|
Выпуск 28. 18 ноября
Алексей Фадеев: «Талантливому человеку неинтересно делать
упаковку!..»
Обойдемся без предисловия. Без перечисления наград, клиентов и работ. Вы и
так его неплохо знаете, слышали и видели. Сегодня в «Лиге» – Алексей Фадеев,
творческий директор столичной рекламной группы Depot WPF Brand &
Identity. В упаковке и без.
- Алексей, а ты, как
пишут в анкетах, человек с ч/ю или без ч/ю?
- Понимаю… Это такой тестовый
вопрос...
- Нет! Уверяю тебя,
никаких идиотских тестов. У меня есть вполне серьезное продолжение.
- Хорошо. Я – человек с
чувством юмора!
- Тогда признайся: ты
смеялся, когда в прошлом году Российская академия рекламы присудила тебе
национальную премию с бредовой формулировкой – «Лучший арт-директор XXI века»?
Век только стартовал, а тебя уже в бронзу закатали!
- Я с юмором к этому отнесся.
Нормально. А почему бы и не мне?! Там, в Петербурге, была замечательная
компания, мы очень хорошо пообщались, потусовались… Значок премиальный не ношу,
а грамота в офисе висит. Эта премия – проходной момент, на котором я не заострял
внимание. Не повод для гордости.
- Уф, у меня прямо от
сердца отлегло!.. Сейчас ты только рулишь творческим процессом или время от
времени что-то и сам делаешь?
- Очень часто я – играющий
тренер. Приходится садиться и делать что-то самому. Во многих работах есть
заметная доля моего участия. И меня эта ситуация печалит: значит, я плохо
выражаю идею. И когда уже не могу объяснить своим дизайнерам, чего же я от них
добиваюсь, то сажусь и делаю. При этом, кстати, компьютер ребята освоили лучше,
чем я. Когда открываю седьмой фотошоп, то смотрю на него, как баран на новые
ворота, и ищу функции, знакомые мне по прежним допотопным программам.
- Понимаю, что
следующий мой вопрос – обогревание космоса. Это как обэриуты говорили: «Идите и
остановите прогресс!», но все же… Новые технологии для искусства – это зло или
благо?
- Большую отрицательную роль
они играют! Большую! Компьютер развращает со страшной силой, потому что
программы диктуют дизайнеру стиль работы. Да, ему комфортно работать, но если
чего-то в программе нет, то он этого просто не делает. Ему становится лень
рисовать рукой. А возможности программы, как и возможности человека, ограничены,
поэтому на выходе у разных людей получаются очень похожие продукты. Вот я и
прошу ребят больше делать руками. Мне хочется, чтоб они разрисовались. Ведь
достаточно несколько минут, чтоб набросать эскиз и обсудить его.
- Тебе сейчас хочется
заниматься настоящим творчеством?
- Нет, я боюсь...
- Боишься того, о чем
многие задроченные жизнью люди только мечтают?!
- Да. И страшно, и времени
нет. В молодости я был достаточно преуспевающим фотографом. Снимал
художественные фото и продавал их: что потопаешь, то и полопаешь. Были выставки
за границей, музеи мои работы покупали. А потом меня пригласили в
«СПИД-инфо»…
- Вот как! Снимать мало
одетые объекты?
- Ну да. Специально
обученные. Кстати, там я научился не краснеть... Я всегда был вольным
фотографом, а в «СПИД-инфо» стал выполнять заказы. Допустим, мне звонили: «Так,
тема номера – менструация. Нужно срочно придумать интересную фотку». Что
придумать? Девочке на писю прилепить розу? И приходит модель четырнадцати лет, с
бабушкой. И тут новый звонок из редакции: «Это не снимаем, снимем другое». Такая
работа убивает в художнике все живое! И я решил завязать с фотографией. Захотел
стать дизайнером. Купил компьютер, учебники по фотошопу, сидел дома, учил. И
вдруг понял: мне страшно снимать! А вдруг не получится? Я с той поры, конечно,
много раз снимал, но даже пленки после не проявлял. И постепенно раздал свою
технику… Да, с одной стороны хочется. Но я придумаю какой-то кадр у себя в
голове, и мне уже не хочется его снимать: что я ним после буду делать?! На
стенку повешу?..
- Образование у тебя
художественное?
- Нет, я окончил институт
геодезии и картографии. В фотографии и в дизайне я – абсолютный самоучка.
- И никаких
курсов-шмурсов?
- Ничего. Я считаю себя
человеком со вкусом. Этого достаточно.
- А талант?
- Сейчас я уже не назвал бы
себя талантливым человеком. Вкус есть. По-моему, талантливый человек не стал бы
заниматься упаковкой, ему неинтересно проявлять себя в рамках этого ребуса:
слишком много «нельзя». Упаковка – это массовый продукт, где мало места для
креативных идей… А научиться быть дизайнером с большой буквы нельзя. Можно
освоить определенные приемы, можно научиться штампам. А талант – это сделать
что-то за границами штампа.
- Не так давно я
прочитал на одном чате обмен репликами: «То, что Состав иногда агентства банит –
это абсолютно точно» - «Это если только за плевки в сторону их главных икон:
Васюхина и Фадеева»… Скажи, как икона иконе, ты переживаешь, когда твою работу
выставляют на новостной ленте Sostav.ru и посетители
портала начинают вдруг яростно пинать ее ногами?
- Нет, спокойно реагирую. Я и
сам готов ее раскритиковать. А как можно реагировать болезненно, если, допустим,
тут ребята представили коробку конфет, сфотографировав ее вместе с ракушками. Мы
могли ведь и просто на голом столе, но решили – с ракушками. И половина
постингов была про форму и цвет этих ракушек! Пишут: «Это что – конфеты для
поедания на пляже»? Или: «Меня тошнит, чувствую, что у меня песок на зубах». Ну
и как к подобной критике можно относиться серьезно?.. Я достаточно самокритичен.
- Не
верю!..
- Я понимаю, зачем я это
делаю и почему именно так. Понимаю, что в ближайшее время вряд ли сделаю
работу, которая получит приз в Лондоне или в Портороже. У нас рынок не для таких
работ. Он это просто не съест! Рынком правят стереотипы, мы не можем выйти за
определенные рамки, и я не могу самоутверждаться за деньги заказчика. Либо надо
делать «упражнение на свободную тему», а потом под эту тему подписывать
заказчика. Но я считаю это порочным. Кстати, украинский рынок более бесшабашный,
доля авантюризма там выше, а у нас очень структурировано: «Это повредит! А это
не повредит». Отсюда и предсказуемый результат.
- Ты часто идешь на
компромиссы? Приходится прогибаться под клиента?
- Практически не приходится,
потому что мы сразу делаем работы скучными.
- Не говори такое!
Алексей Андреев, ваш славный директор, со стула упадет, читая эти слова! Ты ведь
так всех потенциальных заказчиков распугаешь…
- Скучно – это значит
правильно. Вообще упаковка – скучная вещь, функциональная. Мы не делаем красивых
коробок. Мы стараемся решить задачу. Мы достаточно часто отказываемся от
проектов, если чувствуем, что клиент предрасположен к «нравится - не нравится».
- Если тебя, допустим,
попросят сделать упаковку для водки, сколько это будет стоить?
- Это не вопрос упаковки.
Этикетку сделать – фигня! Надо делать брэнд. Характер брэнда. Позиционирование.
Проблема – это не бутылка сама по себе, а что мы хотим ей передать, что сообщаем
потребителю. Вот эта работа будет стоить денег.
- Каких?
- Двадцати-тридцати тысяч
у.е. Это, кстати, близко к ценам западных агентств.
- Они конкуренты
вам?
- Нет. Иностранцы не понимают
российский рынок. Раньше для меня это были пустые слова. Но теперь я прекрасно
знаю: не понимают! Если я его не понимаю, то они-то тем более. Все что они могут
сделать, это европейскую упаковку, которую российский рынок не примет.
- Здрасьте,
приехали…
- Да-да. У нас иное
визуальное окружение.
- Мы – азиаты?
Красненькое и золотистое любим…
- Не то, чтоб азиаты… У них
вокруг хай-тек. И обычная европейская коробка в этом хайтечном окружении
смотрится аутентично. Теперь представь эту коробку в Орловской области, в
деревне Хмыри, на столе у бабушки…
- Не представляю. В
деревню Хмыри привезут небрэндированные пряники в холщовом мешке… Если машина не
застрянет в грязи…
- Даже если привезут, бабушка
ее не купит: коробка ей будет чужая. К нам тут приходили люди из какого-то
уральского города с просьбой создать сильный брэнд в сегменте «средний минус».
Задача очень сложная. Исследования обычно ничего не показывают. Чтобы понять,
надо ехать в этот город, изучать стереотип восприятия, визуальную среду,
смотреть, какие у людей холодильники и что в них.
- Как ты считаешь,
часто ли русские дизайнеры воруют западные образцы?
- Я бы не стал говорить –
воруют. Адаптируют. Они решают задачу, поставленную перед ними клиентом. Какая у
агентства задача? Помочь продать товар, а не самоутвердиться и не сделать
оригинальную работу. Другое дело, что сам я по этому пути заимствования не пошел
бы. Кстати, недавно видел упаковки, присланные российскому производителю пива
одним немецким агентством. Он получил замечательный европейский плагиат!
Почему-то эти немцы думают, что у нас немецкое пиво не продается.
- Будет странно, если я
не поинтересуюсь у тебя про ваших основных конкурентов – компанию
Mildberry. Вы все еще в состоянии «ни мира, ни
войны»?
- Я не очень слежу за тем,
что делает сейчас Mildberry, но я считаю их серьезным агентством. Мне нравится
их подход. А поскольку мы имеем общие с ними корни, то работаем по тем же
принципам. В общем, все.
- Вы не переманиваете
друг у друга кадры?
- Нет. У Mildberry точно нет.
И вообще, внимательно наблюдая за упаковочным рынком, я не вижу специалистов,
которых я бы так сильно хотел перекупить. А тот, кто мне интересен, уже хорошо
куплен… Не вижу я среди тех, кто занимается упаковкой, таких, как Логвин,
который постоянно делает талантливые работы. Вопрос кадров – очень тяжелый.
Людей приходится учить, работая с ними в тандеме. К нам тяжело попасть, и мы
редко выгоняем.
- Нет ли у тебя желания
освоить какой-нибудь новый вид деятельности? Ресторан оформить или… ну, не знаю
что, не хочу за тебя отвечать!
- Я этого желания не понимаю.
Нельзя делать то, что ты не умеешь. Дизайн ресторана? Наверное, да, хочу. Но не
умею. Знаешь, есть такое понятие – «труба комфорта». Где мне комфортно, там я и
двигаюсь. Это моя зона компетентности. А в ресторанной среде есть свои волки,
свои Фадеевы. Зачем мне конкурировать с теми, кто сделает это лучше меня, с
теми, кто сильнее и опытнее?
- Да, Леша… «Живем мы
что-то без азарта… Однообразно, как в строю…» Ну, хорошо, сто упаковок, пятьсот
упаковок, тысяча, две с половиной… Не скучно? Я вон и то к концу года прикрою
«Лигу чемпионов» и запущу новую скандальную рубрику.
- Ладно, признаюсь: я бы,
наверное, хотел оказаться художником какого-нибудь военного фильма. Меня история
увлекает. Только, мне кажется, меняя живопись на фотографию, фотографию на
компьютер, компьютер на учебник, я стал технократом. Все меньше фонтанирую. Все
реже возникает желание самовыражаться с помощью кисточки и красок… Я ведь
предупреждал тебя, что интервью будет скучным…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArray | 23.12 | Бескомпромиссные итоги рекламного года. Выбор Васюхина. | 73 |
| | | | 16.12 | Игорь Гурович: «Имеет смысл пестовать себя!..» | 39 |
| | | | 09.12 | Фредерик Бегбедер: «Я – ломщик рекламы!..» | 138 |
| | | | 02.12 | Олег Тиньков: «Великий человек не должен говорить, что он великий…» | 104 |
| | | | 18.11 | Алексей Фадеев: «Талантливому человеку неинтересно делать упаковку!..» | 63 |
| | | | 11.11 | Гор Григорян: «Я – грозный, гордый, живущий в горах…» | 20 |
| | | | 04.11 | Боб Куперман: "Не смотрите на Америку!.." | 33 |
| | | | 28.10 | Иван Квасов: «Реклама – это высокий взлет и заземление на товаре…» | 61 |
| | | | 21.10 | Олег Попенко: «Я не умею раздавать пинки!..» | 16 |
| | | | 30.09 | «Сибирский децибел»: аборты или аптеки? Нет, японская баня! | 44 |
| | | | 16.09 | Маргарита Васильева: «Я запустила вирус, и он благополучно размножился…» | 128 |
| | | | 09.09 | Дмитрий Гамолин: «Вы думаете, обманывают только издатели?..» | 26 |
| | | | 02.09 | Вадим Дымов: "В свой брэнд мы больше вкладываем сердца, чем денег…" | 57 |
| | | | 17.06 | Анна Мухина: "Моя студия - это цветок, выросший на очень неблагоприятной почве…" | 40 |
| | | | 10.06 | Рожэ Хэтчуэл: "Мы хотим превратить Cannes Lions из места приятного для посещения в место для посещения обязательное!" | 13 |
| | | | 20.05 | Эндрю Ролинз: «Хорошая креативная идея десятилетней давности и сегодня остается хорошей креативной идеей». | 28 |
| | | | 13.05 | Юлия Дидыченко: "Сильный креатив - вне половых подозрений!". | 47 |
| | | | 29.04 | Лучшая реклама: выбор профи. | 54 |
| | | | 20.04 | Марсио Морейра: "Я предпочитаю хорошую идею, которая плохо воплощена, плохой идее, воплощенной блестяще!". | 60 |
| | | | 19.04 | Жак Сегела: "Реклама - это спонсор демократии". | 44 |
| | | | 08.04 | Александр Алексеев: "Реклама - это замечательный полигон для разного рода испытаний". | 21 |
| | | | 01.04 | Андрей Иванов & Николай Мегвелидзе: "Даже в зачаточном виде Жанна Агузарова в нас не живет!" | 53 |
| | | | 25.03 | Людмила Баушева: «Я работаю в бизнесе, который создает комплексы…» | 141 |
| | | | 18.03 | Сергей Жегло: "Хорошая картинка должна вставлять, бодрить и приподнимать…" | 70 |
| | | | 11.03 | Андрей Амлинский: «Я имею недобрую славу Тайсона российской рекламы…» | 114 |
| | | | 04.03 | Станислав Ушаков: "Я не останусь с грязью в руке…" | 59 |
| | | | 26.02 | Сергей Леликов: "Я с умилением наблюдаю, как работают сетевые агентства…" | 81 |
| | | | 19.02 | Вадим Усков: "В консерватории должен быть огнетушитель..." | 56 |
| | | | 12.02 | Олег Черный: "Я - не лучший. Я - единственный!" | 79 |
| | | | 05.02 | Виталий Шепелев: "Торговать раком мне неохота!" | 45 |
| | | | 29.01 | Борис Бендиков: "Рекламная фотография - это когда за съемку урода платят деньги!" | 59 |
| | | | 22.01 | Эдуард Морадпур: "Творчество - это как любовь. Им надо заниматься вдвоем" | 50 |
| | | ArrayArray
|
|