Выпуск 26. 4 ноября
Боб Куперман: "Не смотрите на Америку!.."
- Видите ли, Боб, поскольку я о вас знаю ровно столько же, сколько и вы обо мне, то есть, ни-че-го, мой первый вопрос…
Ну, нет, это, конечно, молодая русская наглость – заявить Бобу Куперману (Bob Kuperman), будто я о нем ничегошеньки не знаю! Это о нем-то, легендарном арт-директоре, выигравшем около 300 наград, включая Clio, Cannes Lions, The One Show, Art Directors Club и далее по списку. О нем, включенном в Америке в список Тор 100 Advertising People. О нем, чьи работы для Volkswagen стали классикой жанра и хранятся в Smithsonian Institution. О нем, президенте и CEO DDB New York.
Однако для дерзкого дебюта была весомая причина: я прискакал на интервью в назначенное время с чистой шеей, а гость с Мэдисон Авеню «буквально пять минут назад» захотел пообедать и отбыл в неизвестном направлении... После часа томительного ожидания, и без того перепуганной девочке-пиарщице голосом артиста Броневого из фильма «Покровские ворота» было заявлено: «Заметьте, Анна, не я просил об этой встрече. У меня сегодня есть время, и я никуда не тороплюсь, но у меня имеется и это… ну, как бы его озвучить без пафоса… в общем, чувство собственного достоинства. Так что, передайте вашему Бобу физкульт-привет. А я удаляюсь!..» Анна стала еще бледнее, пальчики запрыгали по клавишам мобильника, и – о чудо! – американская знаменитость, оказывается, только что возвратилась со своего ланча. Отступать было поздно и глупо. Ну, янки, держись!
- Итак, мой первый вопрос, Боб: что же привело вас в лучший город земли?
- Ха-ха! Прежде я никогда не был в Москве. Это и есть первая причина. А, во-вторых, я очень хотел повидать московскую команду DDB.
- Ну и как впечатления от дальних родственников? Русский офис сильно отличается от своих западных аналогов?
- Каждый офис в какой-то степени отражает культуру своей страны. Но, безусловно, все наши агентства разделяют принципы Билла Бернбаха, одного из отцов-основателей DDB. Я называю их «Библией Бернбаха». Наши инструменты универсальны для всей сети и уникальны. А люди, которые работают в Москве, умны, талантливы и страстно относятся к бизнесу.
- Боже мой, как вы успели узнать это за один день?!
- А много времени не требуется. Иногда достаточно просто посмотреть, как люди входят в офис… И к тому же я очень умный!
- Почему вы занимаетесь рекламой?
- Это ведь интересно! Для меня реклама – способ реализовать имеющийся у меня талант общения и убеждения.
- Тогда с таким же успехом вам стоило бы пойти в священники или адвокаты. Ведь ремесло рекламиста, насколько мне известно, в Штатах не в почете…
- Это правда. Но меня не волнует репутация нашей профессии. Мне важно, чтобы я сам был счастлив. Точно знаю: я бы не был так счастлив, работая хирургом или там юристом.
- Вы рекламист в первом поколении?
- Да.
- Ваш путь в рекламу был прямым?
- Не уверен, что в рекламу бывают прямые пути… В колледже я изучал живопись, но постепенно от изящных искусств перешел к рекламному арт-директорству. Моя карьера началась в 1963 году.
- И каких вершин вы достигли на этом пути?
- Мне нестыдно за пару реклам для Volkswagen. Кое-что достойное сделано для Sony Playstation, для Apple, для виски Teacher's. Весьма удачно был запущен с нуля бренд Meow Mix («Мяу Микс») – это кошачья еда. Но все это, скорее, просто работа. А вершиной, достижением я считаю создание команд, которые в дальнейшем постоянно выдавали хороший результат.
- Чем вы измеряете успех?
- Умением создать бренд или мнение о компании, которое затем окажет влияние на все позиционирование. Если посмотреть, скажем, на концепцию для Apple, то идея Think different («Думай иначе») – это больше, чем просто реклама.
- Рекламисты часто мигрируют из агентства в агентство. Вы и сами успели поработать в TBWA, Chiat/Day и других местах. Чем DDB принципиально отличается от конкурентов?
- Во-первых, у нас есть наследие Билла Бернбаха. Именно Бернбах, наряду с Россером Ривзом, Лео Бэрнеттом и Дэвидом Огилви, подготовил творческую революцию 60-х… Мы тщательно контролируем наш креативный продукт по всему миру. Мы стремимся, чтобы каждый офис соответствовал стандартам, которые мы создали. Говоря о стратегиях или планировании, мы пользуемся общим словарем. Еще у нас особое, очень внимательное отношение к людям. Мы понимаем, что люди – это наиболее важная составляющая часть компании. На первом месте – команда, затем – наш продукт и на третьем – наша прибыль.
- Какое впечатление произвело на вас обилие рекламы на московских улицах? Шок и трепет?
- Я бы не стал драматизировать ситуацию. И в других городах мира есть очень много плохой рекламы. Повсюду в большинстве своем реклама плоха, и очень маленький ее процент можно охарактеризовать как хорошую… Я видел немного русской рекламы, могу говорить лишь о работах московского DDB. И если отталкиваться от этого впечатления, то русская реклама очень хороша!
- Что же вам запомнилось?
- Пивные ролики. И новые водочные работы. Это хорошие вещи. Они подают продукт свежим и оригинальным способом.
- Вам, наверное, часто приходится читать лекции, и, конечно, у вас есть любимые мысли о рекламе, свои секреты и ноу-хау. Не могли бы вы поделиться ими с моими читателями? Устроить такой концентрированный мастер-класс?
- Попробую. Хотя никаких особых секретов не существует. Прежде всего, нужно быть убедительным. Бернбах любил повторять: «Реклама – не точная наука. Это внушение. А внушение – это искусство». Во-вторых, нужно говорить с потребителем честным, умным и творческим образом. Тогда вы потратите гораздо меньше медийных денег. Долой обыденность, банальность и скуку! Одно из самых сложных в любом творчестве – это упрощение. Послание должно быть простым, ясным, эмоциональным. Мы рассматриваем креатив как инструмент, как способ достижения высоких продаж с меньшими затратами. Все-таки наша финальная цель – продажа продукта, а не творчество.
- Наши рекламисты всегда с интересом посматривали на Америку. Я понимаю, что нельзя «дать общую температуру по больнице», но что, на взгляд человека с Мэдисон Авеню, происходит сейчас в американской рекламе – как в бизнесе, так и в творчестве?
- В данный момент бизнес достаточно стабилен. Спад преодолен. А если говорить о креативе, то мы все больше думаем о том, как делать бренды более эффективными, как укреплять их индивидуальность, как обеспечить товарам, которые часто не отличаются друг от друга, необходимый эмоциональный фон. Мы все меньше ориентируемся на рекламу, которая что-то прерывает, а стараемся искать пути вовлечения потребителей на добровольной основе.
- Одна из главных проблем российской рекламной индустрии – кадры. Как с этим в Америке?
- Ну, проблема с кадрами существует и в Штатах. Талантливых людей много не бывает!.. К сожалению, у нас исчезло рукотворное обучение ремеслу. Испаряется система тренингов. Раньше образование шло постепенно, уделялось большое внимание мелочам, и редко кто перескакивал ступеньки карьеры, а теперь этого нет. Неудивительно, что у всех появились кадровые проблемы.
- Этот вопрос я задаю всем своим собеседникам: что такое реклама?
- Это способ убеждения. Способ, с помощью которого мы меняем мнение людей о продукте или о сервисе. Это не коммуникация, это именно убеждение. Чем более вы убедительны, тем более вы эффективны.
- Рекламисты обожают писать книги о своих достижениях. Жак Сегела, с которым я беседовал в апреле, выпустил уже два десятка трудов. А как с этим у вас?
- У меня книг пока еще нет. Зато есть документальная книга обо мне. Она называется Inventing Desire («Изобретение желания»). Это репортаж об одном годе из жизни лос-анджелеского Chiat/Day, где я когда-то работал. Это одно из ведущих креативных агентств США. Автор книги практически поселилась в нашем агентстве, и в итоге получился довольно убедительный и честный рассказ... Но я, кстати, тоже планирую написать книгу.
- Название уже придумали?
- Да. «Билл, Мэри и Джей». Это имена великих людей, с которыми мне посчастливилось работать. Ну, Билл – это, понятное дело, Бернбах. Мэри Уэллс в 1966 году открыла свою компанию, и это было первое агентство, возглавляемое женщиной. А Джей Чиат – это основатель агентства Chiat/Day. В 80-х годах он возглавлял в Америке креативную революцию.
- Я уверен, Боб, что вы знакомы с моим коллегой из AdAge Бобом Гарфилдом…
- Конечно! Боб – один из лучших критиков. У меня было очень мало случаев, когда я с ним не соглашался.
- Как вы считаете, нужна ли рекламная критика?
- Когда речь идет о рекламе, каждый может называть себя критиком. Единственная разница между Бобом Гарфилдом и женой клиента в том, что у жены клиента гораздо больше влияния!
- И все-таки рекламный критик может испортить ваши отношения с заказчиком?
- Я думаю, наши отношения строятся на чем-то более глубоком, чем газетные отчеты. А если мнение Боба Гарфилда оказывает сильное влияние на мнение вашего клиента, значит, отношения агентства и заказчика с самого начала были не очень хорошими.
- Еще раз потревожу старину Гарфилда. В своей последней книге он весьма иронично отзывается о рекламных фестивалях и, в первую очередь, о Cannes Lions. У вас какое мнение по этому поводу?
- Мы работаем в очень странном бизнесе, где приходится сочетать творчество и коммерцию. Их не надо путать. К рекламным фестивалям можно относится так же, как к кинофестивалям. Это самопоздравлятельная система, позволяющая некоторым людям делать очень большие деньги. Фестивали надо понимать правильно. Они не имеют ничего общего с эффективностью. Но и никому не вредят. Более того, они привлекают внимание к оригинальным работам. А если вы выиграете парочку «Львов», вам наверняка прибавят зарплату!
- Рекламисты – люди довольно циничные, но нередко они страшно закомплексованы, неуверенны в себе, ведь им каждый день приходится доказывать свою творческую состоятельность. Что бы вы им посоветовали, если бы были психотерапевтом?
- В первую очередь, я бы сказал: не смотрите на других! Не смотрите на Соединенные Штаты или на Европу. Смотрите на Москву, смотрите на Россию. Ищите идеи у себя, в себе. Поиск у других или копирование – это не продуктивный путь. У вас есть чистый холст и новая палитра. Творите! Думайте иначе!
Плакаты Apple Computers "Think different" advertising campaign, 1980s.
Neil Armstrong on the Moon
Maria
Calas
Dalai Lama
Albert Einstein
John Lennon and Yoko Ono
Pablo Picasso
Кролик Energizer:
Coppos Films, production company, Eveready
Energizer "Still going" pink bunny TV commercial, 1989.
Chiat/Day/Mojo, agency;
|