|
Выпуск 23. КЕЛЬТЫ В СНЕГАХ
Глобальная коммуникационная компания The Attik была создана
в 1986 году. Сейчас ее годовой оборот - несколько миллионов
фунтов стерлингов. Офисы - в Лондоне, Хаддерсфилде, Нью-Йорке,
Сан-Франциско и Сиднее. Среди клиентов - Nortel Networks, Adidas,
Walt Disney, Heineken, Kodak, EMI, General Motors, Nike, Microsoft,
Sony, Ford Motors, Levi's, Virgin Mobile, Formula One, Swiss Re и др.
Компания делает шрифты и фирменный стиль, снимает ролики, работает для
ТВ, музеев, магазинов, занимается театральной сценографией, Интернетом,
вплоть до промышленного дизайна. Очень гордится некоммерческим проектом Noise.
Почти год прошел с тех пор, как Москву посетили посланцы компании The Attik. На выступлении был полный аншлаг. Статья Владимира Шухмина печатается в сокращении, полная версия в журнале [кАк), номер 3 (35) 2005 года "Английский дизайн".
"Аттик" - глобальная коммуникационная компания. Занимается всем, чем только можно заниматься в рекламе и дизайне. Разве что не ландшафтами. А так - всем. И везде. Премьер-министр Тони Блэр даже сказал, что "Аттик" - посол Великобритании в мире. И ведь не преувеличил г-н Блэр: офисы "Аттика" помимо Лондона и глухоманного Хаддерсфилда, откуда компания родом, есть в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Сиднее. Нет пока в Москве. Зато люди из "Аттика" - директ-дизайнер Дэвид Грант Диксон (David Grant Dickson) и старший дизайнер Гэри Хортон (Gary Horton) - у нас уже побывали. Оказались веселыми и находчивыми, порассказали много занятного.
Виски с гиннессом
Актовый зал Британской школы набился быстро. Студенты, журналисты, звезды дизайна и шрифта, еще какие-то неопознанные, но тоже звезды. В ожидании начала все усердно рассматривали украшенные плакатами "Аттика" стены. Наконец на сцену поднялись британцы. Директ-дизайнер Грант Диксон, лукаво ухмыляясь, поставил на стол маленькую бутылочку.
Гости, однако, были трезвы, а бутылочка оказалась совсем о другом. Как и целая батарея спиртного в пакете - наглядная иллюстрация первых же слов старшего дизайнера Гэри Хортона.
- У нас страшный акцент, - припугнул русскоязычную аудиторию Гэри с ирокезом на голове. - Грант - ирландец, а я - шотландец.
- Кельты, - как-то обреченно изрек сидевший рядом со мной переводчик Евгений Калинцев. Если суммировать эксклюзив и то, что аттичане поведали на мастер-классе, то рассказали они вот что. Что "Аттик", например, основали самые натуральные панки.
С бабушкиного чердака - в апартаменты королевы
Вот представьте только: экс-панки из Торжка получили бы сейчас из рук Президента России госпремию: Ну, вы затруднились. А вот в Англии - очень даже. Правда, на прием у Ее Величества Елизаветы II в конце 2004-го Саймона Нидхэма (Simon Needham) и Джеймса Соммервилля (James Sommerville) пригласили уже не как панков, а как отцов-основателей "Аттика". Тем более одно другому не мешает.
В 1986 году Нидхэм и Соммервилль - два выпускника художественной школы "Батсли" - спохватились, что пора деньги делать. А до этого только и делали, что рисовали граффити в родном Хаддерсфилде (три часа на север от Лондона). Панки написали в Princess Trust - это вроде фонда для начинающих бизнесменов - и попросили грант для развития очень малого дизайн-бизнеса в совсем уж маленьком Хаддерсфилде.
Дали им 1000 фунтов. Купили они "Макинтош" и начали творить на бабушкином чердаке. Бабушка, кстати, увековечена на их плакате, а исторические ступеньки на чердак - на логотипе "Аттика". Чердак по-английски - attic, но такая компания уже была, и Нидхэм с Соммервиллем легко поменяли букву в конце слова. Теперь слово "attik" тоже знают. И много где знают.
