Юлия Дидыченко: "Сильный креатив - вне половых подозрений!"
- Дашь мне почитать прежде, чем опубликуешь?
- Хорошо. Не вопрос. Только зря ты это сразу сказала, а не в конце разговора. Теперь я буду думать всю дорогу, что ты мне не доверяешь... А я ведь сам всегда спрашиваю: вам текст прислать? И самые лучшие собеседники – те, которые отвечают: «А на фига? Я вместе с народом прочитаю…»
Сочи. Май. Фестиваль «Идея!». Скоро обед. Мы сидим на одной скамейке. Только Юля в тени, я на солнце. Около нас то и дело вьются всяко-разные рекламные личности и нескромно прислушиваются к разговору… Юлия Дидыченко, директор столичного агентства «Бегемот», была на «Идее» членом жюри. А еще она провела весьма толковый мастер-класс. Но это, как вы понимаете, еще не причина попасть в «Лигу чемпионов», а лишь информационный повод.
На самом-то деле Дидыченко – весьма интересная (и долгоиграющая) фигура на российском рекламном поле. Со своим, как я убедился, мнением по любому вопросу и острым взглядом на индустрию.
- Давно ты в «Бегемоте»?
- Скоро уже восемь лет.
- И вся твоя «жизнь в рекламе» связана с этим толстокожим млекопитающим?
- Нет. Раньше я была творческим директором в «Самолете». Помнишь, мы с тобой тогда на фестивале в Портороже познакомились?
- Да-да-да! А что с «Самолетом» случилось? Разбился?
- Нет, я ушла. И так смешно получилось! Когда приехала в Порторож, я познакомилась там с «бегемотами», и какие-то у нас разговоры возникли… А потом я подумала: пора уходить из «Самолета». Открыла «Рекламный мир» и увидела: «Бегемот» ищет копирайтера. От них, как оказалось, ушел Андрей Амлинский…
- И ты прямо с улицы, по объявлению?
- Да, примитивно. Послала свое резюме. Там все очень долго смеялись: «Ты не могла нам просто так позвонить?!»
- Кстати, ты ведь филолог по образованию. Чем вызван твой прыжок в рекламу?
- В начале 90-х мы с мужем работали учителями. И мы тогда осознали, что по части финансов прежней жизни уже не будет. «Прыгнули» в капитализм мгновенно: муж создал компьютерную фирму, а я стала у него менеджером по рекламе. Поскольку деньги надо было экономить, то идеи кампаний я разрабатывала сама, а их воплощением занимался «Директ Дизайн». Там я познакомилась с Володей Семенихиным, который как раз в этот момент создавал «Самолет». Так все и началось…
- Какой своей работой в бытность копирайтером ты гордишься?
- А я вообще не горжусь своей работой в бытность копирайтером!
- Ну, как ты можешь так о себе говорить?! Это пусть твои враги так говорят!
- Копирайтер я средненький, выше шорт-листа в Портороже не поднялась. Настоящее творчество для меня со всеми его проявлениями: сомнения, торможение, недовольство собой и ни с чем не сравнимое чувство находки – это стратегии. Но есть работа, которая по духу мне ближе всего из того, что я сделала. История, правда, вышла курьезная. Задача тогда стояла заявить Московскую сотовую связь как сильный бренд. Макеты вышли накануне кризиса, в августе 1998 года. Очень эффективная получилась кампания!
- Знаешь, о чем я хочу с тобой поговорить? «Бегемот» - это ведь такое среднее агентство по своим габаритам?
- Да.
- Расскажи, как выживает среднее московское агентство при таком наплыве сетевиков?
- Непросто выживает. Я думаю, все российские агентства, за редким исключением, выживают непросто. Я иногда думаю: если у нас так, то как же у всех остальных? Честно скажу, не знаю… Приходится что-то такое находить, что делает тебя объектом клиентского выбора. Тем более, мы за последние полтора года с российскими агентствами сталкивались в тендерах лишь один-два раза, в основном с сетевиками… Для нас это не пустые слова. Я каждый день чувствую: мы боремся с сетевиками! Но мы для себя нашли идею, благодаря которой живем, и нас рекомендуют другим. Основные клиенты к нам приходят от наших же клиентов по их рекомендации или, что еще смешнее, по совету других агентств.
- Я одно большое ухо. Что же за идея?
- У нас есть идея сквозного креатива. Креатив начинается с коммуникативной стратегии, а на ней построена творческая и медийная стратегия. Мы очень стараемся быть креативными в медиа.
- Ну, это общемировая тенденция. За нее на хороших фестивалях теперь призы дают!
- И это, кстати, сложнее всего – быть креативными в медиа… Любая работа производится у нас на базе сквозного креатива. Клиенту это очень интересно, поскольку приводит к более эффективному решению его задач. А вот агентству сложнее, потому что, во-первых, все сотрудники должны быть достаточно высокого профессионального уровня. Во-вторых, все, кто работает на проекте, должны участвовать в нем постоянно.
- Есть ли разница между «женским» и «мужским» креативом?
- По происхождению, естественно, есть. Но если ты смотришь на работу и понимаешь, кто ее автор: мужчина или женщина, то это плохой креатив. Сильный креатив – вне половых подозрений. Помнишь, ролик «Лампа», снятый для IKEA?
- Еще бы мне помнить! Гран-при прошлогодних Канн…
- Так вот он сочетает в себе и женскую сентиментальность, и мужскую прагматичность.
- Ты, как я понимаю, в «Бегемоте» нанятый пролетарий?
- Да, я не совладелец. Я директор.
- И в чем же твои обязанности?
- А то ты не знаешь, чем занимается директор? Управлением агентства.
- А кто над тобой?
- Генеральный директор.
- А вот бывает ли так, что какой-нибудь сотрудник, не найдя по какому-то вопросу общего языка с тобой, идет искать правды у генерального?
- Нет, мое слово окончательное.
- И ты поэтому перешла с творческой работы на административную?
- Нет. Я в «Бегемоте» была замом творческого директора, а следующая моя позиция – директор по стратегическому планированию. И после уже стала директором агентства… Мы считаем, что без креативного планирования не будет креативной стратегии, поэтому и я, и мои сотрудники считают мою должность творческой.
- Понятно. Прости мою бестактность, но я придерживаюсь мнения, что придумывать рекламу – это дело людей молодых. Может, я ошибаюсь?
- Если смотреть даже не наше агентство, а на мировой опыт, я бы не согласилась, что креатив – это удел исключительно молодых. Вспомни фестивали. Кто там выходит получать награды?..
- Но мы же не знаем реального вклада этих великих стариканов!
- Да, об этом можно только догадываться… Что касается «Бегемота», то у нас молодая команда. И мы предпочитаем брать молодых ребят, у которых еще горят глаза, которые хотят учиться. Это главное, что они еще хотят учиться. У них еще нет звездности и ощущения, что они все знают и все умеют. Вот эти ребята и делают интересные работы.
- А тебе не скучно командовать этой творческой порослью?
- Так я же за собой застолбила кусок, который называется стратегическим планированием, и я свою креативность там по полной мере реализую.
- А что такое стратегическое планирование в твоем понимании?
- Ой! Ну, как же в двух словах? Об этом учебники написаны.
- Я, Юля, почему спрашиваю: вот будут тебя читать люди в провинции, у которых этим планированием и не пахнет, и москвичи из международных контор, а у них свой взгляд на процесс, и все не так, как в «Бегемоте» устроено...
- Это изучение рынка, конкурентов, целевой аудитории и так далее. На основании полученных данных делается следующий, самый творческий шаг, который называется позиционированием товара или услуги. А затем разрабатывается уже творческая и медийная реализация... Хорошее позиционирование зажигает копирайтеров. Я обычно на них проверяю. Если пару минут после моих выкладок висит тишина, а потом они говорят: «Предположим, если вот этот образ… А на этом можно вот так поиграть…», то я понимаю: удалось, и мы можем работать.
- Для меня было сюрпризом, когда ты сказала, что продолжаешь учиться. Зачем тебе MBA?
- Во-первых, у меня очень тяжелое образование – филологическое, а вопросы, которыми приходится заниматься, очень часто носят финансово-экономический характер. Я просто восполняю нехватку такого типа знаний. И, кстати, я ожидала значительно меньше от этой учебы. Но, оказывается, у нас выросла плеяда отличных преподавателей, что для меня было неожиданностью.
- Как твои родственники, дочь, к примеру, отнеслись к тому, что ты снова стала студенткой?
- Дочь вообще лучше других понимает мои движения. С ней нет проблем. А остальные периодически попискивают.
- Ты снова учишься, а сколько же в нашей рекламе людей ленивых и нелюбопытных, сколько ограниченных персонажей, которых, кроме денег ничего не интересует! Сталкиваешься с такими при приеме на работу?
- Постоянно. И если говорить о развитии агентства, это для нас сегодня основная тема. Мы часто думаем: что мы еще должны сделать, чтобы усилить свои позиции на рынке? Как-то мы спросили себя: кем мы хотим быть через пять лет? И когда мы ответили себе на этот вопрос, много стало понятно: какие кадры должны работать, какие нам этапы надо пройти, что у нас плохо и надо исправить. И среди критериев, которые мы для себя определили, - агентство работает только с теми людьми, которые не остановились в своем развитии. И, признаюсь, после этого мы расстались с рядом сотрудников... В «Бегемоте» очень сильная корпоративная культура. И новый человек входит в команду довольно тяжело: он попадает в устоявшуюся ситуацию, где все определяется профессионализмом. Можно быть хорошим человеком, но если твой профессиональный уровень не дотягивает до уровня остальных, извини… Чтобы избежать ошибки при приеме на работу, с людьми, которые к нам приходят, мы проводим по четыре или пять собеседований.
- Ты – сугубо деловая женщина или все-таки на первом месте семейные ценности?
- Ну, если судить по известной немецкой поговорке, то кирха и кухня – это не для меня, а вот киндеру уделяю все свободное время… Нет, я не трудоголик, я не получаю удовольствия от того, что работаю больше отведенного на работу времени. Другое дело, что иного выхода нет – надо делать.
- Что тебя больше всего раздражает в сегодняшней рекламной ситуации?
- Самая большая проблема – это, конечно, сетевики. Понятно, что средний уровень сетевых агентств выше уровня российских. У них иные ресурсы. Когда мы находим чудного копирайтера, а через два месяца его перекупает сетевик… А у нас только что подобное случилось. И я близко к сердцу это приняла. Обычно мы хотя бы успеваем вырастить кадры и попользоваться, а тут даже вырастить не успели!.. Нет, глупо говорить о некорректности в ситуации конкурентной борьбы. Сетевики конкурентнее в этом плане, чем мы, они побеждают. За это их осуждать нельзя. Я их осуждаю за некий цинизм в отношении отечественных агентств. Когда глава одной сети заявляет: «Российские агентства нужны только для того, чтобы нам кадры выращивать…», это нехорошо. Мне бы хотелось, чтобы российские агентства кучнее были. Мы сможем противостоять, если будем единой силой.
- Тебя, кстати, не пыталось перекупить BBDO или DDB?
- Нет, меня обычно только клиенты к себе переманивают. Но я до сих пор отвечаю отказом. Ты знаешь, я еще не все сделала в «Бегемоте»...
РазРСВВВВВВВВВВестРСвЂВВВВВВВВВть:
13.05.2004 09:18друг
Юля, молодец! И ролики классные. Не ожидал от "Бегемота"...
13.05.2004 09:59Сэм
Почему бы сильному российскому агентству не перекупить талантливого копирайтера у сетевиков? Они что, его за жабры на кукан сажают? Это же рынок. И потом, можно вообще всех сетевиков обанкротить - нанимать молодых и талантливых, сразу их пиарить. И пусть обперекупаются.
13.05.2004 10:12Лукьяныч
Обонкротить сетевиков! Сем чего говоришь то -этож бред ))<br><br>Бойтесь нас молодых треклятые янки! <br>гы гы гы<br><br>Работы дорогой Сэм найдется всем -главное стараться<br>В той же Америакании не все агентства сетевые как ты можешь догодаться )))
13.05.2004 10:16Сэм
Ух ты! Лукьяныч, а что там еще интересного в Америакании?
13.05.2004 10:32nonstop
приятная женщина.
13.05.2004 10:32Житель
Юля, спасибо! Простыми словами сказать о главном - большой талант. <br>Пиар своих сотрудников, кстати, практикуют многие сильные компании, и не только в рекламном бизнесе. Это же капитализация, вес, репутация, Команда.
13.05.2004 10:39Иван
Нельзя полноценно совмещать административную работу и творческую. Проверено, так скать, временем. При всем моем уважении, что-то будет проседать.
13.05.2004 11:20Дышло
Прям сбывшаяся американская мечта. Учительница - восемь лет и в дамки. Путь достойный восхищения!
13.05.2004 11:20ПивПав
"Глава одной сети заявляет: "Российские агентства нужны только для того, чтобы нам кадры выращивать…"<br>Интересную тему затронули.<br>Местные РА не состоянии платить сотруднику, так же как и сетевые, ведь у них и заказы масштабом поменьше. <br>А кто ж даст локальным большие заказы, если большинство толковых работников сидит в сетях?<br><br>P.S. Зачем переживать по поводу того, что сотрудника перекупили?<br>Надо просто платить достойную сотрудника зарплату. <br>А если не можете, то проводите еще одно собеседование (пятое-шестое) для определения возможного потолка профессионализма сотрудника. И если у претендента потенциал больше, чем Ваши финансовые возможности – не берите его, сбережете свои нервы и время.
13.05.2004 11:34Сидор
Прав Лукьяныч. Работа всем найдется, главное, стараться. И не задумываться, чем сетевики лучше, а своей работой заставлять заказчика делать выбор в свою пользу. Юля, сделайте шедевр и Бегемот опять окажется на плаву. А иначе никакие споры не помогут. А Лутц будет тихо сидеть и хихикать.
13.05.2004 11:52Доброжелатель
2Сидор <br>А "Бегемот" и сейчас, насколько мне известно, на плаву.
13.05.2004 11:56sky
Ролики кульные. Не знаю как на счет эффективности, а эмоции через край ( вхорошем смысле)
13.05.2004 12:04Н
Юля! Вам мой deep respect!<br>С уважением, Рыжкова Н.
13.05.2004 12:06Е.Палютина
Юле Дидыченко - привет, респекты и наилучшие пожелания всяческих успехов!<br><br>2 Дышло: Юля - очень профессиональный человек. А еще в Москве сейчас работает одна не просто учительница, а вообще - учительница начальных классов. Да так, что даже ВИ в свое время малость испугался :). Это Альбина Курилина (РА "Анатольев и партнеры). Так что Ваш сарказм напрасен. Менеджмент вообще штука забавная - процентов на 80 - педагогика и психология. Так что все логично :)<br><br>Владу: В провинции стратегическим планированием еще как пахнет! Надеюсь, приедете - понюхаете :)
13.05.2004 12:12Старый КВН-щик...
2 Палютина <br><br>А Влад, вообще, любит вставить иногда то, о чем мало знает.....
13.05.2004 12:26колумнист
2 Старый КВН-щик: ой, прищучил! Кидаю белый флаг :). "Я знаю то, что ничего не знаю, а другие не знают и этого".
13.05.2004 12:31Старый КВН-щик...
Да не обижайтесь Вы Влад... Не щучил я Вас.... И в мыслях не было...
13.05.2004 12:38Mi3ch
Йех! И пулю не дописали :((<br>А у тебя наверное остались иллюзии :)
13.05.2004 12:47ЕП
2 старый КВН-щик: да я беззлобно :). Москвичи вообще часто думают, что в провинции медведи по улицам ходят. Обычная великодержавная история история :). Приятно бывает наблюдать их реакцию, когда они видят, что там еще и неглупые люди попадаются иногда :)))
13.05.2004 12:53Лукьяныч
ЕП ну не все москвичи такие слава богу<br><br>Я вот давно знал что у вас медведей почти не осталось на улицах ))<br>Мне КВэнщик рассказывал ))<br><br>И даже знаю что там столько голов светлых !
13.05.2004 13:07ЕП
2 Лукьяныч - да знаю, что не все. Среди них тоже попадаются симпатичные. А иногда - ну просто очень симпатичные, и головы бывают светлые. Хотя и темные. Или вообще - бритые :))))<br>Впрочем, здесь ведь не о том разговор :)
13.05.2004 14:04мЕтр
МТС - супер! Дизель - тоже. Ну, и "Бегемот" не отстает, даром, что не сетевое :).
13.05.2004 14:31кто в курсе
Е.Палютиной: а можно поконкретнее, с примерами? Вы откуда? Чем занимаетесь? Как у вас дело поставлено? Провинция - это же не только Красноярск и Екатеринбург, но и Курск с Курганом и Архангельск с Вологдой, где тоже РА есть. Так вот у них со стратегиями как-то негусто, ибо это клиентам не очень-то надо, точнее, не надо...<br>Посмотрели мы сейчас на "Идее" на конкурс провинциальных рекламных кампаний. В основном, все довольно малокреативно, но с большим пафосом и амбициями. А это были "сливки" региональной рекламы, что ж про остальных говорить...
13.05.2004 14:41ЕП
Владу: А еще Юля знает может дать дельный совет на тему, что такое хорошая рекламная идея (в том числе для фестивальной работы). Спросите у нее, пусть ответит, а то тут интересовались граждане ;)
13.05.2004 14:50ОЧ
Юля! Давайте допишем пулю!<br>
13.05.2004 14:55ЕП
можно и поконкретнее. Только, может подробности не для всеобщего обозрения, а то, наверное, не всем интересно? Да и примеры мои Вам ни о чем не скажут, они местные. Хотя рассказать есть о чем.<br>Я - из Иркутска. Занимаюсь бренд-консалтингом. (Одеваю каску, а то сейчас тут начнется :))). Не скажу, конечно, что у нас как в Москве, тем более - на каждом углу, но стараемся, тянемся, позиционируем потихоньку :). Благо, есть кого.<br>Не знаю, как нынче на "Идее!" было с рекламными кампаниями, а в прошлом кажется, владивостокцы что-то даже взяли.
13.05.2004 14:57Пророк
Юлю скоро перекупят.
13.05.2004 15:04ЕП
2 тот кто в курсе, еще: а по поводу малокреативности - вон даже "Бегемот" страдает, что копирайтеров переманивают. Что же говорить о провинции? Чуть человек подрастет - и в Москву лыжи вострит. Вспоминаю сетования Саши Филюрина,он как-то пошутил, что для него идеал дизайнера - женщина предпенсионного возраста с кучей детей :). Поэтому креативим как можем, в первую очередь стараясь, чтоб работало и не позорно было. А пафос, кстати, зачастую - заслуга заказчиков. Они это любят. Не многие могут шутить над собой и своим товаром, боятся...
13.05.2004 15:09ЕП
2 пророк: А то! Она этого заслуживает ;). Но, насколько я могла заметить, она своих очень любит ...
Зачем дергать из контекста? Передернуть при желании можно что угодно. Такое ощущение, что человек Вам просто не угодил чем-то, вот вы и злитесь...<br>Гайдара же благодарить действительно, есть за что: педагог вещает в классе, а рекламист - на всю страну. Так что,спасибо Гайдару, подарил нам такого рекламиста.
13.05.2004 16:20Марлен
Каков контекст таков и мэтр:<br>не раскрыто не одного понятия,<br>стилистически не грамотно строятся фразы,и... любезный это у Вас буква<br>"Е" из контекста выпала<br>
13.05.2004 16:39свободный халат
"Неграмотно" в настоящем случае слитно. Да и писать выражение "стилистически неграмотно строятся фразы" следовало бы в ином порядке слов, с точки зрения классической стилистики русского языка. Вобщем, Марлен, идите дальше!<br>Жаль, интервью не "ах", почему-то кажется, что не вынул интервьюер из г-жи директора, что мог...
13.05.2004 16:40
Вобщем - как жаргонизм)))<br>...just in case...)))))
13.05.2004 18:18Туманный Ёж
Интервью реально никакое (само интервью а не интервьюируемая) - такие вопросы и ответы как под кальку даст ЛЮБОЙ директор российского рекламного агентства: отметит, что работать нелегко но справляется; посетует на сетевиков как основных конкурентов (понимай: клиенты других российский агенств, обратите внимание, что только сетевики нам конкуренты); расскажет про уникальную разработку - это сетевики нас вынуждают изгаляться и придумывать по аналогии с ними некий уникальный продукт - дурим бедных клиентов...... позорно.<br>Ведь положа руку на сердце - ну нет уникальных систем, есть уникальные идеи и хорошо просчитанные грамотно разработанные планы. Позиционирование и коммуникативную стратегию делают ВСЕ. Вопрос в том КАК и для КОГО.
14.05.2004 06:53Петр
Предыдущему оратору. ну и что? значит, выбрана характерная для рынка фигура. а, во-вторых, многим российским агентствам не то, что с сетевиками, а с крупными отечественными РА конкурировать приходится. И далеко, далеко не все, говорю, как скромный заказчик, "позиционирование и коммуникативную стратегию делают". И где уж на всех набраться уникальных идей...
14.05.2004 07:42ЕП
2 св.халат и Т.Еж: Вы, наверное, правы - не выудил. Но: Влад, в основном, берет интервью у "чистых" креативщиков. А в данном случае речь идет о более "сухих" материях (хотя они такие сухие только на первый взгляд, в них тоже есть свой кайф и драйв и еще какой!). И потому, вероятно, интервью тоже выглядит суховатым. Но те, кто занимается администрированием в РА, наверное, лучше поймут и воспримут это ...<br><br>special 4 Туманный Еж, по поводу последнего абзаца: абсолютно с вами согласна - ИМХО - нет уникальных систем, у каждого - свой опыт. Это же не математика - взяли формулу, подставили числа и получили 2х2=4. Эта деятельность - эмпирическая и в очень сильной степени связана именно с уровнем развития интеллекта и опыта. Мне кажется, здесь будет удачен пример из кулинарии: есть некие рецепты, но из этих рецептов у разных людей получаются разные результаты. Ведь действительно, в том или ином виде стратегии делают почти все. Но вот КАК - это совсем другая история (с которой уже связано "для КОГО" :))
14.05.2004 07:54ЕП
да, еще забыла про одну важную деталь: талант. Без него, увы - никак. И потому частенько те, у кого его не хватает,ищут какие-то волшебные алхимические формулы (хоршего креатива, стратегического планирования или т.п. - неважно). Поскольку кажется - вот будет у нас технология - и талантов не надо, все будет ОК. А хитрость-то в том, что технология, конечно, будет работать и без таланта, но тогда получится только Сальери, но не Моцарт :).
14.05.2004 10:52Лена К
Юля-молодец
15.05.2004 19:28бывший недруг
О! Ролички целиком загрузились! Очень даже...
18.05.2004 15:27"ЛИГА" сдувается?
18.05.2004 17:54Раз на раз не приходится
19.05.2004 08:47Максим (Улан-Удэ)&#
2Колумнист<br>Влад, а это правда, что вы будете на Иркутском фестивале? Ой, Байкальском? Там даже анонсировано. <br>Еще Владу: Влад, а что, анпример, к Юле на 15 собеседованиях станет ясно? Ну, проф непригодность и т.д. и т.п. и как понимать не подходит-извини?<br>2 ребятам, а какие есть агентства, где можно набраться уму-разуму?<br>Деньги на 18 месте, ничего не знаем. глаза горят и прочее...
19.05.2004 18:152 Максим
Если деньги на 18 месте, то в рекламу и соваться нечего. Реклама - это борьба за деньги, свои и чужие.
19.05.2004 23:11Колумнист
2 Максим (Улан-Удэ): насчет фестиваля - правда. По поводу результативности собеседований - у Юли и спросите. Я не могу за нее отвечать.
12.07.2004 16:47Манагер
"..Мне бы хотелось, чтобы российские агентства кучнее были. Мы сможем противостоять, если будем единой силой."
Наивняа девушка, копирайтеры от неё убегают, платить надо хорошо и мотивировать сотрудников. Поднимут сетевики з/п на $100 и никакая сила не поможет, единая сила - "совкового" бизнеса.
24.08.2004 11:08Алекс
Не стоит путать креатив и художественную самодеятельность (КВН). Господа, каждый из нас в детском саде залазил на табуретку и читал стишочки.
К чему я? КВН-дело возрастное, и ничего общего с кретивом не имеющее, горстка молодняка сочиняющая шутки. ШУТКИ и не более.
Я вообще не понимаю с чего это вдруг в регионах пошла мода утверждать что КВНщик потенциальный криатор? Абсурд.
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail