Leonid Musatov - Chief Marketing Officer MTS India
24 декабря 2008 АФК «Система» и Группа Shyam (Индия) создали совместное предприятие - Sistema Shyam Teleservices ltd. (SSTL), что позволило бренду МТС конкурировать с крупными индийскими и международными операторами в стране с населением в 1.17 млрд. человек.
Предлагаемые компанией услуги сотовой связи на основе технологий CDMA выгодны на локальном рынке благодаря высокому качеству связи, безопасности и доступности, что особенно важно для стремительно развивающегося рынка Индии.
SSTL ставит своей задачей войти в число ведущих локальных операторов рынка услуг сотовой связи и стать рентабельной к концу 2013г.
Предпосылки
Рынок телекоммуникационных услуг Индии за последние десять лет изменился до неузнаваемости благодаря многочисленным политическим инициативам
Увеличить абонентскую базу SSTL до 3 млн. человек к концу 2009г.
Создать франчайзинговую сеть насчитываующих 230 фирменных магазинов МТС к концу 2009г.
Обеспечить узнаваемость бренда МТС в ключевых телекоммуникационных округах (Дели, Мумбай, Калькутта, Чинай и т.д.), где сосредоточено потребление голосовых услуг и сервисов передачи данных.
Увеличение количества телекоммуникационных округов, где осуществляет свою деятельность компания, с 1 до 11 с охватом более 50% населения страны.
Предоставление высокоскоростной передачи данных более чем в 30 городах, вкл. города 5- миллионники.
Проведение кампаний для повышения узнаваемости бренда МТС в ключевых телекоммуникационных округах.
Так, в одном из ключевых телекоммуникационных округов – Дели, на период лонча бренда была проведена интегрированная кампания, включающая в себя:
- BTL активности на платных дорогах, ведущих в Дели (брендирование пунктов оплаты, бесплатный проезд в день лонча, раздача промо- материалов). Среднесуточный трафик через пункты оплаты – 10-12 млн человек, бесплатный проезд в день лонча стало центральным событием дня, нашедшим отражение на страницах центральных газет и на ТВ каналах.
- За 10 дней до лонча запущена тизинговая кампания с проецированием тизинговых роликов на торговые центры и офисные здания. В день лонча и в течение недели после лонча промоутировались логотип и слоган компании:
- В день лонча запущена кампания на наружных носителях, на ТВ, в Интернет и в печатных СМИ Креативные материалы, использовавшиеся для поддержки кампании на основных медийных каналах,:
Аналогичные кампании использовались для запуска бренда в других ключевых телекоммуникационных округах Индии
На текущий момент у МТС в Индии более 6 миллионов абонентов. Компания оказывает услуги уже в 12 из 22 областей Индии, и к концу 2010 года будет присутствовать в 15 областях по всей стране.
Бренду МТС присуждена премия SMAI Infocom в номинации «Самый успешный новый оператор Связи» Кампания по запуску бренда в телекоммуникационном штате Дели была признана «Лучшим запуском продукта» 2009г Ассоциацией Агентств по Организации Мероприятий Индии (EEMAX – The Event Management Agency Association of India).
В рамках обмена активами между Индией и Россией, Правительство РФ вошло в число акционеров SSTL. Успешное увеличение абонентской базы в соответствии с поставленными задачами и выход на общенациональный уровень охвата.
Мы уверены в дальнейшем успехе бренда МТС в Индии и рассматриваем его вывод на индийский рынок как возможность повысить стоимость бренда МТС и существенно укрепить позиции МТС на международной арене.
Руководитель отдета маркетинговых коммуникаций Panasonic Rus
Впечатляющий результат МТС! И в первую очередь, для увеличения стоимости бренда на ключевом рыке - здесь, в России. Фактически "омыли сапоги в Индийском океане". Подобные успехи, напрмер, в Китае, возможно, не нашли бы такого отклика в сердцах россиян: ведь Индия для нас всегда была ближе и понятнее Китая. Вдвойне жаль, что МТС фактом индийского успеха пользоваться в российских комуникациях пока стесняется.
Конечно, для объективной оценки успешности или неуспешности данного проекта с точки зрения ROI, изложенных в кейсе данных недостаточно. По той же причине было бы бесмыссленно оценивать саму коммуникационную полтитку МТС в Индии. Возможно МТС в большей степени "купил" себе эту долю рынка. Возможно, что дальнейший рост потребует от компании значительно больших усилий. Но, повторюсь, подобный зарубежный успех российской частной не-сырьевой компании под собственным брендом - это не слабее "бронзы" чемпионата Европы.
Интерес МТС к рынку Индии не случаен. На сегодняшний день индийский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных. При этом в стране с населением более миллиарда человек уровень проникновения сотовой связи остается одним из самых низких в мире. Но уже к 2013 году согласно прогнозам некоторых экспертов по количеству клиентов Индия обойдет рынок Китая!
Но есть и серьезные риски: в Индии около четверти населения живут за чертой бедности, а показатель ARPU – один из самых низких. Иными словами, рынок перспективен только для тех компаний, которые смогут очень быстро наращивать клиентскую базу, увеличивая тем самым общий объем трафика.
С точки зрения конкурентного окружения (на момент выхода на рынок – 16 операторов сотовой связи) можно говорить о том, что явных лидеров нет. Кроме того, рынок специфичен тем, что потребители пользуются услугами сразу нескольких операторов связи. Все это говорит о низком уровне показателя лояльности. Хотя вряд ли «переманивание» клиентов других операторов на столь бурно развивающемся рынке было основной задачей. Немаловажен и тот факт, что Индия открыта для иностранного капитала. Успешный опыт освоения новых рынков у МТС уже есть. Я бы отметил уверенность в подходе: сразу выделены основные с точки зрения перспективности регионы (уровень проникновения сотовой связи в крупных городах в несколько раз выше, чем в деревнях и небольших поселениях), кроме того, развитость медиа здесь намного выше. Приоритет отдан каналам, позволяющим достичь набольшего охвата (явная ориентация на awareness). Отдельной оценки заслуживают механизмы, выбранные для BTL коммуникаций, идея с бесплатным проездом по платным дорогам очень интересная.
Единственное, что вызывает вопрос – это креатив. Создается впечатление, что это в большей степени адаптация российских кампаний. Сложно судить, не имея на руках данных исследований, но, на мой взгляд, для такой страны как Индия, где согласно конституции 21 государственный язык (и более 1500 диалектов), а основной религией является индуизм, - необходим индивидуальный подход, отличный от всего ранее использованного на других рынках. И, возможно, для каждого из регионов, требуется свой индивидуальный подход.
В любом случае стоит гордится, что в России стали появляться брэнды, которые успешно конкурируют на международном уровне!
Бывший старший вице президент по маркетинговым коммуникациям и связям с общественностью "Уралсиб" .
Безусловно, экспансия на такой рынок, как Индия, задача серьезная и амбициозная. Значительный масштаб этого рынка сочетается с крайне высоким уровнем конкуренции, о котором справедливо говорят коллеги из МТС. Вместе с этим, очевидно, что заработать здесь можно, в первую очередь, на объемах, т.к., не думаю, что с отдельного клиента доход будет значимым - с учетом уровня жизни в стране и доходов населения.
Т.е. необходимо чем-то привлечь массового индийского потребителя. А вот чем собираются "привлекать" - непонятно. Описаны рекламные ходы 2009 года - результаты же 2009 года, не смотря на то, что прошел уже год, не представлены. Что делает невозможным проводить какой-либо минимальный анализ правильности стратегии. Да и сама стратегия никак не может ограничиваться лишь рекламной составляющей.
Оставить комментарий
Победители проекта
Определены победители проекта "МТС: 7 шагов к успеху".
Победители получают приз:
- телефон МТС Business 840
- публикацию об авторе на Sostav.ru
Третий год подряд МТС становится самым дорогим российским брендом в рейтинге BRANDZ.
В проекте "7 шагов к успеху" представители компании МТС впервые представят широкой общественности историю успеха компании и в деталях представят кейсы, приблизившие бренд к лидирующим позициям.
Первый выпуск будет посвящен в целом успеху бренда МТС и его результатам на сегодняшний день.
Проект рассчитан на семь недель, каждый новый выпуск выходит по понедельникам, а предыдущие можно будет просмотреть в архиве.
По итогам проекта экспертный совет выберет шесть авторов самых интересных и конструктивных комментариев.
Каждый из них получит призы:
1. Телефон от МТС - МТС Business 840
2. Публикацию об авторе на Sostav.ru
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail