|
Выпуск 5. Дизайн-образование за рубежом:
рассказ от первого лица.
Софья Волкова, подданная
Соединенных Штатов Америки, ныне дизайнер журнала [кАк), рассказала, как она
училась в Университете искусств (University of the Arts), что расположен в
центре Филадельфии, штат Пенсильвания. Отучившись, Соня вернулась в Россию,
мгновенно нашла любимую работу, к которой прилагались веселые коллеги,
интересные проекты, низкая зарплата и полная свобода творчества.
Немножко о заведении Университет искусств (University of the
Arts) в Филадельфии, штат Пенсильвания. Колледж искусств в Филадельфии
был основан в 1876 году совместно с Музеем искусств Филадельфии и изначально
назывался Школой индустриальных искусств. В 1949 году она была переименована в
Школу искусств при музее в Пенсильвании, отражая расширившиеся программы,
обучающие разнообразию дисциплин, включая живопись. Школа получила аккредитацию
в 1959 году и через пять лет отделилась от Музея, чтобы стать Колледжем искусств
в Филадельфии. В 1970 году была основан Колледж исполнительных искусств,
дополнивший в 1985 году Колледж искусств. В 1997 бал прибавлен еще один Колледж
медиа и коммуникаций. Факультет графического дизайна является международно
признанным лидером в образовании дизайнеров. Университет разделен на три
кафедры: Искусство и дизайн (факультеты: анимация, ремесло/прикладное
искусство, фильм/цифровое видео, фильм/анимация, графический дизайн,
иллюстрация, индустриальный дизайн, живопись/рисунок, фотография,
гравюра/книжное искусство, скульптура). Медиа и коммуникации
(факультеты: коммуникация, мультимедиа, режиссура для кино и телевидения).
Исполнительные искусства (танец, музыка, театральное искусство).
Аспирантура
- С чего все начинается? C первого
жесткого общеобразовательного курса, во время или по прошествии которого
большинство студентов либо уходит, либо определяется с факультетом. В курс
включены три основных, стратегическим способом определенных предмета:
рисунок, двухмерный дизайн, трехмерный дизайн, во втором семестре
превращающийся в компьютерный класс. Плюс к этому: история искусств, два
гуманитрных предмета по выбору и обязательные факультативы, призванные помогать
студентам с самоопределением на будущий год. Для тех, кто точно понимает,
что хочет получить художественное образование, но не уверен, по какой
специальности, стратегическое определение основных предметов происходит
следующим образом. Если ты хорошо успеваешь в рисунке, то по окончании первого
курса тебе настоятельнейшим образом рекомендуют три варианта. Факультет
иллюстрации, при условии, что ты заинтересован в каком-либо материальном
достатке в будущем. Факультет живописи, если ты - молодой человек и все
еще философствуешь и много пьешь или ты девушка - рьяная феминистка, а
независимо от пола в наличии имеются богатые родители. Или факультет анимации
(ну, это нужно быть совсем сумасшедшим), что легко определяется по тому стилю и
пристрастиям, которые естественным образом рано или поздно проявляются. Если
ты с упоением рисуешь тушью квадратики, кружочки и треугольнички на 2D дизайне,
имеешь хороший вкус и дорого одеваешься - тебе прямая дорога в графический
дизайн. А если в течение трех часов собираешь конструкции из пробковых
палочек, сколачиваешь стулья и шьешь плюшевых мишек, то тут либо факультет
индустриального либо ремесленного дизайнa (с ювелирным,
текстильным и прикладным уклоном). Есть еще новомодный факультет
мультимедиа, находящийся под завесой тайны, по какому определению туда
попадают -оставалось и остается загадкой. Существует факультет
фотографии, на который уходят все те, кто рисовать любит, но получается
это у них неважно. Некоторое количество, как ни странно, уходило из
художественного в музыкальный, вокальный, театральный, балетный или режиссерский
колледж (наш университет включал в себя все это многообразие). Поэтому если
вдруг хотелось все бросить, кардинально поменять жизнь и до смерти напугать
родителей, то такая возможность имелась, были бы деньги и желание обучаться
дополнительный год.
- Как ты выбирала свою дизайн-школу?
Исходя из близости расположения школы к месту проживания родителей, цены за
обучение и рекомендаций моего школьного преподавателя по рисованию. Естественно,
взахлеб читались многочисленные брошюры художественных университетов,
проводились длительные беседы со школьными карьерными консультантами (каковые
имеются в каждой общеобразовательной школе), которые совместно с учителями пишут
рекомендации в выбранные тобой учебные заведения, помогают разобраться с
поступлением, выбить стипендию и уяснить схему оплаты за обучение. Я
остановилась на первом согласившемся меня принять университете.
