|
Выпуск 8. Диктатура дизайна на НТВ
Для Сергея Шановича форма зачастую важнее содержания, он - художник.
"Телевидение - область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи".
Вот такое определение мне удалось найти в Интернете. Я ему поверила, но не поняла. И отправилась все это понимать к Сергею Шановичу, артдиректору канала "НТВ", генеральному директору "НТВ-дизайн", человеку достойному, интересному и известному. Честно напросилась на встречу, отняла у него несколько часов и попыталась выяснить про телевидение, дизайн в этой "области науки, техники и культуры:", и выпить несколько чашек кофе в хорошей компании.
В Останкино меня встретил симпатичный, но молчаливый молодой человек и проводил на 9 этаж, где я и встретилась с Сергеем, человеком в полосатой рубашке, таких же носках и обаятельной улыбкой. Говорили о многом, не успели поговорить о еще большем. Ниже попробую разговор пересказать.
Про телевидение и дизайн
...телевидение - "зеркало быта". Где-то этот самый быт формирует телевидение, где-то наоборот. Современное общество - это, прежде всего информационное потребление. Телевидение может пока использовать определенное количество из гаммы чувств - восприятие цвета, звука, движения. И все это заметьте, во времени! Сегодня люди хотят, чтобы картинка мигала, дергалась, вспыхивала, переливалась, и переворачивалось одновременно. И сделать это все необходимо так, чтобы там еще что-нибудь пело, крякало, звенело, вздыхало и пищало. Тот поток информации, который сваливается на человека ежесекундно, превышает возможности его восприятия. Сегодня, без рубрицирования, без всех этих дизайнерских "фишек" ты уже не сможешь разобраться в том, что вокруг тебя происходит. И задача дизайна - подать весь этот нескончаемый поток информации так, чтобы зритель информацию принял, переварил и начал ею пользоваться адекватно и своевременно.
Хороший дизайн на телеканале - это еще и раскрытие его, телеканала, образа средствами визуальной коммуникации. А если сказать жестче: манипулирование смыслом посредством формы. Телевидение загружает нас информацией, причем структурированной, отформатированной и нарезанной на мелкие кусочки, да еще упакованной в красивую обертку. И все это смонтировано, раскрашено, озвучено и расставлено в нужных местах. Качественный дизайн помогает зрителю поглощать все это совершенно безболезненно и заставляет просить добавки. Но как не печально - плохим дизайном сильно испортить сам продукт невозможно, при условии, что он действительно хорош. Хотя для Сергея Шановича форма зачастую важнее содержания, он - художник.
Гениальное везение и хорошая материальная база
В 1996 году "НТВ - дизайн" создавали Семен Левин и Владимир Гусинский.
Гениальный Семен Левин и достойные зарплаты позволили собраться в студии таким замечательным людям как: Елена Китаева, Андрей Шелютто, Борис Мирошин, Илья Кондратьев, Михаил Пузырев, Владимир Цеслер, Александр Коротич, Дмитрий Степанов и многим другим. Меня пригласили на работу в студию в 1997 году для запуска новой телесети - "ТНТ", в качестве шеф-дизайнера. Елена Китаева в то время была шеф-дизайнером "НТВ", а Андрей Шелютто - "НТВ плюс". В 1998 году Елена Шанович (нынешний артдиректор "ТНТ") получила первую международную награду для "НТВ- дизайн" - золотую девочку на шаре, за лучшее оформление детского канала в Европе (Детский канал "НТВ-плюс"). В 2000 года артдиректором "НТВ" стал Сергей Шанович. С 2001 года - руководитель и креативный директор "НТВ-дизайн". За последние годы студия стала кузницей кадров для отрасли, практически все ведущие дизайнеры, артдиректора центральных телеканалов его бывшие сотрудники. Очень рад, что удается работать с таким количеством талантливых людей.
О шрифтах и логотипах
Работа Шановича основывается только на интуиции. Именно он отвечает за картинку телеканала "НТВ", за все, что в кадре: за то, как выглядят ведущие, как оформлены студии, за все оформление канала. И все это великолепие создается усилиями творческого коллектива "НТВ-дизайн".
Вообще, на канале "НТВ" есть некий дизайнерский диктат. Все программы выдержанны в определенном стиле. Если выдернуть из общего эфира одну из программ и показать в контексте другого телеканала, она все равно узнается как НТВэшная. В этом и состоит главная задача артдиректора. Сделать продукт телеканала для зрителя уникальным! Не по содержанию, а по подаче! На Руси - по одежке встречают.
Один из самых интересных моментов в дизайне эфира - шрифты. Невозможно делать все одной гарнитурой, иначе получается локальное телевидение, на центральных каналах представлены все телевизионные жанры, сделать их универсально - невозможно, иначе появится ощущение чего-то абсолютно не живого. Все, что касается самого канала, его служебной информации, несомненно, выдержано одной гарнитурой, иначе теряется общность. Но то, что касается программ, фильмов, концертов и прочего - полное разнообразие.
