|
Выпуск 7. 4 марта
Станислав Ушаков: "Я не останусь с грязью в руке…"
Предупреждаю сразу: будет суховато. Ведь это второе интервью за 20 лет моей карьеры, сделанное заочно, когда ответы получены в письменном виде. Первое было с Ренатой Литвиновой для «Огонька». Ну, экзальтированная Ренаточка, великая писательница земли русской, всем журналам ставила тогда такое условие. А с 22-летним Стасом Ушаковым все гораздо проще: он живет далеко от Москвы, земляк Горбачева и Логвина. Вот и пришлось сыграть в пинг-понг по электронной почте.
Представляю, как вы пожали плечами: «Что за Ушаков? Впервые слышу…» Для меня самого сегодняшний герой – «темная лошадка». Общались мы только по «мылу». А вдруг он – виртуальная мистификация?
Называя рубрику «Лигой чемпионов», я понимал, конечно, что дразню гусей. Что будут раздраженные, чтоб не сказать завистливые реплики относительно моих собеседников: «И это для тебя – чемпион?! Да я тебе таких картинок и слоганов два десятка нарисую! Да у нас таких креаторов пол-агентства ходит!..» Но, виноват, желание открывать свежие имена и плыть вольным стилем поперек ожиданий публики (а это самое главное – поперек ожиданий) мешает мне приглашать хорошо известных (или, как говорят на журналистском сленге, затасканных) передовиков рекламной индустрии.
Вот и Кирилл Смирнов, креативный директор столичного DDB, прочитав интервью с юристом Усковым («прикольный дядечка!»), написал намедни: «У меня для твоей «Лиги», кстати, есть интересные ребята: ко мне вышла на работу замечательная пара – Андрей Иванов и Коля Мегвелидзе (экс-ББДО), они суперживые и как нельзя лучше подойдут к твоему формату. Есть еще один мегаинтересный парень – Игорь Шагов. Он, наверное, единственный в этом городе вменяемый сторибордист: все (!) или почти все сториборды, которые выходят из верхней десятки агентств, рисует он. Могу организовать рандеву. Я тебе с радостью помогу в плане новых людей, сколько можно мусолить скучных старикашек типа Лутца, Амлинского или меня...»
«Старикашке» Смирнову – special thanks! Как и всем, кто нашел время и охоту откликнуться на мою увертюру. Ведь начиная этот проект, я, играя в демократию, спрашивал (цитирую «Влад-салат» №44): «С кем вы хотели бы прочитать интервью? Кто, на ваш взгляд, чемпион и почему? Учтите, что я хочу представить новые яркие имена. Хочу рассказывать о талантливых людях из российской провинции (готов ездить в командировки). Разумеется, мои постоянные и любимые герои – Андрей Логвин, Игорь Лутц, Кирилл Смирнов или Слава Бубнов попадут в «Лигу чемпионов» так и так, но чем больше будет в ней незнакомых или малознакомых (но достойных!) лиц, тем лучше. Приходит время наглых дебютантов! Самовыдвижение приветствуется!»
И, вы знаете, клюнули! Пришло десятка полтора предложений. Что-то из «заказов» уже выполнено, что-то в планах, на какие-то кандидатуры я ответил вежливым отказом. А сегодня как раз и представлю «самовыдвиженца».
«Здравствуйте, Влад. Пишет вам Станислав Ушаков. У меня возникла идея пообщаться с вами в «Лиге чемпионов». Чемпионом себя не считаю, а вот наглым дебютантом, пожалуй. Мое самовыдвижение основывается на скромных успехах и нескромных, но реальных мечтах.
Мне 22. Живу в Ставрополе. Примерно год назад (тогда я еще работал в РА «Ферзь») я узнал о конкурсе «Новые имена в рекламе», проводимом киевским Adell Saatchi&Saatchi, и решил принять участие. Тема была «СПИД против тебя», я сделал работу AIDSPIRIN. Попал в шорт-лист. С тех пор все и началось. После этого было 3-е место на V Казанском фестивале региональной рекламы и PR «Да+еж!». Потом 2-е место на фестивале малобюджетной рекламы «Идея! 2003», в Новосибирске. Принимал участие в Студенческом фестивале рекламы Miracle и в 13-ом ММФР (будь он не ладен). Буквально на днях узнал о том, что занял 2-е место на Всероссийском конкурсе социальных плакатов «Разные, но равные», организованном Союзом дизайнеров России и Всероссийским обществом инвалидов.
В общем, в 2003 году я ворвался… По гороскопу я – Лев, и мечта моя банальна: получить «Льва». Сейчас я не зарабатываю как копирайтер (у меня маленький бизнес, связанный с рекламой), но хотел бы. И, по-моему, у меня немного получается. Но в Ставрополе сложно делать по заказу, что- то нестандартное, оригинальное. А переехать в Москву в ближайший год я не могу (хотя в дальнейшем планирую). Поэтому вся моя творческая деятельность заканчивается конкурсами и фестивалями.
Пообщаться с Вами я хочу не ради наживы или славы, а ради искреннего и полезного общения и спортивного интереса. Посылаю Вам несколько своих работ».
Вот таким было первое письмо, полученное в конце декабря. И вот такие работы прислал Стас…
Скажу прямо: бурных восторгов картинки у меня не вызвали, но почему бы не рискнуть? И мы начали обмен мейлами.
С.У.: Привет, Влад. ОК. Переходим на ты.
В.В.: У тебя явно есть родственники, такие конкретные «кубанские казаки», которые говорили или говорят до сих пор: «Стасик, детка! Какой фигней ты занимаешься! Бросай на х… эту рекламу и найди себе приличную работу!» Как ты реагируешь на подобные реплики?
С.У.: Ну, таких уж темных родственников у меня нет (хотя в роду казаки есть). Зато есть родной дядя, один из известных нижегородских художников и архитекторов. И он очень рад за меня, и поддерживает мое начинание.
В. В.: Закончи фразу: «Для меня реклама – это...»
С. У.: Я считаю: реклама – это искусство, а для меня еще и удовольствие от творчества.
В.В.: Уверен, многие насчет искусства не согласятся... Это, наверное, о тебе говорил Клод Хопкинс, классик жанра: «Работники рекламы забывают свою роль. Забывают, что они – продавцы, пытаются быть реформаторами. Вместо продаж они ищут аплодисментов».
С.У.: Реклама передает вдохновение от творца – к зрителю, читателю, потребителю. Когда видишь очередной рекламный шедевр, то получаешь если не очищение духа при помощи «страха и сострадания», то, по крайней мере, не меньшее наслаждение, чем от «Стога сена» Клода Моне. В любом случае реклама должна вызывать эмоции и чувства, должны появляться короткое замыкание, разряд нервной энергии… Как я загнул?!
В.В.: Но у этого вида творчества обязательно есть заказчик и наши «разряды нервной энергии» кто-то оплачивает. Поэтому продолжи еще одну фразу: «Хороший клиент – это…»
С.У.: Хороший клиент – это амбициозный, умный, открытый и, что очень важно, с чувством юмора. Клиент, который понимает, какую цель он преследует, и какой результат хочет получить. Но это в идеале. А чаше заказчик не знает, что ему нужно и зачем. Или заявляет, что хочет круче, чем у конкурента, и рост продаж на 500%. Часто я не берусь за возможный заказ, если понимаю, что мой креатив будет заключаться в сканировании тупых фоток из убогого каталога или журнала, и подстановке дежурных текстов и фраз, изобретенных заказчиком... Я не зажрался и мне нужны деньги. Но у меня есть возможность выбирать. И справедливости ради надо сказать, что клиенты меняются в лучшую сторону, прогрессируют, приходят молодые профессионалы.
В.В.: Значит, плохой клиент – это не ставящий высокой планки, глупый, закрытый и неюморной?
С.У.: Самый отвратительный клиент – это один гад, который не заплатил за заказ (не буду показывать пальцем, он и сам поймет).
В.В.: Ты ему как-то отомстил?
С.У.: Нет. Я просто получил бесценный опыт. Почти задаром.
В.В.: Кстати, об опыте. Один из моих собеседников, Вадим Усков, прислал на днях совет: «Для того, чтобы усилить воспитательную функцию твоего проекта (если ты, конечно, сочтешь это нужным), я предлагаю задавать всем чемпионам вопросы о том, как они преодолевали свои комплексы, трудности, отсутствие необходимых знаний, умений и пр. То есть, что помогало им преодолевать себя? Может, эти примеры подскажут читателям варианты разрешения кризисов внутреннего роста. Во всяком случае, тем, кто стремится расти…» Вот и попробуй ответить первым!
С.У.: Мне трудно давать какие-то советы, потому что я сам еще пытаюсь расти и преодолевать трудности и себя (как в анекдоте: учусь жить, работаю над собой). Нужно получать удовольствие от того, чем занимаешься. Один из самых сильных стимулов - видеть результат. Мне, например, очень помогает участие в различных конкурсах и фестивалях. Выигрыш помогает почувствовать в себе уверенность и потенциал, а проигрыш заставляет задуматься, что-то изменить, переосмыслить, над чем-то поработать.
В.В.: Твой возраст мешает общаться с клиентами на равных?
С.У.: Не мешает. Все-таки люди меняются. Многим наоборот интересно узнать, послушать, что скажет молодой специалист. Иногда приходишь к заказчику по одному делу, а он начинает советоваться по другим вопросам (как лучше, спрашивает, оформить витрину супермаркета). Хотя проскальзывает иногда недоверие...
В.В.: Испытывал ли ты на собственной коже правоту этой известной фразы, что обидеть художника может каждый?
С.У.: Да. Бывает. Как Лев (по гороскопу), на любую критику я реагирую немножко нервно. Но если она исходит от профессионала, то, возможно, я приму и сделаю выводы. Несколько раз мне говорили, что мои работы слишком сложные, в них надо вдумываться. Или что у меня не хватает мастерства качественно реализовать неплохие идеи. С последним я скорее соглашусь.
В.В.: На сегодняшний момент твой самый большой рекламный гонорар это сколько?
С.У.: Самый большой – это премия в конкурсе «Разные, но равные» (25 000 рублей).
В.В.: После призов и премий ты почувствовал себя первым парнем на деревне?
С.У.: Конечно, это позволило почувствовать уверенность в себе. А первым я себя не считаю, но чувствую потенциал (не только для деревни).
В.В.: Что представляет собой рекламный мир Ставрополя?
С.У.: В Ставрополе существует более 50 агентств (отделов продаж СМИ, и пр.). Лидер региона – агентство полного цикла «Ферзь» , в котором я работал. Сейчас они преобразовались в «Видео Интернешнл Ставрополь» или «ВИСТ». Есть небольшие узконаправленные агентства, которые занимаются только наружкой, полиграфией, BTL или производством. И частники (freelance), которые занимаются дизайном, фотографией или посредничеством. Насчет гениев не знаю, а талантливые ребята есть. В том же «Ферзе» неплохой отдел производства, в котором работают действительно талантливые креативщики. В 2002 году они заняли первое место на ММФР с классной серией аудиороликов. Так же у них было несколько побед на «Идее», «Сибирском децибеле» и т. п. Насколько я знаю, в городе нет ни ассоциации, ни объединения рекламщиков. Конкурируют друг с другом стихийно, часто переманивая клиентов, используя различные связи, откаты...
В.В.: Почему все (или почти все) талантливые и небезнадежные провинциалы рвутся в Москву? Есть ли у тебя собственный план «штурма» столицы?
С.У.: Москва для меня – это не цель, а средство. Как для пловца Александра Попова то, что он тренируется в Австралии и Швейцарии, это всего лишь средство для завоевания олимпийских медалей. Там у него есть все условия для тренировок (просто я занимался плаванием). А штурмовать Москву я не собираюсь, так же, как и не испытываю иллюзий по поводу столицы. Но мне очень нравится Москва! Как точно заметил тебе в интервью Сергей Пронин, в Москву приезжают те, кто готов побороть в себе страх.
В. В.: То есть, ты не боишься, что не сложится и придется возвращаться в родные пенаты?
С.У.: По поводу боязни вернуться, скажу словами Лео Бернетта, которые стали для меня уже жизненным девизом: «Если попытаетесь достать звезды, можете не ухватить ни одной, но в любом случае вы не останетесь с грязью в руке».
В.В.: Признайся, Стас, ты когда-нибудь «экспроприировал» чужие идеи?
С.У.: Никогда! Признаюсь, что пару раз использовал «ворованные» фотографии (из Интернета и из клипартов). И то по бедности. Но идеи никогда. Да и воровать-то особо нечего.
В.В.: Нет идеи. Знакомое состояние? Что ты делаешь в таком случае?
С.У.: Такое бывает редко. И у меня есть свой способ стимулировать появление идей: я листаю журнал «Деньги». Там много отвлеченных фотографий и иллюстраций на разные темы.
В.В.: Как ты относишься к агрессивной рекламе? И может ли неагрессивный по характеру человек делать что-то эпатажное?
С.У.: Сам я человек неагрессивный. А агрессия, как сказал какой-то философ, идет от страха... Неагрессивный человек, наверное, может делать агрессивную рекламу, тут дело не в человеческих качествах, а в направлениях мысли. Помню, на анти-СПИДовом конкурсе в Киеве победил плакат, где было изображено сердце в презервативе. На мой взгляд, немножко отвратительно... Хотя в социальной рекламе иногда можно и нужно использовать агрессию. Шок в коммерческой рекламе мне не нравится. Хотя, как и в социалке, там есть работы, которые пугают и страшат, а есть те, что говорят: если будешь делать так-то, с тобой все будет хорошо. Вообще люблю рекламу тонкую, с оптимизмом и юмором.
В. В.: Напоследок несколько вопросов блиц. У тебя есть кумиры?
С.У.: В рекламе авторитеты для меня – Лео Бертнетт, Дэвид Огилви, Юрий Грымов, Артемий Лебедев, Андрей Логвин.
В.В.: Ты сам попадал под воздействие рекламы?
С.У.: Конечно! «Тинькофф», например. Помимо того, что мне нравится само пиво (особенно, темное), реклама создает притягательный образ, ведь подкупает не реклама, а образ. Черно-белые сны и все такое... А еще, пожалуй, Apple. Стив Джобс, бесспорно, создал неповторимую, волшебную ауру вокруг свои «яблок». Однажды на вопрос: «Что делает операционную систему MacOS X великой?», он ответил: «Мы сделали кнопочки на экране такими хорошенькими, что вам захочется лизнуть их!».
В.В.: Вообрази: все рекламодатели мира стоят к тебе в очередь. Для кого ты хотел бы сделать рекламу?
С.У.: Для Apple, потому что уважаю компанию и восхищаюсь ее слоганом «Думай иначе». Для Nike, потому что я люблю спорт и их минималистский логотип. И для издательского дома «КоммерсантЪ», поскольку я его поклонник и убежденный читатель.
В.В.: Где и в каком качестве ты видишь себя лет через десять?
С.У.: Сложный вопрос. Думаю, у меня будет свое дело, свой бизнес. Хотелось бы возглавить молодое, выделяющееся от остальных нестандартными идеями и инновационными методами работы, агентство. Главное, чтоб не было жестких рамок, ограничений для творчества. Возможно, за эти десять лет, я внесу свой вклад в российскую рекламу, оставлю «след льва». Где это будет происходить? Надеюсь в Москве.
В.В.: Интересно услышать твой прогноз насчет будущего рекламы…
С.У.: Не важно, какие новые технологии, материалы или СМИ появятся, главное – реклама должна стать более креативной, оригинальной, уникальной. Мне кажется, выживет только реклама в стиле фанк.
В.В.: Что могло бы заставить тебя бросить заниматься рекламой?
С.У.: Если посчитаю, что достиг всего, и потеряю стимул, когда реклама станет для меня не творчеством, а рутиной. Тогда займусь туристическим бизнесом, и открою гостиницу в Домбае. Бывал в тех местах?
В.В.: Нет. Как бы ты охарактеризовал себя одним прилагательным?
С.У.: Свободный. И в творчестве и в жизни.
В.В.: Не боишься, что добрые читатели, прочитав это интервью, отвесят тебе пару ласковых?
С.У.: Нет, не боюсь. Мне было бы интересно узнать мнение о моих работах со стороны. А на всякую тупость я внимания не обращаю. Да и не злобные они вовсе, просто у каждого свое мнение. Хотя иногда прикалываются жестко…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ArrayArrayArrayArray | 23.12 | Бескомпромиссные итоги рекламного года. Выбор Васюхина. | 73 |
| | | | 16.12 | Игорь Гурович: «Имеет смысл пестовать себя!..» | 39 |
| | | | 09.12 | Фредерик Бегбедер: «Я – ломщик рекламы!..» | 138 |
| | | | 02.12 | Олег Тиньков: «Великий человек не должен говорить, что он великий…» | 104 |
| | | | 18.11 | Алексей Фадеев: «Талантливому человеку неинтересно делать упаковку!..» | 63 |
| | | | 11.11 | Гор Григорян: «Я – грозный, гордый, живущий в горах…» | 20 |
| | | | 04.11 | Боб Куперман: "Не смотрите на Америку!.." | 33 |
| | | | 28.10 | Иван Квасов: «Реклама – это высокий взлет и заземление на товаре…» | 61 |
| | | | 21.10 | Олег Попенко: «Я не умею раздавать пинки!..» | 16 |
| | | | 30.09 | «Сибирский децибел»: аборты или аптеки? Нет, японская баня! | 44 |
| | | | 16.09 | Маргарита Васильева: «Я запустила вирус, и он благополучно размножился…» | 128 |
| | | | 09.09 | Дмитрий Гамолин: «Вы думаете, обманывают только издатели?..» | 26 |
| | | | 02.09 | Вадим Дымов: "В свой брэнд мы больше вкладываем сердца, чем денег…" | 57 |
| | | | 17.06 | Анна Мухина: "Моя студия - это цветок, выросший на очень неблагоприятной почве…" | 40 |
| | | | 10.06 | Рожэ Хэтчуэл: "Мы хотим превратить Cannes Lions из места приятного для посещения в место для посещения обязательное!" | 13 |
| | | | 20.05 | Эндрю Ролинз: «Хорошая креативная идея десятилетней давности и сегодня остается хорошей креативной идеей». | 28 |
| | | | 13.05 | Юлия Дидыченко: "Сильный креатив - вне половых подозрений!". | 47 |
| | | | 29.04 | Лучшая реклама: выбор профи. | 54 |
| | | | 20.04 | Марсио Морейра: "Я предпочитаю хорошую идею, которая плохо воплощена, плохой идее, воплощенной блестяще!". | 60 |
| | | | 19.04 | Жак Сегела: "Реклама - это спонсор демократии". | 44 |
| | | | 08.04 | Александр Алексеев: "Реклама - это замечательный полигон для разного рода испытаний". | 21 |
| | | | 01.04 | Андрей Иванов & Николай Мегвелидзе: "Даже в зачаточном виде Жанна Агузарова в нас не живет!" | 53 |
| | | | 25.03 | Людмила Баушева: «Я работаю в бизнесе, который создает комплексы…» | 141 |
| | | | 18.03 | Сергей Жегло: "Хорошая картинка должна вставлять, бодрить и приподнимать…" | 70 |
| | | | 11.03 | Андрей Амлинский: «Я имею недобрую славу Тайсона российской рекламы…» | 114 |
| | | | 04.03 | Станислав Ушаков: "Я не останусь с грязью в руке…" | 59 |
| | | | 26.02 | Сергей Леликов: "Я с умилением наблюдаю, как работают сетевые агентства…" | 81 |
| | | | 19.02 | Вадим Усков: "В консерватории должен быть огнетушитель..." | 56 |
| | | | 12.02 | Олег Черный: "Я - не лучший. Я - единственный!" | 79 |
| | | | 05.02 | Виталий Шепелев: "Торговать раком мне неохота!" | 45 |
| | | | 29.01 | Борис Бендиков: "Рекламная фотография - это когда за съемку урода платят деньги!" | 59 |
| | | | 22.01 | Эдуард Морадпур: "Творчество - это как любовь. Им надо заниматься вдвоем" | 50 |
| | | ArrayArray
|
|