- Что
необходимо знать, уметь и иметь, чтобы поступить? Самое главное при
поступление в художественный да и вообще в какой бы то ни было американский
университет - это SAT (Scholastic Assessment Test). Нечто вроде единого
государственного экзамена из двух частей, определяющего, по сути, твои
гуманитарные и математические познания. Чем выше балл за обе части, тем выше
твои шансы попасть в престижный университет. Отказ обосновывается в первую
очередь недостаточным количеством баллов - любой приличный университет примет
твою кандидатуру к рассмотрению, если ты набрал не ниже 900 баллов. Сдавать этот
судьборешающий экзамен можно только два раза в жизни: первый - подготовительный
и второй - официальный. Вторая, не менее важная, составляющая -
рекомендации. Учителей и тех самых вышеупомянутых карьерных консультантов. Чем
лучшие отношения сложились с ними за проведенные в стенах школы четыре года, тем
теплее они напишут про твои достоинства и недостатки. Это - народ честный и в
таких делах врать не привыкший. Поэтому, если ты им не нравишься, в лицо-то они
тебе не скажут, зато напишут такого... А узнать-то никогда и не доведется.
Третье, но от этого не менее значимое условие - присутствие школьных
факультативов по предметам, на которых ты планируешь сконцентрироваться в
университете. Например, рисование, резьба по дереву, фотография для
художественного. И конечно же очевидный прогрес по этим факультативам от первой
степени сложности в девятом классе до программы повышенной трудности, на которую
переведут в том случае, если заметят у тебя способности, к двенадцатому классу.
Четвертое - общественные работы или твоя занятость вне школы. Строишь ли
летом дома для бедных, работаешь с детьми по выходным или участвуешь в
благотворительных программах, а также конкурсах красоты и занятиях спортом. За
всем этим родители следят с самого детства, потому что, во-первых, университетам
важно знать, что ты правильно распределяешь свое время и будешь активно
участвовать в общественной жизни, а во-вторых, они таких молодых людей любят и
предоставляют гранты и стипендии, только чтобы эти люди осчастливили их своим
присутствием. Пятое - слайды твоих художеств, коих за четыре года обучения
должно было немало набраться. Ну и, наконец, шестое и заключительное -
биография, плавно перетекающая в твои объяснения, почему ты хочешь обучаться
именно у них. Творческий подход обязателен.
- Как осуществляется
оплата за обучение? Какие существуют виды оплаты, расcрочки, скидки, какова
возможность бесплатного обучения? Обучение стоит бешеных денег, что
многим, естественно, не по карману. Даже не многим, а практически всем. Цена за
семестр приблизительно равняется $18 000. Любой университет предоставляет
обучение в кредит, предлагая тебе либо раз в месяц покрывать проценты, либо
расплачиваться ежемесячно по окончания университета, сообщая тебе о твоей
гигантской задолженности аккурат за день до получения диплома. Общежитие
стоит дополнительные $3000-4000 за семестр. Добавить к этому стоимость книг,
бумаги, кисточек, красок, клея, ластиков, карандашей и палочек из пробковой
древесины - и получится страшная сумма.
- Большой ли был конкурс?
Какие экзамены пришлось сдавать? Конкурс всегда большой, не скажу с
точностью до количества человек на место, но претендентов было достаточно.
Вступительных экзаменов на художественные факультеты нет, после того как
приемная комиссия университета рассмотрит результаты SAT, прочтет рекомендации и
сочинения, изучит факультативы и блага, принесенные тобой обществу, тебе
позвонят и пригласят на собеседование. Или не звонят. Вообще. На
собеседовании с тобой общаются, задают множество вопросов, смотрят твои слайды
уже в твоем присутствии и с твоими комментариями и выпроваживают, ни слова не
говоря о том, приняли тебя или нет. Это все происходит где-то в феврале-марте. К
апрелю ты получаешь конверт, содержащий письмо либо с согласием, либо с отказом.
- Есть ли разница во вступительных экзаменах на разные
факультеты? Разница логическая. Все вышеперечисленное остается так же,
просто вместо слайдов с работами при поступлении в музыкальный колледж - спеть
или сыграть, на режиссерском - написать рассказ и т. д.
- Каково
общее время обучения в школе? Четыре года.
- На каком этапе
обучения происходит выбор специальности? Официально в конце первого
курса, а так на протяжении всего обучения.
- Каков состав
преподавателей (например, процентное соотношение теоретиков и практиков) и как
это влияет на процесс обучения? Все без исключения преподаватели -
практики. В основном у всех свои студии, куда по окончании курса набираются
наиболее талантливые выпускники.
- Какие дисциплины можно изучать
факультативно? На каждом факультете есть определенный обязательный набор
факультативных предметов (как художественных, так и гуманитарных, не обязательно
на своей кафедре), необходимых для получения диплома. Нам, студентам
графического дизайна, настойчиво рекомендовали иллюстрацию, фотографию, книжное
искусство, шелкографию, литографию. Хотя при желании можно было научиться играть
на трубе или барабанах, танцевать джаз, выдувать стеклянные фигурки. Было бы
время и желание.
- Какая дисциплина была главная для тебя?
Почему? На первом курсе - рисунок. Можно было ночи напролет рисовать,
запершись в огромной студии, напротив открытого окна и периодически бегать за
кофе в круглосуточный магазинчик. Это давало какую-то эмоциональную разрядку.
На третьем и четвертом - гуманитарные предметы. Преподавали безумно
интересные люди, не хотелось уходить с долгих, трехчасовых лекций. В особенности
на последнем курсе, когда все надоело и хотелось поскорее получить диплом, было
очень увлекательно в восемь утра послушать лекцию ярой феминистки о том, была ли
Сафо сторонницей однополой любви, или о склонной к некрофилии Эмили Дикинсон,
или о суицидальных попытках безумной Сильвии Плат. Гуманитарные предметы
отвлекали от стрессов основного курса, служили своеобразным глотком свежего
воздуха, генератором новых идей.
- Что такое студенческая жизнь в
американской школе? Где живут студенты? Чем занимаются в свободное время и много
ли его, этого свободного времени? Художественный университет значительно
отличается от любого другого высшего заведения. По количеству человек в группе,
свободному времени, развлечениям. К тому же многое зависит от его
месторасположения. В городе совершенно иная атмосфера, нежели в пригороде
небольшого села. Мало кто может позволить себе прогулять занятия. Такого понятия
вообще не существует. Контроль за этим как в общеобразовательной школе, так и в
университете очень жесткий: три прогула - оценка снижается на балл, более трех -
курс придется проходить заново. Без исключений. Особо не погуляешь. Так же
строго и с опозданиями. Большинство студентов живут на кампусе в общежитиях
либо снимают квартиры или дома. Мало кто ходит пешком. Вся эта сумасшедшая
студенческая атмосфера совершенно не ощущается, если не находишься там 24 часа в
сутки. Обычная неделя проходила так: с понедельника по пятницу после учебы вся
группа совместно делала задания часов до трех ночи (особым кайфом было часа в
два ночи пойти в круглосуточное арткафе и заказать блинчики с кленовым сиропом,
бананами и мороженым или сходить за пиццей с кофе, а потом вернуться в студию и
лечь спать там же на диванчике). А по пятницам происходили все большие пьянки с
бочонками пива, фруктовым желе с водкой и бильярдом в подвале, которые
разгонялись копами через два часа после начала. Поэтому оптимальным вариантом
было вовремя перейти с одной вечеринки на другую. На первом курсе многие на
выходные уезжали домой, к старым друзьям и оставшимся там девушкам и молодым
людям. Через год домой практически никто не ездил, а новые девушки и молодые
люди образовывались на месте, в университете. Дурным тоном считалось в
пятницу делать домашнюю работу, но это, я думаю, тема интернациональная. Во все
оставшееся свободное время мы гуляли по магазинам, музеям, выставкам, галереям и
паркам.
- Насколько интернационален факультет? Ненастолько
интернационален, насколько он мог бы быть, скажем, в Нью Йорке. Пара-тройка
студентов из Индии, столько же из России, но совершенно американизированных. Все
остальные - из близлежащих штатов.
- Как преодолевается языковой
барьер, если студенты не носители английского языка? Не носителей не
принимают, потому как нужно пройти экзамен на знание английского языка TOEFL
(test of English as a foreign language). Языковой же барьер держится до первого
коллективного гуляния-выпивания. А так все довольно общительные и дружелюбные.
- Есть ли в таких школах какая-то общественная нагрузка? Есть
практика (то есть на протяжении семестра или летних каникул ты можешь поработать
по профессии за минимальный оклад), которая поощряется, засчитывается вместо
одного факультатива, но не является обязательной.
