|
MBA: "...учат в школе, учат в школе…" … о том, что не возможно
выучить по книжкам!
Итак, мы начали учиться.
Наша 11-месячная MBA программа делится на четыре семестра. И в первом
семестре у нас шесть предметов:
Marketing Management Applied
Microeconomics Management Accounting Leadership 1 Management of
IT Group Process Series
Расскажу о каждом по-порядку :-)
Marketing Management Первой лекцией оказался именно Маркетинг. То,
что в название предмета добавлено слово Management (Менеджмент) говорит о том,
что нам, как будущим управленцам придется иметь дело с принятием стратегических
управленческих решений в области маркетинга, нежели заниматься самим
маркетингом. Среди таких решений: выход на новые рынки, запуск новых продуктов,
определение выигрышной ценовой политики для продукта и так далее.
Профессор - Херман Копп - на первом занятии объяснил нам правила игры: к
каждому уроку мы должны подготовить кейс, по этому кейсу одна из групп делает
презентацию, после которой кейс обсуждается в классе.
Для того чтобы подготовиться теоретически, к каждому кейсу (кейс
соответствует определенной теме: брендинг, сегментация рынка и позиционирование,
стратегии конкурентной борьбы, стратегии дистрибуции и т.д.) прилагается список
литературы - книг и статей. За участие в дискуссии ставится оценка! И эта оценка
на 50% определяет финальную оценку по предмету. Так что в данном случае,
молчание на уроке совсем не золото и даже не серебро! Хочешь - не хочешь, можешь
- не можешь, а говорить нужно! И по делу! Для примера, чтобы всем было
понятно что и как, мы прямо в классе разобрали коротенький и простенький кейс
про рекламное агентство, которое все никак не может решиться, стоит ли ему
оставаться в своей нише - первоклассного креатива или же по зову рынка начать
предоставлять своим клиентам консалтинговые услуги в области стратегического
развития бизнеса, как то: открытие новой продуктовой категории, диверсификация
бизнеса и т.д. Обсудили… :-)
После чего нам был выдан первый кейс, решить который нужно было к следующему
уроку. Следующий урок - через три дня. То, что я увидела, когда пришла домой и
открыла кейс, повергло меня в шок! Мало того, что это пятьдесят страниц текста
на английском со специфической лексикой (это значит, что несмотря на свободное
владение английским языком, вы смотрите каждое второе слово в словаре!), так это
еще и десятки таблиц, огромное количество цифр для анализа, данные маркетинговых
исследований и Бог знает что еще! И все это для того, чтобы ответить на простой
вопрос - стоит ли компании Nestle запускать определенный продукт на американский
рынок или нет! Цена вопроса: 45 миллионов долларов!! И просто прочесть текст (и
плюс 150 - 200 страниц литературы к кейсу) - недостаточно! Нужно принять
решение: осознанное, обоснованное, взвесив все за и против, опираясь на знание
теории, собственный практический опыт и … цифры! Не знаю, как другие, но я к
такому была не готова, по крайней мере, в первый день учебы. После нескольких
минут отчаянного размышления на тему "Шеф, все пропало!…" я сделала то, что,
видимо и ожидалось от меня, как начинающего MBA-студента: зарылась в учебники по
маркетингу, пытаясь разобраться, что же мне делать-то с компанией Nestle
:-)..
Решение мне далось крайне тяжело - не покидало чувство, что мне чего-то не
хватает: времени, чтобы все еще раз как следует взвесить, знаний, чтобы верно
интерпретировать данные исследований, компетенции на Американском рынке, чтобы
не ошибиться в потребительских предпочтениях и не завалить весь проект… Ощущение
сравнимо с чувством, которое вы испытали бы, если бы вас попросили управлять
самолетом, а вы понятия не имеете, как это делать! И никаких шансов избежать
этого эксперимента, со всеми вытекающими отсюда последствиями, нет! Приходиться
учиться по ходу дела. Как я поняла позже, в этом и есть основное отличие
кейс-стади от всех других методов обучения. Ну невозможно такое прочувствовать,
просто читая книжку по маркетингу лежа дома на диване!
К моей огромной радости, с Nestle я справилась неплохо - расчеты по объему
потенциального рынка сделала верно, не ошиблась в оценке пробных и повторных
покупок. С ценовым позиционированием могла бы справиться лучше, конечно, но для
первого раза, сказали, очень хорошо!
Опыт был немного болезненный, но положительный, так как сразу задал стандарт
качества тех решений, которые придется принимать в будущем: всегда при нехватке
времени, отсутствии полной информации и том уровне компетенции, который есть на
текущий момент! С того дня маркетинг стал одним из самых моих любимых предметов.
Чувствую теперь себя в нем как рыба в воде, в чем очень, конечно, помогает мой,
как говорят здесь, профессиональный "бэкграунд" - опыт работы в сфере брендинга
- в Depot WPF. С другими предметами несколько иначе…
Management Accounting По-русски это управление корпоративной
бухгалтерией, а именно процессами, которые ведут фирму либо к прибыли, либо к
убыткам. Сюда относятся такие аспекты как составление бюджета, оценка
себестоимости отдельного продукта, продуктовой линейки, определение прибыльности
клиента, ценообразование, оценка стоимости интеллектуального капитала и прочие
страшно увлекательные вещи! Я так просто влюбилась в этот предмет! Ну разве это
не здорово, в результате проведения функционально-стоимостного анализа
деятельности вашей компании увидеть, что ваши менеджеры, например, тратят до 40%
рабочего времени на действия, которые не представляют ну никакой ценности для
конечного клиента - то есть делают то, за что клиент вам не платит? А вот вы
менеджеру за это "рабочее время" зарплату платите, тем самым, увеличивая
себестоимость проекта и снижая собственную прибыль! Можно ли с этим бороться?
Да, ряд методов и техник организационного реинженирига позволяют творить чудеса
в корпоративной бухгалтерии! Мы тренируемся пока на … "кошках" - на кейсах из
практики реальных компаний и ждем-не дождемся момента, когда воплотим полученные
знания в жизнь … :-)
Профессор по аккаунтингу - Ханно Робертс - тот самый, который живет в Испании
(вернее имеет там квартиру и семью, а живет он главным образом в самолетах,
летая по миру и читая лекции, будучи крайне востребованным) - обожает три вещи и
ненавидит одну. Обожает он компьютеры Apple, упражнения в Microsoft Excel и
"бананы для топ-менеджеров". Ненавидит он мобильные телефоны.
Бананами для менеджеров он называется графики в Excel, с помощью которых он
настойчиво заставляет нас визуализировать финансовую информацию, утверждая,
что топ-менеджмент, мол, обычно находит пугающим обилие цифр,
необходимость разобраться в которых откладывает принятие решения о-о-очень
надолго! :-)
Applied Microeconomics Прикладная микроэкономика - чрезвычайно
полезный предмет для бизнесменов, так как имеет дело выбором ценовой политики на
рынке, решениями в области инвестирования, стратегиями конкурентной борьбы и так
далее. Опираясь на законы экономики, логики, теорию вероятности и теорию игр
курс предоставляет вам несколько простых и очень эффективных инструментов для
принятия стратегических решений.
Наш профессор, Такако Греве, подходит к процессу обучения очень креативно! А
именно, проводит большое количество экономических игр на занятиях. Так,
например, на первой лекции, когда мы разбирали взаимосвязь спроса и предложения
на рынке, а также влияние на рынок себестоимости производства товара и
покупательской платежеспособности, она устроила торги: все мы получили
индивидуальное задание - либо купить, либо продать одну футболку :-) Продавцы не
могли продать свой товар ниже себестоимости, а покупатели не могли потратить
больше чем готовы были заплатить за футболку. Естественно, цифры у каждого были
разные и никто не знал, у кого какие. И вот мы, изображая рынок, топтались всем
классом по аудитории, пытаясь найти продавца/покупателя, и заключить сделку друг
с другом! Было очень весело! Все как в жизни: некоторым так и не удалось
построить бизнес (продать футболку) - слишком высокая себестоимость - и никто не
хотел покупать! :-)
Так, в играх и кейсах процесс нашего обучения проходит очень интересно и, на
мой взгляд, эффективно.
Одна маленькая деталь: Такако по национальности японка. Вот где проявляются
культурные различия!: во время беседы профессор всегда улыбается, даже тогда
когда вы неправильно отвечаете на вопрос. Совершенно невозможно понять по лицу,
что человек думает про вас и ваш ответ! Все спрятано за вежливой японской
улыбкой. Но эта улыбка не гарантирует вам ни хорошей оценки, ни сдачи экзамена:
Такако - один из самых строгих и бескомпромиссных профессоров на программе
MBA…
Management IT Управление информационными технологиями,- один
из самых трудных для меня предметов: требует определенного уровня компетенции в
компьютерной и информационной сфере. Цель курса - научить будущих управленцев
держать нос по ветру в сфере новых информационных технологий и использовать их
на благо собственного бизнеса.
Профессор - Эспен Андерсен - живая легенда в нашей бизнес-школе.
Двухметрового роста, всегда в галстуке-бабочке, он известен своей любовью к,
так называемым "cold calls", чем наводит ужас на студентов вот уже многие
годы.
Cold сall, в переводе означает "холодный вызов", и во всех бизнес-школах это
метод проверки домашней подготовки студентов. Суть его проста - профессор задает
вам вопрос без предупреждения, неожиданно! Например, просит обрисовать проблему,
которую тот или иной автор затрагивает в такой-то статье. Вы скажете, подумаешь,
какая ерунда, чего же здесь сложного? И действительно, ничего сложного, только к
каждому уроку у вас примерно 10 статей (каждая 15 - 30 страниц), плюс кейс
естественно, и пару глав из книги). Статьи порой встречаются ну просто
нечитабельные: такие компьютерные дебри, что прорваться невозможно! И вот когда
у вас десяток таких статей, схлопотать "холодный вызов" хочется меньше всего!
Вам нужно хотя бы пару секунд, чтобы заглянуть в статью и вспомнить, о чем же
там идет речь (если бы такое случилось, то это был бы уже "warm call" или
"теплый вызов" - метод опроса, популярный у менее кровожадных профессоров,
нежели Эспен), но этих секунд у вас нет, отвечать нужно сразу и в ваших же
интересах отвечать верно и убедительно! Не ответить нельзя - так можно и весь
предмет завалить!
Кстати, объемы того, что мы здесь читаем ежедневно, измеряются килограммами и
километрами! И это самая большая сложность на MBA, особенно для тех, для кого
английский - неродной язык. К каждому дню нам нужно прочесть в среднем около
200- 300 страниц, иногда больше. Мозг периодически отказывается принимать
информацию :-)
Leadership 1 Лидерство - вот так странно звучит этот предмет на
русском - на самом деле нацелен на то, чтобы воспитать из нас харизматичных
лидеров. Курс интересный, ничего не скажу, очень много читаем интересных книг и
статей. Но меня лично не покидает сомнение относительно того, можно ли научиться
быть лидером. Эффективным менеджером? Да! Успешным коммуникатором? Может быть.
Но вот лидером… все-таки харизма, это то, что, либо дано, либо нет от природы.
Тем не менее, курс полезный, а профессор удивительный! Арвид Флагестад обожает
Россию и очень любит девушек!
В прошлом году на весь MBA-класс было всего три девушки, а в этом году целых
девять!! По этому поводу профессор появился на первой лекции с аккордеоном в
руках и сыграл чудную французскую мелодию. Мы были тронуты до глубины души…. а
некоторые девушки до слез! :-)
Group Process Series Этот предмет специально создан для того,
чтобы научить разных людей из разных стран, разного возраста, пола и профессий
работать в одной команде. Лаура Траавик, профессор, который также ведет курс
международных переговоров и ряд предметов, связанных с коммуникацией, помогает
нам больше практическими советами, на тему как эффективно взаимодействовать друг
с другом. А это не всегда происходит гладко. Так, например, в одной из групп
нашего класса возник ужасный конфликт: девочка из Китая, которая оказалась
участницей конфликта, хотела бросить программу. Едва уговорили всем миром
остаться! :-) …
Да, мы все очень разные, совсем друг на друга не похожие! Иногда сложно
понимать друг друга. Об этих культурных различиях, а также о людях, с
которыми я иду через MBA - мой следующий репортаж!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
MBA
Уважаемые коллеги!
Sostav.ru представляет колонку MBA, ведущая которой - Наталья Павленкова, PR- директор РГ Depot WPF, в настоящее время изучает
программу МБА Норвежской школы менеджмента BI (BI Norwegian School of Management, Oslo).
В своих репортажах Наталья будет рассказывать о школе и особенностях ее программы, делиться
своими впечатлениями и наблюдениями.
Надеемся, что информация окажется для вас интересной и полезной: поможет найти ответы на
вопросы, определить ближайшую цель или сделать решающий выбор.
|
|
|