В отличие от "Первого канала" и "России", у "НТВ" архетип знака был неизменен с самого начала и сохранился по сегодняшний день. Это три буквы. Это точка, которая потом превратилась в шарик. И это трепетное, очень внимательное отношение к графике знака. Хотя история знака остается не простой. По своей сути знак НТВ - это "вензель", который имеет ярко выраженный симметричный характер, и в тоже время внутри самого знака есть динамика, т. е. буквы "н" "т" "в" заворачиваются по спирали. При этом в центре "вензеля", чуть ниже ватерлинии, располагалась зеленая точка. Это был первый логотип, нарисованный в 1993 году Борисом Мирошиным на основе антиквенной гарнитуры. Гениальность хода заключалась в том, чтобы логотип был настолько прост и понятен, что, в принципе, любой человек, зажмурившись, смог изобразить его архетип.
В 1996 году Борис Мирошин и Семен Левин изменили этот знак. Была применена ярко- выраженная египетская гарнитура, т. е. логотип стал гораздо мощней. Точка тогда же превратилась в шарик, причем в шарик, трактующийся как гладкий и металлический, имеющий "блик от окна". Здесь еще важно сказать о цвете. Первоначально буквы были голубые, а шарик (тогда - точка) зеленым, т. е. это было сочетание белого голубого и зеленого. В 1996 году контур почернел и зеленый шар потемнел до кобальтозеленого, в инверсии часто знак вообще был желтым!
В 2001 появился тот логотип, который все знают сегодня. Сергей лишь слегка перерисовал графику самих букв, изменил соотношение масс, изменил форму блика и цвет. Для большинства народонаселения - изменения несущественные. Так, слегка приперчил:
Все просто - зеленый, синий, белый.
Новую жизнь он придал и самому шару, вот уже пятый год пекшот заставок телеканала НТВ не изменен - шар в центре экрана. Все жестко и просто.
Но сколько жизни внутри этих рамок!
В "НТВ-дизайн" на работу
Телевидение - труд коллективный. Для творческого человека, кем бы он ни был, талант, образование, опыт, упорство, стрессоустойчивостьc просто необходимы, плюс еще немного везения. Специальное образование лишним тоже не будет. Главное - жажда познания!
Для того чтобы попасть в студию "НТВ - дизайн", дизайнеру необходимо прислать свое резюме и портфолио. Сергей его посмотрит и обязательно ответит - будет человек работать в "НТВ-дизайн" или нет.
На вопрос про внутреннюю обстановку в коллективе Сергей ответил так: "Внутри коллектива "НТВ-дизайн", прекрасные рабочие и приятельские отношения. Зарплаты далеко не большие, но вполне адекватные большому объему работы. А подсиживают других и плохо выдерживают наш ритм люди определенной породы и, к сожалению, они встречаются везде!"
СЕРГЕЙ ШАНОВИЧ, артдиректор канала "НТВ", генеральный директор "НТВ-дизайн".
Родился в Ивано-Франковске (Украина).
С 1994 года - художник TypeMarket. Автор оригинальных шрифтов и нескольких версий латинских гарнитур.
С 1996 по 1997 год сотрудничал со студией "ЮГ" (Юрия Грымова): проект оформления межпрограммного пространства телевизионного канала "РТР".
В 1998 году окончил факультет художественного оформления печатной продукции Московского государственного университета печати (бывший Полиграфический институт).
С 1997 года работает в "НТВ-дизайн".
С 1997 по 1998 год - шеф-дизайнер телесети "ТНТ".
С 1998 по май 2001 года - ведущий дизайнер "НТВ-дизайн". С мая 2001 года возглавил компанию и руководил полным переоформлением канала в сезон 2001-2002 г.
Награды:
Аниграф'99 Первое и второе место за компьютерную графику и анимацию в телевизионных заставках. Гран-при фестиваля
ТЭФИ'99. Номинация "Теледизайн"
Аниграф'2000 Гран-при фестиваля
Третий Евразийские телефорум 2000. Гран-при за оформление эфира канала
OMNI INTERMEDIA AWARD 2000 3 золотых, 2 серебряных и 1 бронзовая награда за дизайн для телеканала "НТВ"
PROMAX & BDA EUROPE Berlin 2000. Финалист в категории "Лучший дизайн эфира"
PROMAX & BDA INTERNATIONAL New Orleans 2000. Серебряная награда в категории "Оформление информационной программы"
PROMAX & BDA EUROPE Seville 2002. Золотая награда в категории "Лучший дизайн студии"
PROMAX & BDA EUROPE Seville 2002. Серебряная награда в категории "Лучший дизайн логотипа"
PROMAX & BDA INTERNATIONAL Los Angeles 2003. Платиновая награда в категории "Оформление инфомрационной программы"
5-й Международном фестиваль архитектуры и дизайна интерьера. Главный приз Московского комитета архитектуры "За создание гармоничного архитектурного образа минимальными средствами", как автор проекта студии для программы Александра Гордона
PROMAX & BDA Russia 2003. Золотая награда в категории "Лучшее оформление программы"
PROMAX & BDA Russia 2003. Серебряная награда в категории "Лучший дизайн логотипа"
PROMAX & BDA Europe Rome 2004. Золотая награда в категории "Best Sting".
PROMAX & BDA Europe Rome 2004. Серебряная награда в категории "Лучший дизайн логотипа".
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|