|
Выпуск 18. Иллюстрация: с глаз долой, из сердца вон?
Разговор о нас, современных российских иллюстраторах, хочется начать
вот с чего. Давайте зайдем на сайт любого западного иллюстраторского
агентства - любого размера и любой специфики, - и откроем любой каталог. На этом разговор хочется закончить. Не то, чтобы небо-земля, но - не
дотягиваем.
Хотя вроде бы стараемся. Нет, мы - прекрасные, спору нет, я влюблен в
нас: давайте тусоваться, давайте делать совместные проекты, давайте...
Это все так мило. Только не будем обманывать сами себя. Как ни крути, из
двух случайно взятых художников - нашего и иностранного -
условно конгениальных по стилю, равных талантом и опытом, иностранный
будет выглядеть товарнее. Профессиональнее.
В чем же дело? Почему при равной или большей концентрации божьей искры
на равное количестве художников мы имеем в общем зачете поколение
дилетантов?
Не станем пенять на артдиректоров: им недосуг выращивать из нас
чудо-дерево. У них просто нет на это времени.
Тему загадочной русской души и коллективного бессознательного -
перескочим.
Не рассказывайте мне, что не хватает времени или не платят денег. Не
прокатывает.
Также не станем канючить о бескультурии клиента. Он точно не виноват.
Клиент - милейшее существо. Кормилец. Допустим, он ничего не понимает в
иллюстрации. Ему вечно хочется чего-нибудь вроде Бориса Валледжо
(Вайехо, если угодно). Чего-то красивого, под масло. Так в чем же дело
- станем же для него, наконец, Борисами Валледжо! Но нет, скажут мне,
это пошло. Что в переводе означает: нам слабо?. Мы не умеем. Нас если и
учили, то не этому. Высшие художественные школы здесь выпускают
стройные ряды мастеров живописи, гравюры, портрета, пейзажа,
промышленного дизайна, шрифта и т.д. - всего, что угодно, кроме живой и
товарной иллюстрации. Среди них, надо сказать, есть и полностью
сформировавшиеся Борисы Валледжо - эти маршируют, как и полагается,
рисовать обложки к научной и не слишком фантастике, или же поступают в
арбатский развесной контингент. С тех пор их никто не видел.
Оговорюсь: это я не видел. Небольшое отступление. Иллюстрация является
для нас важнейшим из искусств. Она в равной степени требует мастерства
и вдохновения, и ставит пробу на то и на другое. Она, как рентгеновский
луч, просвечивает насквозь и художника, и издание, и многое может
рассказать про общее состояние дел в художественном мире - потому, что
всякий художник обязан публиковаться. Если не затем, чтобы
прокормиться, то затем, чтобы не зарасти паутиной. В конце концов,
просто из положенного художнику эксгибиционизма. Так что будем считать,
что все сильные художники - на виду. Даже если специализируются на
сториборде или годовых отчетах.
Так вот, живописцев среди них - единицы. Владельцы экзотических
дипломов: архитекторы, текстильщики, аниматоры; дизайнеры, занявшиеся
рисованием по служебной нужде, девицы, с детсада лелеющие своих
принцесс, просто самоучки - неужли вытеснили живописцев? Брезгуют ли
живописцы заданным сюжетом? Боятся ли компьютера? Загадка.
К слову или нет, вспоминается рассказ одного молодого отца, закатившего
скандал воспитательницам в детском саду. Его возмутило, что все без
исключения дети рисуют одинаковые оранжевые морковки с зелеными
хвостиками. "Мы, - отвечали воспитательницы гордо, - воспитываем в
детях адекватное восприятие реальности!"
Из-под пресса здешнего художественного образования удается выйти
неповрежденными только самым мощным - этих, слава богу, можно
пересчитать по пальцам не только рук, но и ног.
Пусть я романтик: мне представляется, что главное отличие зарубежной
системы подготовки иллюстраторских кадров, в первую очередь -
американской, состоит в следующем. Каждый её педагог, начиная со
школьного, считает своим долгом вытянуть наружу всю индивидуальность,
какая есть в начинающем художнике. Все, чем он отличается от других.
Пусть даже эта индивидуальность и состоит из пережеванных чужих
изобретений. Даст бог, выучится использовать с толком хоть одно.
Но дело даже не в образовании. Посмотрите на тамошних самоучек: как они
умеют не-уметь рисовать, как доводят свою кривоту до логического
максимума. Нам и не снилось. Так что на образование тоже не надо
пенять. Адекватное восприятие реальности в нас воспитывают вот уже
сколько лет, а ведь были, были художники - и сейчас есть, и даже в
журналах иногда можно увидать, и в детской книге (придется, правда,
порыться) - тут уже упомянутые западные коллеги отходят подальше в
сторонку. Собственно, они и приплетены только потому, что с ними-то
нас еще можно сравнивать, Куда что делось? Отчего прервалась связь
поколений? На кого пенять-то? Кто, как говорится, виноват?
Компьютер? Я вас умоляю. Никто не виноват. Так уж сложилось.
Тогда спрашивается: а что делать? Я думаю, все то же, что и обычно:
иллюстрировать. И еще - снимать. Больше плагиата. Нам есть чему учиться
и у кого. Своруем у противника чертежи вооружений и секреты тактики.
Долой ложный стыд!
Мы станем, станем лучше. Все поправится - постепенно. Появятся местные
агентства. Народятся новые артдиректора и поведут нас за собой, в
новые журналы. А может быть - а вдруг! а вдруг! - любое западное
иллюстраторское агентство выйдет наконец-то на российский рынок и утрет
наконец-то нам всем носы. Вот было бы здорово.
Виктор Меламед
LES UTIL (Philippe Delforge, Франция)
BEBE IRI (Pierre Fichefeux, Франция)
carotte (Laeticia Le Saux, Франция)
meuble2 (David Valy, Франция)
circus (Sara Fanelli, Великобритания)
Visitka (Kirill Rubtsov, Россия)
Visitka2 (Kirill Rubtsov, Россия)
Doubloidy (Leonid Tiskov, Россия)
dance (Lisa Olshanskaya, Россия)
Reklama&Zhizn (Vlad Vasiliev, Россия)
Hughes+Plath (Andre Carrilho, США)
homework (Christoph Niemann, США)
Blink182 (Lou Beach, США)
The Orange Book (Richard McGuire, США)
Forbes (Seymour Chwast, США)
ommunity eyeball (Steven Guarnaccia, США)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|