Лекция Сокурова на Red Apple
Известный режиссер об отличии рекламы от других визуальных искусств
«Для меня присутствовать здесь – честь, потому что вы представляете наши крылья, т.е. среду, которая будет поддерживать и развивать визуальную культуру. Многие из вас находятся в составе визуального войска», - поприветствовал гостей Московского международного фестиваля рекламы и маркетинга Red Apple кинорежиссер Александр Сокуров.
Режиссер делит плоды визуальной культуры на две части – на визуальный товар и на предметы искусства. «И там, и там работаю люди. И там, и там есть амбиции. Но где же происходит водораздел?», - задал вопрос Сокуров. По его мнению, люди, занимающиеся визуальным товаром, возбуждают лишь аппетит творения. Они забывают о гуманитарных знаниях, поэтому их продукт вызывает лень и апатию. «Визуальная профессия – это не только ремесленное мастерство, но и эволюционное интеллектуальное развитие. Я не вижу другого выхода, кроме как на одну чашу весов положить мастерство, а на другую - сдерживающее гуманитарное знание”, - сказал Сокуров.
Сокуров считает, что режиссеру рекламы трудно выйти на уровень игрового кино, потому что реклама появилась в результате «порочного зачатия». «Реклама существует в положении, сходным с позицией официанта. «Что угодно», а не «что мне надо», - говорит Сокуров.
По мнению Сокурова, главное качества режиссера рекламы - умение сжимать. Но это может превратить мастера рекламы в «изготовителя пружины». «Рекламный материал – очень сжатый, емкий информационный узел. В 30 секунд мы вкладываем столько же, сколько режиссеры коммерческого кино в полтора. У мастера рекламы хватает сил упаковать, утрамбовать смыслы, он делает это очень быстро. Но как «разжать» материал – он не знает. Внутреннее давление рекламного материала такое сильное, что если мы попытаемся анализировать – мы не сможем этого сделать. С точки зрения драматургии рекламный материал очень часто представляет собой пунктирную линию «смысл-перерыв-смысл-перерыв», - говорит режиссер. «Часто это превращается в хаос, у которого нет художественного результата», - считает Сокуров.
Художественный результат, по мнению режиссера, появляется тогда, когда режиссер опирается на образную структуру, которую он называет «внутренней крепостью».
«Самое трудное – создать систему образов внутри рекламного материала, - говорит Сокуров. – Но именно такие материалы, которые имеют внутреннюю кодировку и напряженность, побеждают на фестивалях и остаются в памяти. Автомобили больше не выпускаются, вещи становятся ненужными, актеры умирают, но образная структура остается». Сокуров считает, что «единственное спасение» мастера рекламы – всеми способами стараться увиливать от буквального исполнения задания и выходить на образный уровень.
«И у игрового кино, и у рекламного «кинематографа» есть норка, в которую все забегают, - говорит Сокуров. - И автор денежной бездарной картины и автор агрессивного рекламного ролика говорит: «Что я могу сделать? Меня заставили». Из компромиссов, подобных этому, состоит жизнь, и у каждого свое решение. Перед человеком, создающее такое визуальное сообщение, существует эта проблема, которую исключать нельзя. Это тот желтый огонек, который гаснет и зажигается, напоминая, что мы переходим грань, которую переходить не следует».