- Как ты сдавала
диплом, насколько применительно "то" образование к нашей стране? К нашей
стране "то" образование совершенно не применительно. Все приходится учить заново
или скорее даже переучиваться. Там учили чувствовать и видеть, а не каким-то
конкретным навыкам, формулам и теориям. Учили делать красиво, но без основной
мысли. Дипломной работе посвящался последний семестр, и класс этот имел
полный приоритет и, я бы даже сказала, иммунитет по сравнению с другими
предметами. Заданием была интерпретация выбранной тобой темы с использованием
всех полученных знаний в формате книги. Был приглашенный критик, который читал
лекцию перед началом работы над дипломом, приходил в середине семестра, чтобы
наблюдать за прогрессом, высказаться по поводу твоей работы, ввести в полное
заблуждение пространными комментариями и довести пару слабонервных девушек до
слез. Во время презентации не проронить ни слова, а после - подойти, пожать тебе
руку, сказать, как ему все понравилось, и спросить, как пройти в туалет.
- Помогает ли школа в трудоустройстве? В начале последнего
семестра устраивают экскурсию по дизайн-студиям Нью Йорка, чтобы дать
представление о том, что нас ожидает и к чему нужно быть готовыми. Стараются
выбрать наиболее разнообразные. Например, в наш год выбрали офис Newsweek,
Pentagram и студию Загмайстера. А я не поехала, потому что в последний момент
из-за форс-мажорных обстоятельств Загмайстера с Pentagram заменили на Carbone
Smolan и Вилли Кунца. Было очень обидно. За месяц до конца последнего
семестра устраивается неделя портфолио. За пять дней тебе подсказывают, как
лучше отсортировать работы, разложить их в стратегически-логическом порядке,
выбрать формат, помогают с презентацией и составлением резюме. Ежедневно
маленькими группами ты встречаешься со всеми преподавателями, они высказывают
свое мнение по-поводу увиденного, дают советы, а ты делаешь соответствующие
выводы. К пятнице ты полностью изможден, дико хочется спать, но зато в руках
готовое портфолио и резюме. В конце недели приходят несколько бывших выпускников
и рассказывают о своих злоключениях при прохождении интервью, о том, что стоит
делать, чего не стоит и какие работы показывать.
- Какой диплом и с
какими возможностями ты получаешь? Какие ты имеешь перспективы в Америке с этим
дипломом, а какие - в России? Я получила диплом бакалавра графического
дизайна, который дает возможность пойти работать в очень хорошую студию и
позволяющий поступить в высшую школу (по-нашему, пойти в аспирантуру). В России,
я думаю, перспективы похожие.
- Как тебе кажется, что самое главное
тебе дала эта школа? Кучу долгов, любовь к организованности и
любознательность. Хотя, наверно, в большей степени то, что все возможно. Главное
- только захотеть и сделать первый шаг. Или несколько шагов. И сделать небольшое
усилие над собой. А дальше будет легче.
- Учитывая, что ты теперь в
России, чувствуешь ли ты необходимость дополнительного обучения? Если да, то
какого конкретно? Постоянно.. Она не покидает меня даже во сне. Не
хватает технических знаний. Нас никогда не обучали полиграфическому процессу,
фотокоррекции. Не объясняли, как происходит сдача готового документа в печать.
Нам даже не говорили о том, что это когда-либо может потребоваться. Хотя, я
думаю, там это никогда бы и не потребовалось.
- Быстро ли ты
устроилась здесь на работу? Та ли эта работа, о которой мечталось и которой
обучалась? Через две недели после приезда в Москву. Когда устраивалась
на работу, я сама не знала чего хочу. Хотелось всего сразу, казалось, что могу и
то, и другое, и третье. Оказалось, наоборот. Многому пришлось учиться с нуля. А
работа неожиданно оказалась как раз той, о которой мечталось.
- На
какой уровень заработной платы может рассчитывать выпускник твоей школы в США и
России? От чего это зависит? От $2500 в месяц, плюс почасовые
сверхурочные, с последующим повышением, по прохождении тобой испытательного
срока. Зависит от размеров студии и от города, в котором она находится. Также от
опыта работы. Но это, по-моему, везде одинаково. Исходя из того, что у всех
остались долги за обучение и ежемесячные выплаты составляют от $500 и выше,
проживание обходится в $800, плюс коммунальные платежи, страховка и налоги, что
работодатель всегда учитывает при разговоре об оплате, то это не так уж и много.
Для России это безумно высокая зарплата для вчерашнего выпускника, и ожидать
такого не приходится. Здесь вообще зарплаты страшно низкие, и все мои
однокурсники раза по три удостоверились, что я над ними не смеюсь, когда я
сообщила, сколько получаю. Им даже в голову не приходит, что на такие деньги
можно жить. Но, в общем-то, в конечном итоге то на то и получается.
I Курс
II
Курс
III
Курс
VI
Курс
Диплом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|