|
Выпуск 14. 5 РЕЦЕПТОВ ГОДОВОГО ОТЧЕТА
Годовой отчет, пожалуй, самый спорный способ потратить деньги.
Одни утверждают, что это никому ненужная мишура, пыль в глаза акционеров и инвесторов, способ повыпендриваться, а реальной отдачи от него никакой. Другие спорят, что это уникальный инструмент, нацеленный на аудиторию, которую ничем другим просто не достать; заинтересовывающий, разьясняющий (и не только с помощью текста) деятельность компании, ее достижения и перспективы. И те и другие на самом деле правы - все ведь зависит исключительно от того, какие задачи ставил клиент и как эти задачи решал дизайнер.
"Просто дизайн"
Это именно тот случай, когда клиент говорит: "Не надо мне этого вашего дизайна! Просто картинки и текстик". Одновременно самый простой и самый сложный способ сделать годовой отчет. Простой потому, что не надо выдумавать из головы или высасывать из пальца концепции, рыться в архивах, долго утверждать иллюстрации - чистая пластика или, как любит говорить клиент, "верстка". Сложный точно по тем же самым причинам. Плохо продуманный макет не спрятать за красивой картинкой - всё на виду. Именно в этом жанре проявляется мастерство. За такие отчеты не дают призов на фестивалях рекламы, да и братья по цеху редко поймут, в чем же их сила. Основные клиенты подобных отчетов - крупные банки, инвестиционные компании. Основное ощущение (те слова, которые вам скорее всего скажут при первой встрече) - "спокойно", "солидно", "холодно". Ожидаемый результат - просто аккуратно оформленный отчет о своей деятельности, чтобы в руки взять было приятно. В качестве "маленьких радостей" дизайнер может себе позволить предложить съемку биг боссов, сотрудников за работой, сотрудников парадно, сделать красивые графики или поиграться с различными полиграфическими изысками за деньги клиента.
"О себе"
Логическое продолжение предыдущей темы. Отличие в том, что у отчетов, относящихся к данной группе появляется идейная сторона. Основной темой становится сама компания, ее успехи, ее достижения: "пионер - всем ребятам пример" Появляются входные развороты к главам, где в той или иной форме (текст, картинка со счастливыми сотрудниками, клиентами или производством) рассказывается об уровне бизнеса. При грамотном дизайне конечный потребитель должен испытать чувство эйфории, белой зависти и желание как можно скорее приобщиться. Основные клиенты - производители, хотя иногда и банки забегают. Основное ощущение - динамично, инновационно. Клиент хочет показать, что он самый главный игрок на своем рынке, что соперникам его не догнать, что его возможности безграничны. Будьте готовы к тому, что содержимое ваших иллюстративных разворотов в ночь перед сдачей может радикально поменяться - начальник вернулся из отпуска, компания поменяла стратегию, да мало ли что.
"О других"
Иногда о себе сказать особо нечего, да и не солидно как-то грудь выпячивать, но "просто дизайн" делать не хочется. Лучший способ в таком случае - прислониться к величию других. ЖЗЛ, учебник физики для 9-11 классов, каталог конструктивистов - наши лучшие друзья! Столь любимые в нашей стране паралельные истории. От дизайнера в данном случае требуется знание области, к которой он и собирается прислонить клиента (собственно история, культура, искусство, физика, математика и т. д.), а так же умение вкусно и красиво всё преподнести. В зависимости от избраннной истории вы можете передать всю гамму чувств, необходимых заказчику, но обьяснить чем же все-таки занимается компания, вам скорее всего не удастся. Основные клиенты - финансовые компании. Небанальные параллели или небанальное решение банальных параллелей всегда приветствуются (ну устали все уже от братьев Рябушинских и "черного квадрата").
"О вечном"
Знаки, символы, метафоры - словом, вся эта философско-лингвистическая прелесть, заставляющая стороннего наблюдателя почувствовать себя Аристотелем - прекрасно живет на страницах годовых отчетов. Дизайнер должен бросить все свои силы на создание необходимого ему настроения буддисткого храма. Символы выверены, они звучат как симфонический оркестр с фон Караяном за дирижерским пультом. Основные клиенты - мегакомпании (или желающие таковыми быть). В итоге клиент выражает свои стратегию, миссию и ценности через ценности вечные.
"О другом"
Тот редкий и приятный для дизайнера случай, когда клиент не только говорит, что ему нужно что-то необычное, но и отвечает за свои слова. Главная задача отчета - произвести впечатление, спровоцировать зрителя, показать свою нестандартность. Самые проверенные ходы: "хэнд мэйд"; "хамелеон" (отчет оформлен как книга, журнал, Absolut, клинописная доска или отчет, характерный для другого рода компаний); "обманка" (отчет сделан с явными признаками шизофрении - выглядит как обычный, но отдельные детали поставленны с ног на голову). Правильно выполненный, такой отчет ведет открытый диалог с читателем.
Михаил Лоськов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|