|
Выпуск 19. Газетный дизайн-2004
В 16 выпуске нашей колонки мы рассказывали о Всемирном обществе газетного дизайна (Society for News Design), где были представлены лучшие мировые образцы газетного дизайна. Хочется спросить, а что у нас? А у нас 22 октября подвел итоги Всероссийский открытый конкурс "Газетного дизайна-2004". Сравнивать смысла нет - есть смысл знать своих героев. Лучшие, на наш взгляд, работы - в колонке.
Пояснения под группами работ - по сути рассказ о прошлом, настоящем и будущем мирового газетного дизайна Терри Уатсона (Terry Watson) - газетного дизайнера, консультанта, профессионала, который занимался редизайном газет во многих странах мира. Его комментарии к работе над редизайном "Советского спорта", можно прочесть в журнале [кАк) № 34 за 2005 год.
О конкурсе рассказал Дмитрий Сурнин, один из авторов идеи и организаторов мероприятия.
Самое главное
В главной номинации - "Лучший газетный дизайн" - золото получили обновленные "Известия", серебро - газета "Парма-Новости" из маленького Кудымкара, а бронзу - "Бизнес", "Советский спорт. Футбол" и "Деловой Петербург".
Судейство прошло в мае 2005 года в Москве. Жюри рассмотрело более тысячи работ, представленных в шести номинациях. По результатам было присуждено 49 наград. Всего участие в конкурсе приняло 91 издание из России, Украины, Белоруссии и Латвии. Состав участников самый разный - газеты федеральные и районные, ежедневные и еженедельные, общественно-политические и развлекательные.
Награды победителям будут вручены в октябре этого года на Второй ежегодной конференции "Газетный дизайн". Там же состоится презентация книги с образцами лучших работ.
Зачем все это?
"Понятно, что во многих российских газетных редакциях дизайнер до сих пор в самом низу пищевой цепочки (чуть-чуть повыше корректора), что многие люди, которые сейчас занимаются оформлением газет, пришли в профессию случайно, что полиграфия во многих местах отвратительна, шрифты и clipart'ы ворованы, зарплаты низки, а объемы работы велики. Но, несмотря на все проблемы, есть много людей, которые любят свое дело, которые хотят расти, учиться и помогать учиться другим, люди, у которых есть профессиональные амбиции и гордость, люди, которым нужно, чтобы их работу оценили по достоинству", - предельно ясно отвечает на вопрос Дмитрий Сурнин, автор идеи и сопредседатель оргкомитета конкурса "Газетный дизайн".
История
В этом году конкурс проходил уже во второй раз. Первый российский конкурс "Газетный дизайн" прошел в 2004 году, и он носил скорее характер эксперимента. Хотя конкурс тогда никак особо не рекламировался - в нем приняло участие 129 газет, что не мало. Российский конкурс задуман по подобию Всемирного конкурса The World Best Newspaper Design, проводимого Всемирным обществом газетного дизайна (SND), и других аналогичных конкурсов, проходящих в Европе. Всемирный конкурс проходит уже 26 лет.
Работы
Разброс в уровне работ был очень большой. Значительная часть не соответствовала никаким стандартам, а часть газет, по признанию членов жюри, была оформлена на очень высоком уровне и вполне могла выходить в любом крупном европейском городе - Берлине, Лондоне или Мадриде. Причем такие классные работы приходили не только из Москвы и Питера, но и из регионов.
Хотя из всех наград, присужденных по всем номинациям, только одна медаль золотая, тем не менее, если сравнивать с прошлым годом, уровень работ был выше: в прошлом году присуждено только 19 наград, а в этом - в 2,5 раза больше. Также больше было участников из Москвы и Петербурга, а среди победителей появились издания из других стран ("Газета по-киевски" из Киева и "Суббота" из Риги).
Полный список победителей по каждой из номинаций можно посмотреть на сайте: www.newspaperdesign.ru.
Лучший газетный дизайн
Типографика
Прошлое и настоящее
"Настольная" революция.
Газеты редко выбирались за пределы узкого круга стандартных шрифтов, считавшихся наиболее надежными в печати. Появление "Маков" и PC, предоставивших множество гарнитур в распоряжение дизайнерских отделов, часто вело к хаотичному использованию различных шрифтов в пределах одной газеты, страницы, рубрики.
Будущее
"Постнастольная" революция.
Газеты всё активнее будут пытаться использовать особенные, разработанные по индивидуальному заказу гарнитуры, но в значительно более сдержанной манере, что должно выделить их на фоне множества изданий, использующих общедоступные шрифты.
Макет
Прошлое и настоящее
Значительной частью функций замредакторов, редакторов полос и журналистов, работающих в отделах, было и продолжает оставаться создание макетов. Головоломная задача вбить содержание в реально осуществимую форму требует значительного времени, она порой мучительна, а порой и невыполнима.
Будущее
По мере того как форматы становятся меньше, гибкость макетирования также уменьшается. В совокупности со все более изощренной пагинацией*(СНОСКА *Нумерация страниц) структурные макеты начнут играть более значительную роль в дизайне и производстве. Поскольку дизайн естественно интегрируется в редакционный процесс, макетирование оказывается тесно связано с редактированием и процессом принятия решений. В то же время техническое упрощение подготовки полос позволит журналистам уделить больше внимания содержательному редактированию материалов.
"Известия", Москва. Золото
"Парма-новости", Кудымкар. Серебро
"Бизнес", Москва. Бронза
"Деловой Петербург", Санкт-Петербург. Бронза
"Советский Спорт. Футбол", Москва. Бронза
Лучшее оформление первой полосы
"Новые известия", Москва. Серебро
"Московские новости", Москва. Бронза
"Хроника настоящего времени", Санкт-Петербург. Бронза
Лучший информационный пакет
"Комсомольская правда", ("Где в метро встретить динозавра"), Москва. Бронза
"Парма-новости", ("Дорогие твои старики"), Кудымкар. Бронза
"Томская неделя", ("Томь" - через тернии к звездам"), Томск. Бронза
Лучшее использование документальных фотографий
Фотография
Прошлое и настоящее
Уровень использования. Где-то в 80-х годах роль фотографий изменилась с подчиненной по отношению к тексту на доминирующую. Каждая полоса, кроме разве что извещений о рождениях, смертях и помолвках, непременно содержала одно огромное фото и еще несколько меньших. Сделать иначе означало расписаться в своей отсталости. Что касалось объекта, то новостные кадры были просто иллюстрацией события. Спортивное фото - два человека и мячик. Фотографии к очеркам были более артистическими изображениями персонажа или объекта. Случайные "художественные" снимки - допускались.
Будущее
Совершенствование печати означает, что качество фотографий (и художественное, и техническое) наряду с содержанием иллюстраций станет предметом отбора. Осознание и принятие новой роли газет изменят критерии выбора и использования фотографий. Задача газеты - освещать новости, события и проблемы, уже затронутые круглосуточным новостным телевидением, радио, Интернетом и мобильной связью. А по длительному воздействию ничто не может сравниться с хорошо воспроизведенным статичным изображением в качественно отпечатанной газете (успех огромного количества великолепных цветных приложений - лишнее тому подтверждение). И не стоит расточать эти возможности, воспроизводя кадры, уже известные по другим медиа. Видимо, восторжествует скорее "журнальный" подход к фотографиям: они станут не такими прямолинейно новостными, но более "графичными". Гибкий дизайн снизит нужду в огромных иллюстрациях для оживления страницы. Заметнее станет роль проектов портфолио, когда газеты начнут в полной мере использовать совершенствование печатных и допечатных технологий для создания фото-эссе в журнальном стиле, усиливающих воздействие длинных историй и серьезных проблемных материалов.
"Новые известия", Москва. Бронза
"Дважды два", Апатиты. Знак отличия
"Хроника настоящего времени", Санкт-Петербург.
Специальная награда судей за редактирование фотографий
Лучшее использование недокументальных иллюстраций
Чистое пространство
Прошлое и настоящее
Чистое пространство десятилетиями было проклятием для газеты. Позже это стало "круто" и "то, что надо", когда страницы газетных очерков начали прикидываться журнальными страницами:
Будущее
Изменение роли газеты при наличии телевидения и Интернета постепенно размоет границы между новостью и очерком, поэтому чистое пространство, вместо того чтобы использоваться для создания эффектов на "особых" страницах, будет органично встроено в дизайн газеты в целом. И применяться оно станет более контролируемо и целесообразно, для вполне практической цели - чтобы сделать большое количество материала менее плотным и более доступным для чтения.
"Московские новости", Москва. Серебро
"Акция", Москва. Знак отличия
"Газета", Москва. Знак отличия
Лучшее использование инфографики
Инфографика
Прошлое и настоящее
Инфографика в некоторых газетах за очень короткое время проделала путь от почти полного отсутствия до неумеренного использования, потому что она воспринималась как несомненное будущее газетного дизайна. Это привело к: немотивированно обильному использованию графики, чтоб оправдать найм команды художников-графиков; чрезмерно усложненной графике - больше ради демонстрации возможностей последних версий Illustrator и Photoshop, чем с целью освещения определенных тем для читателя; избыточному использованию графики в историях, где отсутствовали хорошие фотографии.
Будущее
Рост инфографики будет продолжаться. Газетчикам известно, что в то время, как читатели тщательно прочитывают менее 15% текста, для графически представленной информации эти цифры колеблются около 70%. Графика будет использоваться чаще, но более просто. Она станет лучше интегрирована в редакционный процесс, уже не будет более рассматриваться как независимо демонстрируемый элемент. Художники-графики превратятся в графических журналистов.
"Город Е", ("Длинные истории Екатеринбурга"), Екатеринбург. Бронза
"Комсомольская правда", ("Подземные рабыни секс-маньяка"), Москва. Знак отличия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|