|
Выпуск 5. 19 февраля
Вадим Усков: "В консерватории должен быть огнетушитель..."
Пили «Киндзмараули», закусывали «Коркуновым» и говорили про брэнды. Часа два. Уж и вино кончилось, и фантиков полная пепельница. А до этого обменялись «мылом». Надеюсь, Вадим не обидится, если я обнародую нашу переписку: читателю (по сути своей вуайеристу) всегда интересна кухня писателя (эксгибициониста). К тому же, это уже начало нашего «реалити шоу».
Вадим, привет! У меня новый проект на составе - колонка «Лига чемпионов».
Влад, привет! Слежу. Как и прежде, восторгаюсь тобой. Оба интервью мне очень понравились. Видны люди.
Время делать туда интервью. Готов?
Я готов. Но я не уверен, что ты прав насчет выбора «чемпиона». К тому же к рекламе как к бизнесу я имею весьма косвенное отношение. Я очень люблю этот старый анекдот, когда у пожарного спрашивают: «Чем отличается скрипка от виолончели?» На что он отвечает, что одна из них дольше горит... Так и я смотрю на творения рекламистов (и задания их заказчиков) больше со своей юридической колокольни. Поэтому может оказаться, что вместо ожидаемого читателями эстетического сравнения искусства соблазнения они увидят банальности про то, что в консерватории должен быть огнетушитель...
Будешь ли в Москве на следующей неделе?
Буду. Я каждую неделю бываю в Москве. Мой секретарь под новый год сообщила мне статистику моих поездок в Москву за 2003 год. Так вот получилось, что поездок «Питер-Москва-Питер» набралось 56. Это при 52 неделях в году. У меня очередной суд по Шнурову и два суда в Арбитраже.
Но, в принципе, я и сам хочу смотаться в Питер - пообщаться с Ритой, Андреем, Валентиной Ивановной, Валерием Абисаловичем...
Буду рад показать тебе свой Питер. Звони!
…Вот эта фраза – «буду рад показать тебе свой Питер» – меня повеселила. И когда мы, наконец, встретились, я первым делом спросил у главы юридической компании «Усков и партнеры», что он имел в виду под «своим Питером»: тюрьмы, суды, следственные изоляторы или места съемок «Бандитского Петербурга»? Оказалось, нет. Иные, вполне нестрашные достопримечательности.
- Итак, какие же у тебя связи с рекламными агентствами?
- Мы работаем со многими агентствами по проверке названий, которые они придумывают для клиентов, оперативно и за небольшие денежки проводим поиск. Продвинутые агентства проверяют словесные знаки на патентную чистоту еще до того, как покажут их заказчику... Работаю я с разными креаторами, и иногда вижу их полную импотенцию. Идут по проторенному пути, предлагают банальности. Допустим, присылают на проверку список из трехсот названий. Я спрашиваю: для чего? «А вот мы хотим один брэнд назвать». Тогда почему у вас здесь двадцать названий цветов, десять названий шахматных фигур, тридцать названий планет? Не пробовали концепцию определить? «А зачем? Клиент платит». И вот это «зачем» вызывает у меня недоумение… Еще мы общаемся, когда приходит клиент и говорит: «А вот мои конкуренты в своей рекламе про меня гадости написали…» Такие суды у нас 10-15 процентов занимают. Но большая часть дел связана с нарушением авторских прав, когда, допустим, кто-то, пытаясь сэкономить свой бюджет, подсаживается на раскрученные брэнды. Когда налицо имитация, мимикрия, паразитирование.
- Это когда «Бленд-а-мед» и «Беламед»?
- Или «Фэйри» и «Флори», и прочие клоны и близнецы. Есть куча подобных судебных споров, в которых мы участвуем. И моя миссия в том, чтобы отношения в рекламе стали более цивилизованными, более уважительными к закону и правам других лиц. Чтобы рекламисты и их клиенты раскручивали брэнды на своих идеях и бюджетах, а не паразитировали.
- Кстати, как ты раскручивал «Ускова и партнеров»? Прибегал к рекламе?
- Многие уверены: для того, чтоб тебя узнали, нужно сделать хорошее объявление, подать его в газету. И несколько лет назад я тоже такую глупость сотворил. Позвонили два человека.
- Ну, дело не в количестве. Может, один из звонивших был Березовским, а другой Абрамовичем!
- Да, нет. Потом пришло понимание, что это не наш путь. Наши клиенты передаются из рук в руки. А после поездки в Америку, где реклама адвокатских услуг запрещена вообще, я никакой прямой рекламой не занимался. Хорошие адвокаты известны и им реклама не нужна. Известность к нашей фирме пришла с громкими судебными делами. Интерес, возникший у прессы к нашим клиентам и спорам, косвенным образом рекламирует и нас.
- Рекламное сообщество стало цивилизованнее?
- Честно, я рассчитывал на большую динамику, но, конечно, рынок изменился. Отношения стали более формально вежливыми, более приличными. Но по сути своей не сильно изменились. По количеству судебных споров рынок остался диким. Рекламисты судятся, когда на них уже наехал Антимонопольный комитет, или конкуренты между собой, но чаще всего разборки и междусобойчки имеют досудебный порядок. Это не признак цивилизованности рынка, а признак его полубандитского состояния. Мне приходилось бывать таких «стрелках», и это сильно напрягало: ощущение, будто в прошлое попал. Только делается все с другим лицом, корректно с юридической точки зрения. Например, банкротится чья-то фирма, посылается туда налоговая инспекция. Раньше посылали бандитов…
- Ты упомянул тут слово «миссия». А я вчера имел ужин с двумя милыми академиками российской рекламы, и они меня спросили: какая у тебя миссия? «Нет, говорю, у меня никакой миссии». А как же ты, видный журналист, живешь без миссии? Плохо… И потом эти господа стали внушать мне, что реклама должна быть моральной и этичной, белой и пушистой, и что ролик компьютеров iRu, где «друзей заказывают», это полная бездуховность и безнравственность. А вот они - хорошие ребята, делают добрую рекламу, без насилия и жестокости... «О’кей, говорю я, но при этом вы ведете свои дела так, что ради победы в тендере можете запросто задушить конкурента, по трупам пойдете!» Что же ты хочешь, отвечают, это бизнес…
- Мы не придумывали себе миссию. Но однажды возник вопрос: а ради чего мы деньги-то зарабатываем? Для чего это все? И в итоге мы разобрались. И пришли к тому, что наша задача способствовать цивилизации, показывая, в том числе, и судебными способами, что хорошо, а что нет. Я считаю, что цивилизованность рекламного рынка зависит от внутренней культуры заказчика, а не рекламиста. Когда приходит клиент с кучей денег и говорит: «А хочу, чтобы было так!», ему трудно противостоять.
- Бывает, что ты отказываешь клиентам?
- Когда ко мне приходили алкогольщики и спрашивали: «А как бы нам обойти закон, чтобы рекламировать свою продукцию?», я отвечал: «Я знаю примерно десять приемов, как обойти закон, но помогать вам не буду, потому что мои принципы мне не позволяют».
- Какой ты правильный-то!
- Это не потому, что я боюсь поссориться с МАПом, с которым тесно работаю. Просто я считаю неправильным само желание обойти закон. Хотя, если честно, я и сам закон об обороте этилового спирта считаю неправильным. Изобретаются все более изощренные способы его обойти. По-моему, если бы запретительные нормы отпали, тогда б и пыл рекламистов поуменьшился, и производители алкоголя стали бы меньше рекламировать свою продукцию. Это только запретный плод сладок, вот они и рвутся. По-моему, очередной показ «Иронии судьбы» влияет на желание выпить лучше всякой рекламы…
- Наверное, закон о рекламе ты знаешь как «Отче наш». Что бы ты оттуда убрал, будь твоя воля?
- Ну, тут двумя словами не обойдешься. Начиная с определения, из которого непонятно, что же такое реклама. По этому поводу внутри Антимонопольного комитета было специальное разъяснение, вот его и нужно было положить в основу. Реклама рекламе рознь. В общем, начиная с определения и кончая теми анахронизмами, которые были продиктованы ситуацией того времени, эпохой середины 90-х, когда закон принимался. Жизнь меняется, и закон должен поменяться. Он состряпан на коленках, я слишком хорошо знаю этот «колбасный цех», и ошибок в формулировках, во взаимосвязи статей очень много. Допустим, голос в радиорекламе – это образ или не образ? Или как быть с несовершеннолетними в рекламе товаров, которые предназначены возрастной аудитории от нуля до старческого возраста? Один из первых споров, помню, был по поводу одной из реклам «Проктера»: а вот там у вас дети в массовке участвуют, это нехорошо! Бред! И сейчас сами маповцы к ряду статей подходят более снисходительно и лояльно, потому что при формальном подходе запретить можно любую рекламу. Я не призываю к более размытым формулировкам, я призываю к более понятным критериям. В рекламе товаров, не предназначенной детям, например, презервативов, запрет на использование образов несовершеннолетних логичен.
- Постой, но вот прекрасный западный ролик, реклама тех же кондомов: отец и сынишка приходят в супермаркет, и этот истеричный малыш требует что-то купить, начинает орать благим матом, бросается на пол, сучит ногами. Сочувственный голос за кадром: «Надо было пользоваться презервативами». И логотип конкретной марки. Ну ведь клево! А по нашему закону такой ролик сделать нельзя.
- Ты прав.
- Я тут прочитал недавно твой комментарий по поводу ситуации с одним персонажем, который регистрирует на себя чужие названия, известных западных марок, а потом предлагает законным владельцам их выкупить. И так жестко по нему прошелся…
- Патентным рэкетиром я его назвал.
- Он тебя в суд не потянул?
- Я бы с удовольствием пошел! Это господин Чернышов, руководитель «Моспатента». Я готов отвечать за свои слова. Я считаю его бизнес неэтичным, он хапает то, что плохо лежит. Такие люди позорят патентный рынок. Россия предстает на мировой арене с лицом этого рэкетира. И мои клиенты, тот же Procter & Gamble, говорят: «Слушайте, мы знаем, что патентный рэкет – это явление не чисто российское, как и пиратство, это во всем мире, но должна быть какая-то этика…» После той статьи Чернышов позвонил мне, но почему-то представился моим одноклассником Юрой, а у нас в классе всего восемь пацанов было, и среди них ни одного Юры. А когда он на хрип и крик перешел, я говорю: что это с вами, господин Чернышов?!
- Ты себя можешь назвать удачливым адвокатом?
- Не знаю. Как человек я вполне удовлетворен и счастлив. Я занимаюсь любимой работой, рядом есть люди, которые разделяют мои взгляды, я не переживаю, что не хватает трех копеек на хлеб. Я не верю юристам, которые говорят, что не проиграл ни одного дела. Я проигрывал. И не стыжусь этого. Есть много моментов, которые влияют на ситуацию. Допустим, весомая категория моих оппонентов и их административные рычаги. Против властей Москвы московские суды не пойдут.
- И так называемое «Басманное правосудие», которое стало уже метафорой, развито по всей стране или только в столице?
- Увы. Судопроизводство как было телефонным, так и остается… К вопросу о счастье. Я счастлив отношениями с клиентами, потому что работа дает мне возможность общаться с личностями уровня Пугачевой, Шнурова или Грефа. Я могу им помочь, когда им плохо. Этим я дорожу. Допустим, приходит ко мне недавно один писатель и говорит: «Меня издательство обидело». Какое издательство и сколько они вам должны? «Такое-то, полторы тысячи долларов». Я набираю телефон владельца этого издательства, а он мой клиент: «Товарищ, ты тут обидел человека… Я могу пойти на тебя судом, есть основания. Но не проще ли тебе по-хорошему извиниться и дать человеку денег?» Издатель тут же отвечает: «Пусть завтра приходит». Я пересказываю это писателю, а он не понимает: что происходит, как… У многих, чей бизнес так или иначе связан с авторскими правами, есть представление о нашей конторе как об очень влиятельной, и они предпочитают не доводить дело до суда.
- Ох, надо и мне к тебе обратиться. А тут некая бульварная газета «Комок» недавно взяла и перепечатала без спросу из глянцевого журнала мое роскошное интервью, а гонорар, суки, собаки, пираты позорные, не платят! Мало того, что нанесли мне невыносимые моральные страдания, поместив мое светлое имя на свои желтые полосы, так еще и бабки зажали!
- Давай попробуем.
- Кстати, как ты ищешь себе клиентов?
- Я никогда ни за одним клиентом не бегал: вот, мол, про вас тут гадости написали, давайте я вас буду защищать. И бегать не буду… Судиться в нашей стране с каждым годом становится все забавнее. Поскольку судопроизводство все более и более непредсказуемо, цинично и административно управляемо, чем раньше. К сожалению… И Ходорковский – это лишь вершина айсберга. Ты же знаешь ситуацию с «Детским миром». Мы проиграли во всех инстанциях вполне очевидное дело. До сих пор существует ГОСТ, согласно которому магазин с площадью более 2 с половиной тысяч квадратных метров, торгующий детскими товарами, должен называться «Детским миром». И вдруг одно лицо регистрирует на себя товарный знак «Детский мир». И ничего не докажешь! И 149 магазинов «Детский мир» по всей стране должны с этим смириться.
- Не удивлюсь, если скоро кто-то зарегистрирует на себя слово «майонез» или «булочная»!
- Вот тебе пример. НТВ зарегистрировало на себя товарный знак «Новейшая история», в том числе по 16 классу – «печатные издания». Таким образом, авторы всех школьных учебников по новейшей истории нарушают права НТВ! Бред? Полный! И зарегистрировали они его за девять дней. При том, что обычно знак в нашей стране регистрируется в течении полутора лет. Ускоренная регистрация – шесть месяцев, супер-ускоренная – четыре месяца. НТВ боролось с Киселевым, который делал передачу «Новейшая история», и решило отобрать знак.
- Я не очень понимаю смысла. Ведь можно назвать программу «Новейшая история с бантиком» и это будет уже другое название!
- А во многих судилищах смысла нет вообще!
- Костер амбиций?
- Ну, да. И я все чаще чувствую себя психотерапевтом, а не юристом, потому очень часто клиентов приходится спрашивать: «Ребята, а что вами движет?» И оказывается, амбиции. Амбиции и внутренние комплексы...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArray | 23.12 | Бескомпромиссные итоги рекламного года. Выбор Васюхина. | 73 |
| | | | 16.12 | Игорь Гурович: «Имеет смысл пестовать себя!..» | 39 |
| | | | 09.12 | Фредерик Бегбедер: «Я – ломщик рекламы!..» | 138 |
| | | | 02.12 | Олег Тиньков: «Великий человек не должен говорить, что он великий…» | 104 |
| | | | 18.11 | Алексей Фадеев: «Талантливому человеку неинтересно делать упаковку!..» | 63 |
| | | | 11.11 | Гор Григорян: «Я – грозный, гордый, живущий в горах…» | 20 |
| | | | 04.11 | Боб Куперман: "Не смотрите на Америку!.." | 33 |
| | | | 28.10 | Иван Квасов: «Реклама – это высокий взлет и заземление на товаре…» | 61 |
| | | | 21.10 | Олег Попенко: «Я не умею раздавать пинки!..» | 16 |
| | | | 30.09 | «Сибирский децибел»: аборты или аптеки? Нет, японская баня! | 44 |
| | | | 16.09 | Маргарита Васильева: «Я запустила вирус, и он благополучно размножился…» | 128 |
| | | | 09.09 | Дмитрий Гамолин: «Вы думаете, обманывают только издатели?..» | 26 |
| | | | 02.09 | Вадим Дымов: "В свой брэнд мы больше вкладываем сердца, чем денег…" | 57 |
| | | | 17.06 | Анна Мухина: "Моя студия - это цветок, выросший на очень неблагоприятной почве…" | 40 |
| | | | 10.06 | Рожэ Хэтчуэл: "Мы хотим превратить Cannes Lions из места приятного для посещения в место для посещения обязательное!" | 13 |
| | | | 20.05 | Эндрю Ролинз: «Хорошая креативная идея десятилетней давности и сегодня остается хорошей креативной идеей». | 28 |
| | | | 13.05 | Юлия Дидыченко: "Сильный креатив - вне половых подозрений!". | 47 |
| | | | 29.04 | Лучшая реклама: выбор профи. | 54 |
| | | | 20.04 | Марсио Морейра: "Я предпочитаю хорошую идею, которая плохо воплощена, плохой идее, воплощенной блестяще!". | 60 |
| | | | 19.04 | Жак Сегела: "Реклама - это спонсор демократии". | 44 |
| | | | 08.04 | Александр Алексеев: "Реклама - это замечательный полигон для разного рода испытаний". | 21 |
| | | | 01.04 | Андрей Иванов & Николай Мегвелидзе: "Даже в зачаточном виде Жанна Агузарова в нас не живет!" | 53 |
| | | | 25.03 | Людмила Баушева: «Я работаю в бизнесе, который создает комплексы…» | 141 |
| | | | 18.03 | Сергей Жегло: "Хорошая картинка должна вставлять, бодрить и приподнимать…" | 70 |
| | | | 11.03 | Андрей Амлинский: «Я имею недобрую славу Тайсона российской рекламы…» | 114 |
| | | | 04.03 | Станислав Ушаков: "Я не останусь с грязью в руке…" | 59 |
| | | | 26.02 | Сергей Леликов: "Я с умилением наблюдаю, как работают сетевые агентства…" | 81 |
| | | | 19.02 | Вадим Усков: "В консерватории должен быть огнетушитель..." | 56 |
| | | | 12.02 | Олег Черный: "Я - не лучший. Я - единственный!" | 79 |
| | | | 05.02 | Виталий Шепелев: "Торговать раком мне неохота!" | 45 |
| | | | 29.01 | Борис Бендиков: "Рекламная фотография - это когда за съемку урода платят деньги!" | 59 |
| | | | 22.01 | Эдуард Морадпур: "Творчество - это как любовь. Им надо заниматься вдвоем" | 50 |
| | | ArrayArray
|
|