Живо представив скромных панков-1986 из английского Торжка, я спросил у кельтов: это что же, в Старом Свете кому попало под что попало по тысяче фунтов раздают?
- Нет, ну как, - сказал на своем скоттише Гэри Хортон (а говорил в основном он), - они бизнес-план написали, концепцию. Они под что деньги-то брали? Под то, что в этом Хаддерсфилде (туда-сюда пройдешься - и всё) никакой дизайн-студии в помине не было.
Подумалось, что у российских панков из глубинки есть шансы.
- А за сколько лет Саймон с Джеймсом раскрутились? Офис в Лондоне и т. п.?
- Года через четыре, - посовещавшись, решили дизайнеры, а опять же Гэри добавил: - А помог им ШУМ.
Деньги-то хаддерсфилдские панки получили, "Мак"-то купили, а вот заказов у них в 86-м не было. И тогда Джеймс и Саймон с копирайтером Бобом придумали Noise ("Шум").
Ездят ребята по Англии и коллекционируют всякие шумы. Порой фермеры гоняют их с простора полей, дед-лайны коммерческих проектов поджимают, а дизайнеры все придумывают шумам замороченную визуальную транскрипцию. Забавно, но у нас такого - пруд пруди.
Аттический стиль
Загадочная бутылочка, которую Диксон в начале мастер-класса поставил на стол оказалась известным девушкинским напитком - ликером Baileys. Выиграл "Аттик" тендер на "Бейлис" попросту. Взяли да и съездили на тамошний ликеро-водочный завод. Руководство завода так потряс сам факт хождения дизайнеров в народ, что они без раздумий отдали им заказ. Этот интересный зарубежный опыт, увы, не для нас: последствия аналогичного похода российских мастеров могут быть непредсказуемыми:
Фенечка "Бейлиса" - особые завитушки на крышке. Ингредиенты попадают в ликер в пять этапов - отсюда и пять завитушек. Не зря на заводе томились.
Вообще, британцы более всего были убедительны в том, как и чем надо брать заказчика. Надо - упорством. Вот чрезвычайно серьезно подошли, например, к раскрутке новой модели "Тойоты" - Scion. Написали опять сто томов брендбуков - теперь уже по мотивам поездки в континентальную Европу, где Гэри с Грантом опросили молодежь о ее вкусах. Потому что модель Scion - для молодого поколения. В ход, помимо пышных лозунгов, типа: "Говори громче" - пошло все, чем только можно зацепить юность планеты: татуировки, готический стиль и пр. Вашего автора, как, вообще-то, не особо уже и юность, зацепил стиль рисунков doo-doo. Это непереводимое сочетание объясняется просто: сюрные почеркушки, которые человечество делает, говоря по телефону. Оказывается, и за такое можно денег испросить. Надо только знать, с кого.
В клипах для Scion, снятых студией "Аттика" в Сиднее, по крышам за машинами гоняются веселые негры, машины становятся терминаторами и пр.
Рассказывая о женском белье Virgin Ware, Хортон сам немного смутился. Белье радикально бордового цвета. По задумке производителей в нем можно хоть на вечерний прием. Девушки в зале захихикали. А Гэри поведал, как непросто было с кастингом:
Не легче было и с еще одним, довольно необычным проектом - домом. Нет, строительством "Аттик" пока не занялся, а вот корпоративный стиль дома сделал. Дом красивый, высокий, зовется St. Mary Axe, был признан лучшим зданием-2004. Одна беда - после 11 сентября люди боялись покупать в этом лондонском небоскребе офисные площади. И вот задачей дизайнеров было объяснить: не бойтесь, люди - дом прочный, в нем хорошо и уютно. Воззвали к природным ценностям: даже в таком доме - как на воле.
Были и другие поучительные случаи о победах "Аттика", руководящегося в своем творчестве тремя ценностями: Passion, Vision, Creativity. Автору этих строк, созревшему в советское время, не очень симпатична запоздалая капиталистическая тяга к пафосным лозунгам. К тому же под плохо переводимыми на русский Страстью, Видением и Креативностью распишутся, пожалуй, все дизайнеры современности.
- "Аттик" работает на большие компании, но мы стараемся сохранить свою независимость, - сказал Гэри Хортон, а вот о таком, согласитесь, приходится только мечтать.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|