|
Выпуск 13. Фудстилизм и с чем его
едят. Интервью с единственной в своем роде командой фотографа и
стилиста, работающими в стиле или жанре фудстилизма.
Поднимаюсь на
чердак-мансарду, нахожу нужную дверь, открываю, фокусирую зрение и вижу, как
женская рука, переворачивая миску, отправляет пельмени в аквариум. Вокруг стоят
какие-то осветительные приборы, плита, холодильник, полки с разной посудой, в
коробках лежат ножи, разные вилки-ложки, кухонные, как догадываюсь позже,
причиндалы. Тихо и достаточно тепло, если не сказать жарко. Фотограф делает
снимок и поворачивается ко мне.
— Здравствуйте. — Здравствуйте, —
говорят хором мужчина и женщина.
Так произошло мое знакомство с Игорем
Коротеевым и Натальей Горбуновой, единственной в своем роде командой фотографа и
стилиста, работающими в стиле или жанре фудстилизма. Творческая пара занята
важной работой, а я стою рядом — наблюдаю.
— Зачем вы пельмени в
аквариуме утопили? — интересуюсь, наблюдая как Наталья вылавливает их теперь из
емкости. — Пробуем и экспериментируем. Не с заказчиками же опыты ставить. Мы
хотим снять, как пельмени падают в бурлящую воду, чтобы на фотографии были видны
маленькие пузыри воздуха, пока был процесс, а результат сейчас увидим, – говорит
Игорь, проходя к своему ноутбуку белого цвета, с изображением откусанного яблока
на корпусе. Скачивает файлы. Подходим, смотрим, и действительно, пузырьки,
пельмешки аппетитного вида падают в воду, эффект получился такой, будто вода и
вправду только что закипела… — Уже третий день снимаем, — говорит
Наталья.
— Почему? — В первый день пельмени сами лепили — опробовали
свой новый рецепт неразмокающего теста, хорошие получились — долго сохраняли
«товарный вид», мелочь, а приятно, работать удобно было. Рецепт не обычный —
соль с мукой и водой, или гипсовые, а придумали лепить из «пластики». Отработали
сет, а потом показалось, что стекло у аквариума немного мутновато. Решили эту
проблему. Ведь простым взглядом вроде и не видно, а я смотрю и понимаю:
«нэхарашо» — так быть не должно. Во второй день просто не понравилось, что-то
было не так, наверное, размер пузырьков не устраивал. А вот сегодня нормально,
хорошо получилось, – отвечает Игорь Коротеев.
— А для кого сейчас
снимаете, если не секрет? — Сегодня-вчера-позавчера-для себя, – отвечают
опять почти в унисон. — Ну и новое оборудование проверяем на будущее, чтобы
все было хорошо, чтобы знать и видеть, как и что должно работать, чтобы картинка
получилась настоящей, – добавляет Игорь.
— С людьми работать сложнее или
легче, чем с едой? – спрашиваю я. Игорь: — Мы людей не снимаем. Для этого
есть много других людей-фотографов, они делают это лучше нас. И, наверное, с
людьми работать просто по-другому, нам нравится то, что мы делаем. Для еды и
оборудование другое, и стиль съемки — все вкуснее и аппетитнее, и свои секреты
хорошей фотографии… Наталья: — Еда более капризна. Если неправильно снял
котлету, она теряет за час свой аппетитный вид и надо нести другую – эта
«фотогеничный» вид уже потеряла… Пища просто на глазах оседает, желтеет,
темнеет, для нее ведь, съемка – тяжелое испытание. Но самая большая проблема
– съемка продуктов, которые были заморожены, а потом должны подвергнуться
горячей обработке (варке, жарке, запеканию)…
— А снимаете именно те
продукты, для упаковки которых и готовится фотография? — Да, в подавляющем
большинстве, – отвечает Игорь, — хотя иногда бывает, что и лукавить приходится.
Мы не сторонники какой-то одной школы в фудстилизме. В Америке больше любят
снимать муляжи, в европе живые продукты. Но все равно продукт на упаковке должен
быть как можно ближе к продукту внутри нее. Иначе продукт купят один раз, из-за
упаковки, а потом поймут: картинка и содержимое – разные вещи. И больше покупать
не будут. Хотя задача упаковки продать и это главное. Наша задача, задача
фудстилистов — воплотить некую мечту об идеальном продукте. — Это раньше
снимали без «нежной любви» к еде, – подхватывает Наталья, – а сейчас все
изменилось. Потребители стали другими. Да и заказчики начали понимать важность
«подачи» еды. Есть такой журнал «Гастроном» – я его называю «народный
образовательный проект», потому что действительно образовательный. В нем и
эстетика красивых блюд, и побуждение людей к готовке, всё правильно описано,
поэтапно, со всеми нюансами. Я вообще в последнее время увлеклась готовкой —
фудстилист должен уметь получать удовольствие и от процесса приготовления, и от
фотосъемки. Я стала визуальным гурманом. Хотя, гурман, как мне кажется, это тот
человек, который не оставляет на завтра, то, что может съесть сегодня.
—
А красивое блюдо всегда вкусное? — Скорее вкусное — всегда красивое, –
смеется Игорь.
— Какой этап предшествует самой фотосессии, есть ли он
вообще? Игорь: — Эскиз фотографии. Хотя на самом деле это и есть
фотографии. Мы отрабатываем свет, прямой и отражающий, ставим рефлексы, объем,
масштаб, цвет. Угол наклона стола. Наталья: — Хотя иногда приходится эти
эскизы и рисовать. Например, если это необходимо. Тогда Игорь садится и начинает
рисовать. Он же вообще художник, долго преподавал, в Москве в ВАШГД. На
сегодняшний день фудстилизм не только модное, но и очень востребованное
направление. — Мы работаем в основном с дизайн-студиями. Реже с
производителями. А работа – это в основном съемка для упаковок продуктов, меню
ресторанов или иллюстрации. Для упаковок нам снимать немного легче, мы же сами
дизайнерами были, пришли оттуда, из дизайна, знаем, как эти упаковки
разрабатываются. Поэтому понимаем, как правильно снять для упаковки, —
рассказывает Игорь. — Мне нравится, что это востребовано сегодня. Есть люди,
которым это важно и будут всегда, и моя работа направлена на удовлетворение этой
потребности, на удовлетворение постоянной потребности в красоте.
— И
сколько стоит съемочный день у вас? — По-разному. Цена складывается из
колличества сюжетов, наличия предсъемки, необходимости в спецэффектах. На круг,
в нашем тандемном исполнении фудстилиста и фотографа, около одной тысячи
условных единиц. Может быть, немного больше или немного меньше. Все-таки многое
зависит от сложности работы. Они вообще всё делают вместе, даже странно было
это наблюдать. Вроде разговариваешь с двумя людьми, а получается, что с одним
единым организмом… Фудстилизм — странная и новая, наверное, профессия…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|