет что-либо менять в успешно работающей структуре.
До сих пор не решен и вопрос с Interpublic: для крупной сети логичнее работать на рынке самостоятельно. Но она предпочитает альянс с ADV, имея контрольный пакет только в FCB MA. Скорее всего, причина – в том, что в конце 90-х самостоятельная работа привела местные офисы агентств Interpublic к банкротству. Теперь Interpublic еще долго не решиться на самостоятельную экспансию на рынок.
Пикантности ситуации добавляет и готовящийся выход в Россию еще одной крупной международной сети. Правда, название ее я вам не скажу. Следите за колонкой «Есть данные»! Есть что сказать? Обманули партнеры? Все переврали? Nditsman @ sf-online.ru
|