|
5 лучших упаковок из 100
Возможно каждый, кто работает с упаковкой сможет при наличии желания и свободного времени, насчитать 100 лучших упаковок. Я смог для себя вычленить пока только пять.
Хорошая упаковка встречается не часто. Не имею ввиду хорошую коммерческую упаковку, качественную коробочку, бутылку или банку, которые через пять лет требуют переобувки в свете меняющегося рынка и пристрастий потребителей. Я не буду говорить про успешные решения, поднимающие потенцию товара через брендирование и прочие важные и нужные действия. Меня волнует вопрос какую из множества, из всей истории упаковок можно назвать лучшей. Почесав голову я решил, что, по моему сугубо личному мнению, лучшими упаковками были те, которые решали пространственные задачи.
Те варианты, которые пережили рубеж в пять лет и свежо, не побоюсь сказать остроумно выглядят лет так через двадцать-тридцать. Дизайн упаковки по своим принципам можно отнести к промышленному. Так как схожи задачи.
Дизайн оболочки для продукта или техники выполняет одну и ту же функцию, только в промышленном дизайне ставки выше и более сложное воплощение. В оформлении брендов и в промдизайне ставятся задачи формирования контактной площади - быть индивидуальным, быть удобным, сохранить содержание.
Я считаю, что лучшая упаковка прошедшего 20 века это всем известная упаковка из прессованного картона для яиц. Она индивидуальна, товар узнается в доли секунды, она удобна и она за минимальные средства сохраняет содержимое, то бишь яйца, в наилучшем виде. Она сохраняет температуру. Эту упаковку можно увидеть в каждом магазине на всех континентах. С малой разницей в колличестве ячеек под содержимое. Эта упаковка, что особеннно приятно, не нуждается в оформлении, любая творческая потуга не делает ее лучше. Она находится вне традиционных радостей брендинга. Разнообразные ленты, ярлыки, печати, которые я видел у нас в Москве или не у нас не сделали ее симпатичнее. Это чистый пример промышленнного дизайна, ставшего унифицированным для всех языков и народов. К сожалению автор мне неизвестен.
На второе место я поставил бы проект под названием "Швейцарский армейский нож". Эта "упаковка" настояшей мужской игрушки не претерпела серьезных изменений с 1891 года, когда Карл и Виктория Элснер (Carl&Victoria Elsener) придумали собрать воедино кучу нужных всем мужикам вещей и упаковать их
красной ручкой с белым крестом. Ручка ножа выполняет функцию упаковки для большого количества инструментов самого разного назначения от зубочистки и пинцета для вынимания заноз, до ложки и пилы в максимальном варианте модели "SwissChamp". В данной истории эта упаковка служит ровно столько времени, сколько можно пользоваться ножом. Простой и утилитарный дизайн, цветовая
идентификация позволили этой упаковке прожить без изменений более ста лет.
Четыре поколения владельцев маленькой альпийской фабрики делали с монотонным удовольствием продукцию для швейцарской армии и, одновременно, мечту почти всех особей мужского пола в возрасте от 7 до 17.
Третья история про тандем упаковок ставший символом. Два разных бренда, ставших символом Америки и глобализма. Две компании - Coca Cola и MacDonald's.
Первая произвела одну из самых стильных и сильных форм в истории брендов - бутылку для своего напитка. Классический дизайн от шведского инженера и дизайнера Алекса Самуэлсона (Alex Samuelson) от 1915 года рождения, мне кажется невозможно притягательной по своим тактильным ощущениям. Разные вариации по изменению объема и этикетки этого продукта за долгую историю не смогли изуродовать и стереть лучшее.
И второй производитель, всем известный MacDonald's, создал идеологию фастфуд-упаковки.
Можно много говорить про этот бренд основанный в 1955 году. Однако мне особенно интересна простая и эффективная картонная упаковочка для french fries. Ее дизайнерская и остроумная форма, идеально подходит к продукту, при этом незаметна - она стала "невидимым воздухом". Она формирует пространство
на подносе, на столе, она ритмически подходит к насыпанному в нее картофелю и удобно "сидит" в руке. Я убежден, что славу и популярность MacDonald's принес этот правильно сконструированный кусок картона. Эта вещь, живущая
после того как в нее упаковали товар, не более двадцати минут по своей сути тотемная. Возьмите ее в руки при случае и, возможно, вы со мной согласитесь.
Четвертая упаковка мной особенно любима. Разные носители, конверты, тубусы, ящики. По сути - оформление не товара, а услуги доставки, всего лишь экспресс-почта. Все прозаично: кто-то отправил - кто-то получил.
Наверное не очень правильно, что я взялся за истории, которые у всех на виду, истории к которым все привыкли. Однако, чистая и логически обоснованная форма от дизайнера стиля Линдона Грея (Lindon Gray) меня радует каждый раз, когда почтовый курьер приносит конверт FedEx. Можно и тут рассуждать про ритмически организованное пространство, но меня вставляет аутентичный дизайн 70-х. Этакая посылка из прошлого. То, что этот конверт выглядит в любых руках стильно. И вся дополнительная информация, которую ставит отправитель-получатель рядом с вертикальным логотипом смотрится гармонично.
Неожиданное добавления на этом формате и форме - будь то след от ботинка таможенника или надпись детским почерком - только украшают историю. Пожалуй, ни одна упаковка не может похвастаться такой толерантностью своей поверхности к агрессивной среде.
Пятая история мне нравится тем, что стиль "арт-деко", модный в конце 20-х годов, прошел через век и с незначительными изменениями дошел до нас на упаковке сигарет Lucky Strike. Нынче эта пачка воспринимается совершенно гармонично и лаконично. Вряд ли кому в голову придет увязать воедино нежный
стиль и этот дизайн. На протяжении меняющейся истории последнего столетия упаковка мимикрировала и становилась "своей" и во времена минимализма, и во времена "карсонства". Эти сигареты как курили с 1917 года, так и курят по сей день заядлые борцы со своими легкими. Автор Раймонд Лоуи (Raymond Loewy) - модный и культовый дизайнер - поди и не догадывался, на сколько долго его проект сможет прожить.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|