|
Выпуск 9. Культура Китаевой
Елена Китаева-нарушитель всех и всяческих конвенций. Так исторически сложилось, что как графический дизайн, так и телевизионный дизайн-достаточно закрытые творческие объединения, такая каста неприкасаемых, некие "масонские" ложи, культивирующие при этом коммуникационный нейтралитет. Если быть объективным и исходить из реалий сегодняшнего дня, то профессию признанного как графического, так и телевизионного дизайнера можно назвать сугубо мужской. В этой сугубо мужской профессии Елена Китаева-лучшая из лучших по обе стороны враждующих лагерей. В ее плакатах, фирменных стилях, художественных акциях, теперь еще и телевизионном дизайне критики, искусствоведы, друзья-дизайнеры всегда отмечали и отмечают "мужскую руку", "мужскую силу", умное "мужское решение".
Беседу вела Светлана Пухова
[кАк). Лена, ты в курсе, какие о тебе ходят легенды в исключительной мужской среде твоих коллег?
Елена Китаева: Да, я знаю, что есть такое мнение, что я стерва. Но я пришла к выводу, что если идешь на компромиссы, делаешь поблажки, то все равно потом это выливается в проблемы для тебя и для тех, с кем ты на эти компромиссы пошел. Лучше быть честным в работе и очень требовательным. А вот эти люди, которые все эти сказки рассказывают обо мне, они просто не говорят о предыстории вопроса. Наорала, погоняла, но это только по причине того, что кто-то не сделал свою работу. И не более того.
[кАк). Что ты думаешь о своих коллегах-графических и телевизионных дизайнерах, об атмосфере творческой среды?
Е. К. У поэтов и художников начала века была творческая среда, настоящая жизнь с терзаниями, сложными переплетениями жизни и творчества. А у нас все так сложилось, что мы точно не останемся в истории. Все очень скучно, неправильно, и нет творческой среды. У нас разошлись и почему-то враждуют графический дизайн с телевизионным.
Делать периодическое издание дико неблагодарный труд. Медиа дизайнеры из месяца в месяц, изо дня в день делают газету. А на ней какой-нибудь пьяница съест селедку и выпьет пиво.
На телевидении еще хуже: то, что прошло в эфире, сразу же забыли, никто больше не увидит и не вспомнит. Телевизионная картинка вообще нигде не фиксируется. Только если ты сам скрупулезно собираешь свой архив, записываешь всю сделанную работу на кассеты. Большая часть сделанного вылетает в никуда.
Чем выгодно отличается полиграфический дизайн? Берешь в руки-и ощущаешь: вот предмет. А телевидение в конце концов вещь эфемерная. Но все тяжело работают. Все-черные работники дизайна. У нас такой труд-без аплодисментов, цветов, поклонения. И все равно разобщены. Это плохо. Мне кажется, нужно забыть различия, труд-то все равно один, какой бы он ни был-дизайн.
Но меня больше всего волнует, почему молодые художники не приходят работать на телевидение. Когда начинаешь интересоваться, кто занимается дизайном на телевидении, выясняется, что все, в принципе, наши коллеги-такие, как мы, графические дизайнеры, с похожим образованием. Никаких особых знаний на телевидении не требуется, технологию можно освоить за 5 минут. Конечно, есть работа с видео- и звуковым сопровождением. Но это технология, ты "вгружаешься", и становится понятно, что это возможно. Я хочу, чтобы как можно больше дизайнеров приходило на телевидение.
[кАк). Как ты оцениваешь работу своих западных коллег? Какие западные каналы тебе интересны?
Е. К. Мне нравится "Арте", общеевропейский канал о культуре, он близок мне по теме. Нравятся немецкие каналы. Как-то неожиданно у немецкого телевизионного дизайна появились большие шансы на первенство. Ведь не скажешь, что немецкий графический дизайн лидирует, а вот телевидение у них очень мощное. Есть такой серьезный канал PROZIBEN. Продвинутый, крутой канал, где все учтено, начиная от пуговки ведущей, заканчивая титрами передач. Идеальный. К нему подтягиваются все остальные. Стабильно высокие показатели телевизионного дизайна у северных европейцев-шведов, норвежцев. У французов телевидение минималистичное, всё в угоду содержанию, не раздражающе грамотно сделано. А самые "сельские"-итальянские каналы. Серьезно. Я поразилась! И телевидение жутчайшее-беспрерывные концерты, шоу, пляски, крики, цыганщина. В Италии великолепный, лучший в мире мебельный дизайн, на телевидении нет этого в помине. Такое впечатление, что итальянские телевизионные дизайнеры и дизайнеры мебели живут в разных странах.
[кАк). Что сейчас происходит на канале "Культура"?
Е. К. До совершенства пока, конечно, очень далеко, но смотреть непротивно. Я знаю примеры, когда это тошно смотреть. Просто невозможно. В этом смысле я отношусь к каналу "Культура" снисходительно, потому что я бы его, конечно, хотела видеть другим. У меня уже есть внутренняя цензура: нельзя сделать что-то совсем отрывное, улетающее. Я понимаю, что на канале "Культура" еще очень много ретро, много воспоминаний, отсутствует практически сиюминутная история, тем более футуристическая. Сейчас меня тянет к такому спокойному академизму, но не в классическом смысле, а в плане: больше спокойности и солидности.
Кстати, только теперь я понимаю, почему меня занесло на "Культуру",-там нет политики, противных тем, нет каких-нибудь дурацких шоу, идиотских "фабрик". Я, например, не хочу делать политическое шоу. Мне это не то чтобы не близко, вообще не интересно.
[кАк). А как все начиналось?
Е. К. Мы прошли массу этапов. Сначала делали первые робкие шаги. Хотя, когда я вспоминаю первый год оформления, он, наверное, был более продвинутый, чем сейчас. Там были найдены такие хорошие решения. Если бы взять их и реанимировать, то они были бы актуальны и сегодня. Я помню каждую заставку. Каждый кадр из 24 кадров в секунду-как плакат.
[кАк). Кстати, как сейчас обстоит дело с плакатами? Ведь ты всегда была активным участником плакатных акций, выставок как в нашей стране, так и за рубежом.
Е. К. Я считаю, что это трагедия: плакатное искусство загнило на корню. Конечно, у кого-то есть иллюзии, что оно существует, но это иллюзии. Это мертвое искусство. Все перешло в коммерческие, банальные рекламные истории. Если какому-то герою еще придет в голову собрать людей и заставить их делать красивые плакаты, найти спонсоров, напечатать, то это будет золотой памятник самому себе. Раньше эту работу давали театры, теперь театральный плакат превратился в простые афиши, даже не всегда грамотно сверстанные.
На Западе тоже не очень хорошая ситуация с плакатами. Везде баннеры, реклама, но есть хотя бы плакаты театральные, проходят какие-то плакатные акции. А у нас все сдались без боя.
Хотя у нас еще к фильмам делаются плакаты. Я поделываю плакаты к так называемым показам. Это втайне происходит, я это не афиширую. Набор требований стандартный: мне, пожалуйста, чтобы на плакате были все шесть главных героев плюс еще свальные списки и так далее. И никакого особого творчества, только жесткий прессинг. Я бы не стала так усугублять ситуацию, если бы не видела, что теперь это все переместилось, как ни странно, в телевизионную рекламу. Вот где можно наблюдать приемы плакатного искусства. Например, реклама сериала "Солдаты" на REN TV. На мой взгляд, она сделана с видимыми признаками плакатного искусства. Но реальный плакат у нас уже заспиртованный в баночке. Кунсткамера.
[кАк). Ты перестала эксплуатировать свой псевдоним Елена Мао, перестала участвовать в художественных проектах и выставках?
Е. К. То, что я делаю на телевидении, стоит десятка таких выставок. Потому что положено много труда, мысли творческой. И это, к сожалению, в укор тем людям, которые делают маленькие выставки с тусовками. Они даже не понимают существующего положения вещей, их соотношения: сколько людей сегодня видят мою работу и сколько их работу. Телевизионная аудитория-миллионы. Это на самом деле труд, забирающий энергию полностью. Фактически суток не хватает. А потом я же дизайнер. Я училась на дизайнера, я и работаю дизайнером. Я не изменяла своей профессии.
[кАк). Некоторые из твоих коллег-дизайнеров-графиков пробуют себя в разных сферах: в объектном дизайне, мебельном, сценографии и других. У тебя сфера интересов-исключительно телевизионный дизайн?
Е. К. В телевидении все так сочетается, что сложно еще чего-то хотеть.
По-настоящему хочется всё бросить. Все эти движения моих коллег объясняются исключительно творческой жадностью. Художник же хочет и глину помесить, здесь порезать, а там попилить. Мне всего хватает. У меня есть даже некие сломы психические. Иногда я захожу в магазин и думаю: господи, когда же это все продадут? Человечество расточительно. Человек может намного меньше есть, намного меньше потреблять и производить всех этих гадостей. Сезонные направления в моде диванов напрягают. Диван можно купить и всю жизнь на нем лежать. В викторианскую эпоху кому-нибудь приходило в башку на протяжении жизни раз десять диван сменить? Нет, конечно. В любом дизайнерском проявлении-телевизионном, полиграфическом-я везде вижу ярко меняющуюся моду. Каждый год идут изменения. Дизайн журналов меняется с такой же периодичностью: эти шрифты уже не модны. В телевидении точно так же: мода на сюжеты, на анимацию, на приемы. Уже не дергаем и не морфируем, а ездим на трехмере плоскостями. Бред собачий. Всего нужно намного меньше, от многого можно отказаться. Я знаю точно, как дизайнер, что не нужно столько пальто такого цвета. Не нужно столько упаковок. Не нужно выпускать огромные тиражи дурацких книг. Нет насущной необходимости в 150 журналах для мужчин и журналах для женщин: "Лиза", "Настя", "Паша", "Саша", "Даша". Меня это угнетает со страшной силой. Но это не старческие брюзжания. Просто усталость от этого бессмысленного мельтешения.
Я иногда думаю, как же все-таки со временем нам не повезло! Всё бежит, несется куда-то, а люди когда-то совсем недавно могли несколько лет резать камеи, как Вера Мухина. Фантастическое было время. У меня проблема непринадлежания самой себе. Но у меня есть мечта! Как бы я хотела отдохнуть? В своей квартире. У меня здесь всегда солнце-с раннего утра до позднего вечера, от восхода до заката я его вижу. Я все время нахожусь в облаках, потому что это высоко, восьмой этаж. Я бы сидела за столом, смотрела бы в окно и листала книги по искусству…
Вот такая мечта. Я уже близка к своей мечте. [кАк)
Вторая серия картинок будет добавлена 18 августа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Sostav.ru представляет проект [kAk) дизайн! В этой рубрике разговор пойдет о дизайне, о людях, которые его делают, и о проектах, которые удивляют. Разговор с читателями ведет журнал о графическом дизайне [kAk).
Влад Васильев для журнала [kAk)
|
|
|
|